Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Выявить положительные и отрицательные моменты в использовании персонала ОАО «Продсервис»;
· Предложить мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис».

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.docx

— 125.36 Кб (Скачать документ)
ПОКАЗАТЕЛИ  на 1.01.2007г. на 1.01.2008г. темп изменения (%) или отклонение (+,-)
1. Оборотные  активы, млн. р.  3611 3868 107,12
1.1. Денежные  средства, млн. р.  900 746 82,89
1.2. Финансовые  вложения  0 0 -
1.3. Краткосрочная  дебиторская задолженность, млн.р.  129 193 149,61
2. Краткосрочные  обязательства, млн. р.  4059 4139 101,97
3. Просроченные  обязательства, млн. р.  754 544 72,12
4. Показатели  ликвидности и платежеспособности:      
4.1.Коэффициент  абсолютной ликвидности  0,22 0,18 -0,04
4.2.Коэффициент  промежуточной ликвидности  0,25 0,23 -0,02
4.3.Коэффициент  текущей ликвидности  0,89 0,93 0,04
4.4. Коэффициент  покрытия просроченных обязательств  денежными средствами  1,19 1,37 0,18
 
Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.  
Понятие финансовой устойчивости организации тесно связано с перспективной платежеспособностью. Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа (особенно инвесторам) определить финансовые возможности организации на длительную перспективу. Поэтому изучаются соотношения заемных и собственных источников с различных позиций.  
В табл. 2.4 приведены показатели, характеризующие финансовую устойчивость ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2007 год.  
 
Таблица 2.4  
Данные о показателях финансовой независимости ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2007г.
ПОКАЗАТЕЛИ  на 1.01.2007г. на 1.01.2008г. темп изменения (%) или отклонение (+,-)
1. Валюта  баланса, млн. р.  8457 9606 113,59
2. Собственные  источники финансирования, млн. р.  4398 5467 124,31
3. Заемные  и привлеченные источники финансирования, млн. р.  4059 4139 101,97
4. Собственные  оборотные средства, млн. р.  -448 -271 139,51
5.Просроченные  обязательства, млн. р.  754 544 72,15
6. Оборотные  активы, млн. р.  3611 3868 107,12
7. Показатели  финансовой независимости:       
7.1. Коэффициент  финансовой независимости  0,52 0,57 0,05
7.2. Коэффициент  финансовой зависимости  0,48 0,43 -0,05
7.3. Коэффициент  финансового левериджа  0,92 0,76 -0,16
7.4. Коэффициент  маневренности собственных средств  -0,1 -0,05 0,05
7.5. Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами  -0,12 -0,07 0,05
7.6. Коэффициент  обеспеченности просроченных обязательств  активами  0,09 0,06 -0,03
 
Источник: собственная  разработка автора на основании данных предприятия.  
В соответствии с данными табл. 2.4 коэффициент финансовой независимости на конец 2007 года меньше 0,5 и наблюдается тенденция снижения данного показателя. Также следует отметить снижение коэффициента финансового леверджа, что свидетельствует о снижении зависимости организации от внешних источников. Следует отметить наличие дефицита собственных оборотных средств (-271 млн.руб.). Отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами свидетельствует о финансовой неустойчивости организации. Однако наметилась положительная тенденция роста показателей, характеризующих устойчивость организации.  
В табл. 2.5 приведены основные коэффициенты, характеризующие финансовое положение ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2007 год.  
Таблица 2.5  
Показатели платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2007г.
ПОКАЗАТЕЛИ  НОРМАТИВ  НА 01.01.07 НА 01.01.08
Коэффициент текущей ликвидности  >1 0,89 0,93
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами >0.1 -0,12 -0,07
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Не более  0,85 0,48 0,43
 
