Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1].
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией
Представления о развитии общения
История развития средств общения
Наиболее древнее прото-кипу, обнаруженное при раскопках культуры Караль[ (долина Супе, Перу) археологом Рут Марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Solís), датируется по стратиграфическому слою приблизительно временем ранее 2500 года до н. э.[4][5], в связи с чем может считаться предположительно одним из самых древних средств «письменной» коммуникации у человечества.
Филогенетическое развитие общения
Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.
Онтогенетическое развитие общения
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8-10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6-7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[
Язык — прежде всего средство
общения. Общение наше, однако, происходит
в разных местах, в разное время
и с разными собеседниками. Легко
заметить, что в зависимости от
ситуации мы используем по-разному
возможности языка. Одна из важнейших
задач лингвистики — выяснить,
как люди применяют язык в процессе
общения, или, по выражению учёных, в
процессе комму никации. Языковед Григорий
Осипович Винокур замечал, что кроме
«анатомии» языка существует его
«физиология»), и изучать надо не
только устройство языка, но и его
употребление.
Использование языка зависит главным
образом от ситуации общения, от его конкретных
условий. Даже речь про себя тоже общение.
Человек как бы одновременно исполняет
две роли: партнёра, который говорит, и
партнёра, который отвечает. Особенно важна
цель коммуникации, т. е. то, для чего мы
собираемся общаться: чтобы сообщить что-то,
попросить о чём-нибудь или просто провести
время. За некоторыми целями общения в
языке закреплены особые формы выражения.
Например, приказы, распоряжения, просьбы
обычно выражают с помощью повелительного
наклонения: Закрой дверь; Дайте, пожалуйста,
килограмм муки. Если цель — узнать у собеседника
что-либо, то скорее всего используют вопрос-
Как пройти к кинотеатру? Ты не знаешь,
где Серёжа? Цель коммуникации определяет
и подбор слов, и интонацию. Чтобы утешить
маленького ребёнка, мы постараемся говорить
тихим, мягким голосом, используя уменьшительно-ласкательные
обращения: «Тише, Танечка, не плачь/ Не
утонет в речке мяч».
Мы можем разговаривать друг с другом,
а можем обмениваться письмами. Это две
формы коммуникации (общения) — письменная
и устная. Учёные заметили, что устная
речь очень отличается от письменной.
В разговоре многие слова мы можем опустить,
заменить их жестами, выразить свои мысли
и чувства с помощью интонации. В ситуации
непосредственного устного общения можно
сказать собеседнику: Буду там и указать
кивком головы, где именно (например, во
дворе). Но в записке придётся написать
полностью: Я буду во дворе. И наоборот,
речь человека, который вместо Завтра
в семь на Таганке скажет в разговоре:
Я напоминаю тебе, что завтра в семь часов
вечера я буду ждать тебя на
станции метро «Таганская», покажется
нам очень странной. Многие учёные даже
считают, что существуют письменный и
устный языки и что их системы очень сильно
различаются. Наша речь во многом зависит
от того, с кем мы общаемся, каковы отношения
между собеседниками: дружеские, родственные,
нейтральные, официальные. Вряд ли к незнакомому
человеку старше нас по возрасту мы обратимся
на «ты» или скажем ему: Здорово!Привет!'Такое
поведение не соответствует условиям
общения, оно нарушает принятые нормы
речевого этикета. Это ещё один очень важный
параметр ситуации — характер отношений
между партнёрами коммуникации. Имеют
значения также время и место коммуникации.
Жизнь человека распадается на будни и
праздники, на работу и отдых: «Делу —
время, потехе — час». Каждый из этих временных
отрезков тесно связан с определёнными
событиями и возможными типами бесед.
О чём, например, будут говорить школьные
приятели за праздничным столом в день
рождения одного из них? О разном, конечно.
Но вряд ли разговор зайдёт об уроках,
которые заданы на завтра, в подобной обстановке
он неуместен. Про человека, который всё-таки
заведёт о них речь, скажут: «Зануда». Однако
эта же тема вполне естественна на занятиях
в школе. Вспомните известное выражение:
«Не время и не место говорить об этом».
