Критика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание

Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс. Различные составляющие музыкального процесса – как творческие, так и организационные – в равной мере значимы, поскольку освещение «положения дел» во всех и в каждой в отдельности сферах должны способствовать получению максимально полной и всесторонней информации. То есть главная цель музыкальной журналистики – «поиск истины» в разных направлениях музыкального дела и доведение этой истины до общественного сознания.

Работа состоит из  1 файл

Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс.docx

— 14.81 Кб (Скачать документ)

Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс. Различные составляющие музыкального процесса – как творческие, так и организационные – в равной мере значимы, поскольку освещение «положения дел» во всех и в каждой в отдельности сферах должны способствовать получению максимально полной и всесторонней информации. То есть главная цель музыкальной журналистики – «поиск истины» в разных направлениях музыкального дела и доведение этой истины до общественного сознания.

Размышляя об особенностях музыкальной  журналистики, для начала необходимо развести два понятия, которые нередко  представляются синонимами: музыкальная журналистика и музыкальная критика. Они принципиально различны.

Понятие «музыкальная критика» отражает характер мыслительной деятельности – художественно-оценочной по своей природе, направленной на творческую составляющую современного для каждого журналиста музыкального процесса.

Понятие «музыкальная журналистика»  отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. То есть музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс.

В музыкознании сложилась традиция говорить только о музыкальной критике  как об исторически развивающемся  явлении музыкально-культурного  процесса. Действительно, ранее во главу  угла ставилось лишь изучение текстов, оставленных музыкальными критиками, что дает историку музыки бесценный  материал для осмысления общественно-художественных запросов эпохи. При этом главный  предмет внимания – что и кем сказано, делало менее значимым – каким способом, в каких условиях это было произнесено.

В трактовках исторического происхождения  музыкальной критики существуют два подхода. Согласно расширительной трактовке музыкальная критика существует столько, сколько существует музыка, поскольку ценностный запрос к явлениям музыкального искусства, отражающий художественные потребности общества на разных этапах его исторического развития, был всегда. Согласно узкой трактовке музыкальная критика возникла тогда, когда усложнились художественные процессы и понадобился реальный механизм, который эти процессы мог бы регулировать и разъяснять (примерно в XVIII в.). Механизм этот – и есть музыкальная журналистика. И принципиально важно понимание того, что не нарождающаяся публичная музыкальная журналистика создала музыкальную критику, но музыкально-критическая мысль в более сложных условиях развития общественно-художественного сознания вышла на качественно новый уровень своего функционирования.

Таким образом, с одной стороны, музыкальная журналистика – более  широкое понятие, охватывающее все  направления музыковедческой деятельности данного рода. С другой – именно творчество является самой важной и  самой сложной для осмысления составляющей музыкального процесса, и именно этим исторически занимается музыкальная критика. Публичный  выход музыкально-критической мысли в сферу общественно-художественного сознания осуществляется главным образом посредством музыкально-критической журналистики. Представляется уместным особо выделить и ввести в оборот обозначения названных двух «подвидов» в традиционной трактовке понятия «музыкальная критика»:

1. Музыкально-критическая мысль – оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления; именно она и есть «музыкальная критика» в точном смысле понятия.

2. Музыкально-критическая журналистика – направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре.

Именно музыкально-критическая  журналистика – самая специфическая  сфера современной музыкально-журналистской  деятельности. Ее пристальное око  вычленяет из современного (для каждого  музыкального критика) музыкального процесса главную составляющую – творчество. Хотя прямых властных возможностей у  музыкально-критической журналистики нет (к разговору о «четвертой власти» журналистики применительно  к музыке!), она, подобно любым  публичным высказываниям, влияет на общественное сознание. Это объективная  истина. Если не знать, что приводимые ниже строки А.Н. Серова были написаны в 1858 г., можно легко перебросить их на полтора столетия вперед:

Толпу, массу журнальными статьями не переучить. В музыкальных делах  это возможно еще менее, нежели, например, в деле о взяточничестве или казнокрадстве. Но тем не менее этот ожидаемый  неуспех всего, что серьезно проповедуется  о музыке, так же мало должен останавливать  течение музыкально-критических  статей, как отсутствие практической пользы не останавливает обличительной  литературы нашего периода2.

Совершенно очевидно, что современная  музыкальная журналистика – это  лишь этап в длительной истории деятельности данного рода. Взгляд на исторический процесс функционирования музыкально-критической  журналистики в мировой музыкальной  культуре опирается на хорошо известные, сохраненные историей письменные источники  музыкальной критики за два века ее существования – и имена  писавших, и сами издания. Знание и  обобщение созданного – важная составляющая профессионализма современного музыкального журналиста.


Информация о работе Критика