Источник: собственная  разработка автора на основании данных предприятия.  
В соответствии с данными табл.2.5 можно сделать следующие выводы:  
1.                Коэффициент текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативного значения. Это связано с тем, что вненоборотные активы предприятия финансируется не только за счет собственных средств, но и за счет краткосрочных заемных средств. Одним из вариантов увеличения данных показателей является целевое финансирование.  
2.                Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами находится в пределах нормы и имеет тенденцию снижения, что свидетельствует об усилении финансовой независимости.  
Таким образом, структуру бухгалтерского баланса ОАО «Продсервис» на конец 2007 года можно признать неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным. Отсутствие собственных оборотных средств делает предприятие финансово неустойчивым. Положительным фактором является рост коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и усиление финансовой независимости предприятия.  
Одним из основных показателей оценки эффективности работы предприятия являются показатели рентабельности, рассчитанные в табл.2.6. Эти показатели более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.  
Таблица 2.6  
Данные о динамике показателей рентабельности деятельности ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2006-2007гг.
ПОКАЗАТЕЛИ  2006 г.  2007 г.  темп изменения (%) или отклонение (+,-)
1. Средняя  стоимость активов, млн.р.  8439 9032 107,03
2. Выручка  от реализации продукции (товаров,  работ, услуг), млн.р.  50023 57585 115,12
3. Полная  себестоимость реализованной продукции  (товаров, работ, услуг), млн.р.  43318 49713 114,76
4. Прибыль  (убыток) от реализации продукции  (товаров, работ, услуг), млн.р.  308 662 214,94
5. Прибыль  (убыток) за отчетный период, млн.р.  228 565 247,81
6. Показатели  рентабельности (убыточности), %      
6.1. Рентабельность (убыточность) продаж  0,62 1,15 0,53
6.2. Рентабельность (убыточность) расходов  0,71 1,33 0,62
6.3 Рентабельность (убыточность) активов  2,7 6,26 3,56
 
Источник: собственная  разработка автора на основании данных предприятия.  
В соответствии с данными табл.2.6 рентабельность продаж в 2007 году (один из основных показателей рентабельности в торговле) равна 1,15%, что ниже нормативного значения 4-6%. Рентабельность активов в 2007 году составила 6,26%, что свидетельствует о достаточно высокой степени эффективности использования имущества, если учесть еще, что значение данного показателя в 2006 году составляло 2,7%. Увеличение рентабельности расходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,62 пункта, свидетельствует о снижение расходов организации на получение 1 рубля прибыли.  
Одновременный рост показателей рентабельности и оборачиваемости активов является положительной оценкой работы ОАО «Продсервис», выраженного в ускорении темпа роста выручки.  
Таким образом, в 2007 году ОАО «Продсервис» имеет низкую рентабельность продаж для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Однако рост таких показателей как рентабельность активов и расходов организации свидетельствует об увеличении отдачи на 1 рубль вложенных расходов, эффективности использования имущества организации.  
Позитивным фактом следует отметить рост всех показателей эффективности работы предприятия: рентабельности и оборачиваемости, приведенными в табл.2.7.  
Таблица 2.7  
Данные о динамике показателей деловой активности ОАО «Продсервис» г.Гродно за 2006-2007гг.
ПОКАЗАТЕЛИ  2006 г.  2007 г.  темп изменения (%) или отклонение (+,-)
1.Средняя  стоимость оборотных активов,  млн.р., в том числе:  3533 3740 105,86
1.1. Материальных  оборотных активов, млн.р.  2083 1967 94,43
1.2. Дебиторской  задолженности, млн.р.  868 950 109,45
2. Средняя  величина кредиторской задолженности,  млн.р.  3189 3707 116,24
3. Выручка  от реализации продукции (товаров,  работ, услуг), млн.р.  50023 57585 115,12
4. Себестоимость  реализованной продукции (товаров,  работ, услуг), млн.р.  36707 42114 114,73
5. Оборачиваемость  в днях:      
5.1. Оборотных  активов  25 23 -2
5.2. Материальных  оборотных активов  20 17 -3
5.3. Дебиторской  задолженности  6 6 0
5.4. Кредиторской  задолженности  31 32 1
6. Продолжительность  операционного цикла  26 23 -3
 