Значит, каждый из носителей языка интуитивно
ощущает, как зависят тема и характер общения
от времени и места, в которых оно происходит.
Конечно, речь во многом зависит от темы
общения. Серьёзный разговор на важную
для собеседников тему вряд ли будет вестись
с шутливыми интонациями. И наоборот, во
время непринуждённой беседы на легкомысленные
темы вполне уместны раскованное речевое
поведение, шутка и игра.
Таким образом, ситуация общения влияет
на то, как мы говорим. Если даже один
из параметров ситуации (партнёры, цель,
форма общения — письменная или
устная, время и место общения)
изменится, речевые средства будут
использоваться по-другому. Знаменитый
гоголевский герой Павел Иванович Чичиков,
отличаясь удивительным умением подстраиваться
под собеседника, буквально очаровал всех
губернских чиновников и их жён. Даже угрюмый
Собакевич сказал о нём: «Преприятный
человек». Эта способность Чичикова очень
ярко проявляется в его речевом поведении.
С сентиментальным Маниловым и его женой
он чрезвычайно обходителен и велеречив.
«Сударыня/ здесь, — сказал Чичиков, —
здесь, вот где, — тут он положил руку на
сердце, — да, здесь пребудет приятность
времени, проведённого с вами!» С «дубинноголовой»
Коробочкой он не церемонится: «Да не найдёшь
слов с вами! Право, словно какая-нибудь,
не говоря дурного слова, дворняжка, что
лежит на сене: и сама не ест, и другим не
даёт». Торгуясь с Собакевичем, Чичиков
расчётлив и осторожен: «Моя цена! Мы, верно,
как-нибудь ошиблись или не понимаем друг
друга, позабыли, в чём состоит предмет.
Я полагаю с своей стороны, положаруку
на сердце: по восьми гривен за душу, это
самая красная цена!». В этих случаях решающее
влияние на речь Чичикова оказывает партнёр
по коммуникации, тот, с кем он в данный
момент разговаривает. Совершенно
особый тип коммуникации — публичная
коммуникация. Публичная речь имеет свои
особенности: она более строгая, официальная.
Во время выступления человек более аккуратен
в выражениях, произношение его более
отчётливо. В непринуждённой обстановке,
общаясь со знакомыми людьми, мы вполне
можем обратиться к ним: Марь Васильна!
Сан Саныч! Но объявляя имена выступающих
на собрании (т е. в более официальной,
публичной обстановке), мы произнесём
их иначе: А сейчас перед вами выступит
Мария Васильевна Иванова или Слово предоставляется
Александру Александровичу Петрову
Итак, речь человека меняется в зависимости
от условий общения. Значит, наш язык как
средство общения неоднороден, он функционально
ориентирован. Лингвисты выделяют три
основные функционально-речевые разновидности
современного русского языка: книжно-письменный
язык,разговорный язык (или разговорная
речъ)и язык художественной литературы.
Книжно-письменная речь — название
условное. Она может существовать
не только в письменной, но и в
устной форме. Именно на нормы книжно-письменного
языка ориентировано любое
В непринуждённой (дружеской, домашней)
обстановке обычно переходят на разговорную
речь. Представьте, что вы слушаете по
радио прогноз погоды. Диктор сообщает:
В последующие сутки ожидается переменная
облачность. Возможны кратковременные
осадки, температура от пяти до десяти
градусов выше нуля. Потом кто-то из друзей
или домашних просит вас пересказать этот
прогноз. Диалог будет примерно следующим:
— Ты погоду не слышал на завтра?
— Слышал. Ну, сказали, погода не оченьДож-дик
обещали. Правда, не на целый день Письменный
язык изучили гораздо лучше, чем разговорный.
Разговорную речь лингвисты начали изучать
сравнительно недавно. Живая речь оказалась
и богаче, чем предполагали, и дальше от
речи письменной. Многие её черты были
совершенно неожиданными для учёных и
породили новые вопросы.
Язык предоставляет нам все возможности, чтобы в любой ситуации полно и точно выразить свои мысли. Нужно только уметь этими возможностями пользоваться.