Основные функции текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Описание

Эта работа поможет разобраться в основных функциях текста и в особенностях текста непосредственно на примерах.
Перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению текстовых функций, необходимо выяснить некоторые терминологические вопросы. Прежде всего, разобраться, что такое текст, целостность, связность. А также разобраться в типах текстов.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1 Понятие текста...................................................................................................4
2 Основные свойства текста – целостность и связность...................................6
3 Типология текстов.............................................................................................8
4 Функции текста.................................................................................................11
4.1 Текстовые функции в концепции В. Хайнеманна и Д. Фивегера.............11
4.2 Классификация текстовых функций К. Бринкера.......................................13
Заключение...........................................................................................................15
Список использованной литературы и источников..........................................16

Работа состоит из  1 файл

Реферат Основные функции текста.docx

— 34.25 Кб (Скачать документ)

двенадцать часов  ночи (так мне сообщили, и я  этому верю).

Ч. Диккенс»Дэвид  Копперфильд»

6.  Тексты с доминантой  побуждения обладают явно выраженной  функцией побуждения. Такую целевую  направленность имеют рекламные  тексты, программные документы различных  партий, газетный комментарий и  др.

Расскажите самую  интересную историю о путешествии  и выиграйте поездку в страну вашей мечты!

7. Особый, переходный класс  составляют тексты, в которых  доминируют одновременно две  функции. Это могут быть тексты, выполняющие функцию побуждения  и передачи информации (например, информационно-рекламные объявления).

Первое, и самое  главное – Вам нужно понять, что целлюлит – это не просто проблема кожи, слабых мышц или лишнего веса, это комплексная проблема всего организма и лечить ее тоже нужно в комплексе.

Именно поэтому  хочу Вам порекомендовать специальную  методику «Стоп целлюлит».

8. Тексты с доминантой  специальной информации служат  средством обмена информацией  между людьми. Такую функцию выполняют,  например, научные тексты, новости  в средствах массовой коммуникации, прогноз погоды и т. п.

Нельзя сказать, что такой  подход является чем-то новым и единственным в своем роде. Функциональному  подходу отвечает, например, схема  описания типов текста, предложенная Ульрихом Энгелем. Среди «глобальных  целей», выступающих основанием для  вычленения разных групп текстов, он называет: информирование, побуждение, убеждение, поучение, поддержание контакта и эмфазу.

Подавляющее большинство  авторов, занимающихся проблемами текста, при учете факторов реальной коммуникации соответственно сферам общения и  характеру отражения действительности первоначально делят все тексты на нехудожественные и художественные. Нехудожественные тексты характеризуются  установкой на однозначность восприятия; художественные – на неоднозначность. И то и другое принципиально важно.

Кроме того, тексты по форме  представления могут быть устными (в основном в разговорно-бытовой  сфере общения) и письменными (в  сферах официального, специального и  эстетического общения).

 

 

4 Функции текста

4.1 Текстовые функции в концепции В. Хайнеманна и Д. Фивегера

Некоторые авторы предпочитают рассматривать функции текста применительно  к проблеме типологии текстов. В  этой связи обращает на себя внимание концепция В. Хайнеманна и Д. Фивегера, в которой текстовые функции  оказываются первым звеном в многоуровневой системе знаний о характерных чертах отдельных типов текстов.

При определении перечня  текстовых функций решающим обстоятельством  для немецких авторов оказывается ответ на вопрос, какие последствия может повлечь за собой применение того или иного текста в акте коммуникации (интеракции). С их помощью автор текста может:

— психически разгрузить себя (функция самовыражения);

"Не буду  думать об этом сегодня. Подумаю  об этом завтра, ведь завтра  будет новый день"

М. Митчелл «Унесенные ветром»

— установить или поддержать контакт с партнерами (контактная функция);

Главный приоритет  в работе компании - высокое качество. Наши терруарные вина заслуженно занимают первые места в профессиональных конкурсах и дегустациях, получают высокую оценку ведущих мировых  экспертов. Сегодня продукция под  маркой «Фанагория» поставляется в  большинство регионов России и за рубеж.

— получить от партнеров  или сообщить им какую-либо информацию (функция информирования);

Сообщаем, что с целью оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей».

— побудить партнеров что-либо сделать (функция управления, регуляции).

Убедительная просьба не курить, а также выключить на время просмотра свои мобильные телефоны.

Эти четыре первичные функции  обеспечения коммуникации находятся  в тесной взаимосвязи друг с другом: регулирующие тексты одновременно могут  передавать информацию, информирующие  тексты предполагают наличие контакта между партнерами, а для установления или поддержания контакта необходима как минимум способность партнеров  по коммуникации к самовыражению.