Источник: собственная  разработка автора на основании данных предприятия.  
В соответствии с данными табл.2.7 увеличение эффективности работы ОАО «Продсервис» в 2007 году характеризуется снижением такого показателя как продолжительность операционного цикла на 3 дня по сравнению с 2006 годом за счет снижения оборачиваемости материальных оборотных активов на 3 дня. Увеличение оборачиваемости кредиторской задолженности на 1 день может привести к увеличению просроченной задолженности организации, а следовательно и к дополнительным расходам в виде пени, согласно заключенным договорам с поставщиками.  
Таким образом, за 2007 год произошло увеличение имущества предприятия по всем структурным элементам. Оборотные активы полностью финансируются за счет заемных средств. Бухгалтерский баланс ОАО «Продсервис» на конец 2007 года можно признать неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным. Отсутствие собственных оборотных средств делает предприятие финансово неустойчивым. Положительным фактором является рост коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и усиление финансовой независимости предприятия, рост показателей оборачиваемости, и рентабельности свидетельствует об эффективном использовании имущества организации.  
Повышению конкурентоспособности предприятия может способствовать использование активных методов продажи товаров; проведение рациональной ассортиментной и ценовой политики; установление оптимального режима работы организации; обеспечение высокого качества торгового обслуживания населения; совершенствование аналитической работы; эффективное использование системы материального стимулирования труда работников; рациональное использование ресурсов, соблюдение режима экономии.  
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»  
Эффективность труда во многом определяется применением рациональных подходов к его организации. Опыт показывает, что результат труда связан с условиями, в которых живет и трудится работник, с применяемыми условиями труда, с уровнем мастерства и установленными нормами, наконец, с оплатой труда. Таким образом, организацию труда следует рассматривать как систему использования труда работников, обеспечивающую его функционирование с целью достижения полезного эффекта.  
В области социально-трудовых отношений на ОАО «Продсервис» права и обязанности сторон предусматривает коллективный договор. Целью договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, продуктивной занятости работников, уровня их оплаты труда, эффективной работы Общества, регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.  
В Обществе существует полная, продуктивная и свободно избранная занятость, т.е. работники Общества используются в соответствии с их призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и условиями их трудового договора (контракта).  
В случае кратковременного сокращения объемов производства или его остановки осуществляются следующие меры:  
- используется естественное сокращение рабочих мест (не заполнение вакансий, увольнение по собственному желанию, увольнение совместителей, выход на пенсию и другие);  
- не заключаются новые контракты;  
- производятся внутрипроизводственные переводы намеченных к увольнению работников;  
- применяется практика индивидуальных рабочих графиков;  
-производится временное, с согласия работников, распределение имеющегося объема работ между всеми работниками;  
- предоставляются по желанию работников кратковременные отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.  
При сокращении численности или штата работников, кроме лиц, предусмотренных законодательством (ст. 45 Трудового кодекса Республики Беларусь), предпочтение в оставлении на работе отдается следующим категориям работников:  
- семейным - при наличии двух и более иждивенцев;  
- одиноким женщинам, имеющим несовершеннолетних детей;  
- работникам, получившим травму или профзаболевание на производстве;  
- работникам, которым до пенсии осталось два года или менее;  
- женщинам, мужья которых призваны на действительную военную службу;  
- работникам, обучающимся без отрыва от производства в высших и средних учебных заведениях по направлению Общества  
Рабочее время, время отдыха работников устанавливается в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, трудовым кодексом Республики Беларусь, Правилами внутреннего трудового распорядка, иными актами законодательства.  
Работники акционерного общества работают по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, по режиму шестидневной рабочей недели с одним выходным днем. В магазинах по условиям работы не может быть соблюдена единая продолжительность рабочего дня, поэтому осуществляется суммированный учет рабочего времени, при котором смены дней разной продолжительности, но их сумма за месяц рассчитывается по режиму пятидневной недели.  
Конкретный режим работы всех категорий работников определяется Правилами внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих ОАО «Продсервис» г. Гродно.  
Перерывы в рабочее время для отдыха и питания предоставляются работникам, как правило, не позднее чем через 4 часа после начала работы. В торговом предприятии такой перерыв предоставляется независимо от того, что сам магазин не закрывается на обед. Время обеденного перерыва должно быть достаточным для приема пищи и отдыха, но не более 2-х часов.  
Продолжительность основного минимального отпуска составляет 21 календарный день. Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск, а также работникам с ненормированным рабочим днем - за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Работникам, имеющим непрерывный стаж на данном предприятии свыше 20 лет, за счет собственных средств предоставляется дополнительный поощрительный отпуск - продолжительностью 3 календарных дня.  
Всем работникам, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, создаются необходимые условия для совмещения работы и обучения в соответствии с действующим законодательством.  
При организации труда на ОАО «Продсервис» исходят из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации. Ответственность за состояние условий и охраны труда работников несет Наниматель

Ежегодно выделяются средства для осуществления предусмотренных  коллективным договором, соглашением  мероприятий по улучшению условий  и охраны труда, по профилактике производственного  травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий  труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического  обслуживания работников. Проводится двухступенчатый контроль, День охраны труда.  
Своевременно и качественно проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, по ее результатам разрабатывает мероприятия по проведению рабочих мест в соответствие с санитарно-техническими правилами и нормами, устанавливает компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда.  
Проводится обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.  
За рабочими сохраняется средняя заработная плату на время простоя в случае остановки неисправного оборудования органом государственного надзора технической инспекции труда, если нет возможности обеспечить рабочих другой работой на время вынужденного простоя.  
В случае гибели работника в результате несчастного случая на производстве (не по вине работника) погибшего выплачивается семье единовременная компенсация в установленном действующим законодательством размере.  
Работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или получившим профессиональные заболевания (по вине Нанимателя), выплачивается единовременная компенсация в установленном действующем законодательством размере.  
Лицам, пострадавшим от увечья на производстве, получившим профзаболевания в санаториях-профилакториях обеспечивается оздоровление по путевкам, приобретенных за счет организации.  
На основании вышеизложенного можно говорить, что социальная политика предприятия является средством улучшения отношений в коллективе, способствует сокращению числа конфликтов, помогает привлекать новых работников за счет положительного имиджа предприятия.  
Следует отметить, что основным мотивом труда, безусловно, является получение заработной платы. Она выполняет двоякую роль: платы за труд и стимула к труду. Каждый элемент ее организации является стимулирующим: тарифная ставка и оклад в основном стимулируют выбор значимой профессии и должности, а также квалификацию, доплаты и надбавки – работу в особых условиях, а премии – качество труда.  
Все вопросы установления и изменения форм, систем и размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплаты вознаграждений, дивидендов, материальной помощи, индексации заработной платы в ОАО «Продсервис» решаются по согласованию с Профкомом в пределах заработанных средств. Размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для Нанимателя в качестве низшей границы оплаты труда работников.  
В качестве основы для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников применяется тарифная ставку первого разряда. При необходимости для отдельных категорий работников устанавливаются разные тарифные ставки 1-го разряда.  
Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим, категорий специалистам осуществляется по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.  
При определении разряда учитывается уровень образования конкретного работника, а также сложность выполняемой работы, требующей соответствующей квалификации. Лица, не имеющие образования или стажа работы, установленного квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом, в порядке исключения могут быть назначены (приняты) на соответствующие должности так же, как лица, имеющие предусмотренные квалификационными требованиями образование и стаж работы.  
Оплату труда работников акционерного общества производится по повременно-премиальной системе. Считается, что в повременно-премиальной системе оплаты труда шире диапазон отраженных стимулов к труду по сравнению с простой повременной системой. При необходимости для отдельных категорий работников применяется сдельно-премиальная оплата труда.  
Оплата труда каждого работника определяется его месячным трудовым вкладом и предельными размерами не ограничивается.  
Должностные оклады, месячные тарифные ставки устанавливаются в соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №31 от 30 марта 2004 года, тарифной ставки первого разряда, установленной в Обществе, и тарифного коэффициента соответствующего тарифного разряда ETC.  
По производной профессии (должности) «старший» тарифные коэффициенты повышаются:  
рабочих - до 10% по сравнению с тарифным коэффициентом (кратным размером тарифной ставки первого разряда) основной профессии;  
специалистов, по которым не устанавливаются квалификационные категории, других служащих - на один разряд выше по сравнению с тарифным коэффициентом базовой должности.  