С помощью текстов может  достигаться также эстетическое воздействие на партнеров. Эту функцию  В. Хайнеманн и Д. Фивегер называют эстетической и ее особое положение  видят в том, что автор текста, обладающего эстетической функцией, создает с его помощью «мнимую  реальность». Таким образом, если четыре первых функции обращены к реальному  миру, то последняя, пятая, функция обслуживает  мнимый мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Классификация текстовых функций К. Бринкера

В своем подходе К. Бринкер  опирается на классификацию Дж. Серля  и выделяет следующие основные функции  текста:

  1. Информативная функция: отправитель дает понять реципиенту, что хочет сообщить (передать) ему новое знание, проинформировать его о чем-либо. Глаголы типа информировать, сообщать, уведомить и т. п. прямо передают содержание данной функции. «Я (отправитель) информирую тебя (реципиента) о положении дел X (содержание текста)». Наиболее явно информативная функция представлена в газетных, радио- и телевизионных новостях, различного рода описаниях, медицинских заключениях и т. п.

 

Уведомляем Вас  о том, что в вашем доме началась капитальная замена труб горячей, холодной воды в подвале вашего дома (лежаки, стояки (подвальная часть)).

 

  1. Апеллятивная функция: отправитель дает понять реципиенту, что он хочет побудить его занять определенную позицию по отношению к предмету (воздействие на мнение) и / или совершить определенное действие (воздействие на поведение). Применяются глаголы типа побуждать, приказывать, советовать, рекомендовать. «Я (отправитель) призываю тебя (реципиента) занять позицию (принять точку зрения) X / совершить действие X». Апеллятивная функция характерна для рекламных текстов, политических комментариев, инструкций, рецептов и т. п.

 

Советуем посмотреть аналогичный фильм «Страх и трепет».

 

  1. Функция возложения (принятия на себя) обязанностей: отправитель дает понять реципиенту, что обязуется совершить по отношению к нему определенное действие. Эту функцию передают глаголы обещать, обязаться, клясться, гарантировать и др. «Я (отправитель) обязуюсь (по отношению к реципиенту) выполнить действие X». Данная функция находит свое воплощение в договорах, (письменных) соглашениях, гарантийных письмах, клятвах и т. п.

 

Мы гарантируем отличное обслуживание и разумный кредит! Новые автомобили - выберете автомобиль из самого большого автопарка в Болгарии.

 

  1. Контактная функция: отправитель дает понять реципиенту, что в данном случае речь идет о личных отношениях (в особенности об установлении и поддержании личных контактов). Функцию человеческого контакта передают следующие глаголы: благодарить, просить извинения, поздравлять, сожалеть и т.д. Контактная функция находит свое выражение в поздравительных открытках, соболезнованиях и т. п.

 

«Мы очень рады Вашему вниманию и сердечно благодарим Вас за поздравления по случаю нашей  помолвки».

 

  1. Декларативная функция: отправитель дает понять реципиенту, что данный текст создает новую реальность, что (успешное) произнесение текста означает установление определенного положения дел. Декларативная функция почти всегда находит свое прямое выражение в тексте.

 

Купив виллу в  Испании, вы приобретаете в собственность  недвижимое имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Феномен текста, его двунаправленность  рождает множество проблем при  попытке охарактеризовать текст  всесторонне. Данная работа показала примерные  классификации функций текста с  разных точек зрения, типологию и примерное представление, что такое текст в теории текста и лингвистике.

Очевидно, для В. Хайнеманна и Д. Фивегера при делении важно сделать акцент на читательском адресе и цели текста; К. Бринкер, опираясь на классификацию Дж. Серля, также обращает внимание на цель высказываний. Э. Гроссе предлагает выделять восемь классов письменных текстов в зависимости от выполняемой ими функции).

Любая классификация напоминает нам о том, что текст – это  важнейшее средство коммуникации. С  его помощью мы переписываемся, ведем  блоги, составляем рекламные плакаты, пишем статьи и подписываем картины. Текст – неотъемлемая часть жизни  человека, и наша, издателей, задача – применять текст как инструмент для улучшения вкуса читателей, повышения грамотности и возрождения  интереса к литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

1. Валгина Н.С. Теория  текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

2. Маяковский В.В. Поэмы. – М.: АСТ, 2006.

3. Митчелл М. Унесенные ветром. – М.: ЭКСМО, 2000.

4. http://ru.wikipedia.org/

5. http://zskspb.ru/

 


Информация о работе Основные функции текста