Политику заработной платы ОАО «Продсервис» дополняет политика вознаграждения и услуг, которая преимущественно акцентирует внимание на премировании и выплатах социального характера. Обоснование системы премирования традиционно, но сильнее зависит от финансового состояния ОАО «Продсервис». И, конечно, премирование работников индивидуализировано.  
Премирование работников Общества за текущие результаты работы, высокопроизводительный и качественный труд, единовременное поощрение за высокие достижения и выполнение отдельных заданий производится в соответствии с действующими Положениями, которые являются неотъемлемой частью заключенного коллективного договора..  
Работникам устанавливаются следующие доплаты к тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда:  
по результатам аттестации рабочих мест на работах с неблагоприятными условиями труда не ниже шкалы, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №80 (ст.62 ТК Республики Беларусь) за каждый час работы в этих условиях с учетом степени тяжести и вредности труда;  
за работу в ночное время, при многосменном режиме работы, в выходные и праздничные дни в размерах, установленных законодательством.  
Устанавливаются надбавки и доплаты:  
руководителям, специалистам и служащим надбавки за высокие достижения в труде, высокую квалификацию, сложность и напряженность работы, выполнение особо важной и срочной работы и другие показатели, и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в сумме не превышающей 20% сумм должностных окладов этих категорий работников;  
надбавки за высокое профессиональное мастерство, за высокую культуру обслуживания покупателей, высокое качество выполняемых работ, за классность, продолжительность непрерывной работы (стаж работы);  
доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, разделение смены на две части с перерывом в работе свыше двух часов, за выполнение обязанностей отсутствующих работников и др.  
Размеры данных надбавок и доплат устанавливаются в соответствии с уровнем профессионального мастерства, качеством торгового обслуживания, личным вкладом каждого работника в общие результаты труда и действующим Положением.  
Таким образом, предприятие имеет широкие возможности в воздействии на работников, формируя управление трудом. ОАО «Продсервис» использует такие элементы построения, как привлечение персонала, его задействование и управление мотивацией труда, каждый из которых, в свою очередь, состоит из более конкретных составляющих. Обоснованное отражение в управлении трудом выбранных средств воздействия влияет на валентность и справедливость вознаграждения.  
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»  
В торговле занята большая часть трудоспособного населения страны, поэтому рациональное использование персонала относится к числу важных задач. В торговле, как и в других отраслях экономики, проблема использования рабочей силы должна решаться посредством активного перехода отрасли на интенсивный путь развития. Больший объем производственно-торговой деятельности можно выполнять с меньшим числом работников. Естественно, интенсификация процессов товарного обращения не должна не в коей мере затрагивать качество торгового обслуживания. Наоборот, научная организация труда, рост производительности, ускорение товарооборота можно оценить положительно, если при этом улучшатся и качество обслуживания.  
Для повышения эффективности труда необходимо также создать оптимальные соотношения между такими показателями, как численность и состав работников, производительность труда, объем выполняемых работ, использование рабочего времени и расходование заработной платы. Немаловажное значение для решения этих задач имеет экономический анализ персонала предприятия.  
Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис» проводится по следующим направлениям:  
- обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом профессиональном и квалификационном составе (обеспеченность персоналом);  
- оценка эффективности использования рабочего времени;  
- определение и изучение показателей текучести кадров;  
- изучение производительности труда;  
- изучение влияния трудовых факторов на розничный товарооборот;  
- выявление резервов персонала, более полного и эффективного его использования.  
При анализе обеспеченности ОАО «Продсервис» персоналом используются данные о списочной и среднесписочной численности, структуре рабочей силы. Источниками информации являются «Отчет по труду и движению работников» (форма № 1-труд) (Приложение В), «Отчет об использовании рабочего времени» (форма № 4-труд) (Приложение Г), статистическая отчетность отдела кадров ОАО «Продсервис» по движению работников, другая отчетность.  
Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности работников за отчетный и предыдущие периоды. При анализе используется табл. 2.8.  
Таблица 2.8  
Состав среднесписочной численности ОАО «Продсервис»

Показатель 

2005 год 

2006 год 

2007 год 

Отклонение отчетного 2007 года

от 2005 года

от 2006 года

среднесписочная численность, чел всего 

649

625

632

-17

+7

В том числе:

 

основной вид  деятельности

603

584

590

-13

+6

из них:

 

-руководители 

40

33

39

-1

+6

-специалисты 

76

63

67

-9

+4

-продавцы 

307

279

288

-19

+9

-рабочие 

180

209

196

+16

-13

не основной деятельности

46

41

42

-4

+1

Розничный товарооборот, млн. р.

         

в действующих  ценах 

19552,98

18712,8

23702,2

+4149,22

+4989,4

в сопоставимых ценах 

19552,98

17653,58

18851,68

-701,3

+1198,1

Источник: собственная  разработка автора на основании данных предприятия.  
По данным табл. 2.8 наблюдается увеличение общей численности работников к предыдущему 2006 году на 7 человек, но в сравнении с 2005 численность работников снизилась на 17 чел. Явно выражено увеличение численности всех категорий работников в 2007 году (за исключением рабочих - положительный момент) в сравнении с 2006 годом (руководители - на 6 чел., специалисты – на 4 чел., продавцы – на 9 чел.). Однако в 2006 году было уменьшение численности работников в сравнении с 2005 годом и в 2007 году не достигнут уровень численности работников 2005 года.  
При анализе изучается состав работающих по отдельным категориям и группам как в абсолютном, так и в относительном выражении. Для этого строится таблица, в которой определяется структура кадров: процент динамики численности в целом и по группам работников; выявляется излишек или недостаток обеспеченности кадрами.  
 
Таблица 2.9  
Структура среднесписочной численности работников ОАО «Продсервис»

Категории персонала 

2005 год 

2006 год 

2007 отчетный  год 

Изменение удельного  веса по сравнению, %

человек

%

человек

%

человек

%

с 2005 годом 

с 2006 годом 

Всего

649

100

625

100

632

100

   

в том числе  основной вид деятельности

603

92,9

584

93,44

590

93,35

-0,44

-0,09

из них  
- руководители

40

6,6

33

5,65

39

6,6

 

+0,95

- специалисты 

76

12,6

63

10,8

67

11,36

-1,24

+0,57

- продавцы 

307

50,9

279

47,8

288

48,8

-2,1

+1

- рабочие 

180

29,9

209

35,8

196

33,22

+3,3

-2,6

не основная деятельность

46

7

41

6,56

42

6,6

-4,3

+0,9

Источник: собственная  разработка автора на основании данных предприятия.  
Данные табл. 2.9 показывают, что в анализируемой организации самый большой удельный вес в общей численности работников составляют продавцы. Выше было отмечено, что в 2007 году численность продавцов ниже в сравнении с 2005 годом. Однако удельный вес в общей численности увеличился. Это является положительным моментов, так как от них зависит в основном рост объема продажи товаров. Следует отметить, что рост удельного веса руководителей (в сравнении с 2006 годом удельный вес увеличился на 0,95% и остался на уровне 2005 года) – негативное явление, т.к. растет численность рабочих, не участвующих непосредственно в процессе реализации. В целом отклонение в структуре ОАО «Продсервис» по сравнению с прошлым периодом не значительное. Привлекает внимание снижение удельного веса рабочих, что является положительным для ОАО «Продсервис».  
Данные о движении работников по ОАО «Продсервис» отражены в табл. 2.10.  
Таблица 2.10  
Информация о приеме и увольнении работников ОАО «Продсервис».

Наименование  показателя

2005 год

2006 гол

Отчетный 2007 год

Отклонение 2007 года от предшествующего

2007 год к предшествующему, %

2005 года 

2006 года 

2005 году 

2006 году 

1.Среднесписочная  численность работников, чел. 

649

625

632

-17

+7

97,4

101,1

2.Количество  принятых работников за год,  чел. 

239

242

237

-2

-5

99,2

97,9

3.Количество  выбывших работников за год,  чел. 

253

235

232

-21

-3

91,7

98,7

4.В том числе  увольнение за нарушение трудовой  дисциплины, правил торговли, по  собственному желанию из-за неудовлетворенности  работой, сокращению штатов 

177

175

179

+2

+4

101,1

102,3

5.Общее число  принятых и уволенных работников, чел. 

488

477

469

-19

-8

96,1

98,3

6.Коэффициент  по приему работников (стр2/стр1*100),%

36,8

38,7

37,5

+0,7

-1,2

101,9

196,9

7.Коэффициент  по увольнению работников (стр3/стр1*100),%

38,9

37,6

36,7

-2,2

-0,9

94,3

97,6

8.Коэффициент  текучести кадров (стр4/стр1*100),%

27,3

28

28,3

+1

+0,3

103,7

101,1

9.Коэффициент  общего оборота рабочей силы (стр5/стр1*100),%

75,2

76,3

74,2

-1

-2,1

98,7

97,2

10.Доля работников, проработавших на торговом предприятии  более года, %

65,3

63,5

62,8

-2,5

-0,7

96,2

98,9

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия