Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:09, реферат
Пародия — вид литературной сатиры, сатира на литературный стиль, при помощи которой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его литературу, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает литературу своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. есть вид сатирического разоблачения. Иногда П., направленная на отдельные мелкие и более «невинные» недочеты своей литературы, становится более мягкой, и ее сатирический характер перерастает в юмористический. В литературе упадочной, вырождающейся в эстетское развлекательство, и П. вырождается до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким обр. в истории литературы функция П. очень различна: от П.-шутки до П., игравших боевую, активную роль в классовой борьбе на литературном фронте.
Реферат: Пародия
Пародия
E. Гальперина
Пародия — вид
литературной сатиры, сатира на литературный
стиль, при помощи которой ведется
нападение на классово враждебную идеологию.
Формы П. и ее роль разнообразны.
Она разоблачает враждебный класс,
компрометируя его литературу, всю
его стилевую систему, или исправляет
и очищает литературу своего класса
от чуждых влияний или пережитков.
В обоих случаях П. есть вид
сатирического разоблачения. Иногда
П., направленная на отдельные мелкие
и более «невинные» недочеты своей
литературы, становится более мягкой,
и ее сатирический характер перерастает
в юмористический. В литературе
упадочной, вырождающейся в эстетское
развлекательство, и П. вырождается
до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким
обр. в истории литературы функция П. очень
различна: от П.-шутки до П., игравших боевую,
активную роль в классовой борьбе на литературном
фронте.
Идеалистическая теория
П. была развита русскими формалистами
(Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум, Виноградов),
которые, чрезмерно расширяя понятие
П. и ее роль, выхолащивали ее боевую
социальную функцию. Понимая сущность
искусства как «остранение» материала,
художественность произведения — как
подчеркнутость его конструкции, формы,
формалисты и в П. видели гл. обр. обнажение
конструкции, игру ею. Отсюда П. для них
— типичнейшее литературное произведение.
Так, Шкловский утверждал, что пародийный
роман Стерна «Тристрам Шенди» — «самый
типичный роман всемирной литературы».
Формалисты преувеличивали роль П. и в
литературной эволюции, превращая П. чуть
ли не в основной закон трансформации
литературных форм. Понимая литературное
развитие как смену старых «автоматизированных»
форм новыми «остраненными», формалисты
весь процесс смены «высоких» форм «низкими»,
становления буржуазного стиля и борьбу
буржуазных писателей с нормами аристократической
литературы рассматривали как пародизацию.
Корни формалистской ложной трактовки
П. лежат так. обр. в игнорировании единства
художественной формы и ее классового
содержания, определяющего и творческий
облик отдельного произведения и весь
процесс смены стилей. Все это уничтожало
у формалистов и специфику П. и ее особую
роль в литературной борьбе.
П. нужно отличать
от смежных и сходных литературных
явлений. В противоположность
Как и всякая сатира,
П. разоблачает противника смехом. Ей
всегда присущ момент комического. Она
доводит до абсурда, комически, обессмысливает
враждебный стиль или недостатки
своей литературы. П. и строится обычно
на контрасте пародируемого и
своего стиля. Можно наметить два
вида П.: П., построенная на контрасте
двух стилевых систем, и «преувеличивающая»
П. В первом случае пародист, выбирая
типические и наиболее уязвимые черты
чужого стиля, вводит их в систему
стиля пародирующего. Это внедрение
элементов враждебного стиля
в чуждую, противоположную стилевую
среду и делает их абсурдными, смешными.
Часто при этом черты чуждого
стиля преувеличиваются, но это не
обязательно. Комический эффект может
быть достигнут одним контрастом.
Важно лишь выбрать яркие, типичные
черты враждебного стиля, легко
вызывающие по ассоциации у читателя
весь стилевой облик враждебной литературы.
Крупные П. могут широко выявить
при этом стилевую систему своего
класса. Например в «Дон-Кихоте»
Сервантеса пародийный образ рыцарского
романа дан на контрастном фоне очень
полно развернутого реалистич. бурж.-плутовского
романа. Это придает П. особую социальную
насыщенность и убедительность. И, обратно,
пародийный эффект может достигаться
лишь одним резким контрастным мазком,
введенным в имитацию чужого стиля. Таковы
иронические концовки Гейне.
Пародийный контраст
и разоблачение может достигаться
разнообразными комбинациями стилевых
черт. На лексике напр. основана пародийность,
комически смешивавшей два
Социальная и художественная
значимость П. определяется меткостью
выбора самых уязвимых и типичных
черт враждебного стиля, уменьем
раскрыть его классовую сущность
и ясно противопоставить ему свою
стилевую систему. Наконец П. наиболее
значительна, если она соединяется
с сатирой, и так. обр. литература
враждебного класса разоблачается
вместе со всем его общественным обликом.
В классовой борьбе
в литературе П. использовали разные
классы — и отживающие и восходящие.
Но в истории литературы наиболее
крупные, социально значимые П. связаны
с восходящим классом, в частности
с процессом формирования буржуазной
литературы и ее реалистического
стиля. Не случайно поэтому наибольший
расцвет П. приходится на период XV—XVIII
вв., когда указанный процесс
Сатиры гуманистов
типа «Писем темных людей» или «Похвалы
глупости» несомненно имеют оттенок
П., поскольку, разоблачая обскурантизм
схоластической церковной культуры,
они комически осознают и Литературную
манеру ее. Во Франции XVII в. расцветает
пародийный бурлеск, разоблачающий
«высокие» стили аристократии и
буржуазной верхушки и их «классицизм».
Эти П. оппозиционной мелкой буржуазии
связаны с ростом мелкобуржуазного
реалистического и резко-
В русской литературе
П. использовалась как реакционными,
так и прогрессивными социальными
группами. В конце XVIII и начале XIX
вв. противоречия разных групп дворянства
породили пародии Сумарокова на Ломоносова,
П. «шишковистов» и «карамзинистов». Из
П. XIX в. на дворянскую литературу можно
отметить пародии Достоевского, пародировавшего
романтическую светскую повесть (в «Бедных
людях») и стиль Тургенева (в «Бесах»).
Некрасов писал острые П. на стихотворения
Пушкина и Лермонтова. 60-е гг. вызвали расцвет
сатиры на крепостническую Россию со стороны
самых различных групп — идеологов буржуазно-демократического
радикализма, крестьянской революции
и даже буржуазных либералов. Это вызвало
одновременно и расцвет П. на «высокую»,
«чистую» лирику дворянства. Таковы напр.
пародии «искровцев» — Минаева, Ломана,
Сниткина — и др. Многие П. «Искры» — образец
блестящей политически и классово заостренной
П. Яркий пример борьбы П. против «чистого»
дворянского искусства дал Писарев, пародировав
в «Пушкине и Белинском» пушкинского «Поэта».
Наоборот, пародия К. Пруткова (А. Толстого
и Жемчужниковых) консервативна, несмотря
на ее внешний либерализм.
К концу XIX и в начале
XX вв. П. и на Западе и в России,
сыграв свою роль в борьбе за буржуазную
литературу, вырождается в пародию-шутку,
близкую к стилизации, не четкую
по своей социальной направленности.
Таковы например многочисленные пародии
на русских символистов, осмеивающие
их «непонятность», не раскрывающие ее
социального смысла и не противопоставляющие
ей своего литературного кредо (пародии
А. Измайлова и др.).
В борьбе современной
революционной литературы Запада против
литературы буржуазного загнивания
П. не играет такой большой роли,
как в борьбе молодой буржуазной
литературы против феодальной. Моменты
революционной П. есть напр. в «Очертя
голову» Муссинака, где ироническое
изображение опустошенного интеллигента
подкреплено П. на напыщенно-романтический
пафос мелкобуржуазной литературы.
В советской литературе
имеется уже ряд П. (сб. П. Архангельского,
Швецова, Арго). П. часто была направлена
против враждебных кулацких, мещанских
тенденций в литературе.
Однако не всегда
она была достаточно остра; так напр.
пародии Архангельского на Клычкова
и др. метко имитировали чуждый стиль,
но почти не раскрывали его классового
лица. Одна из важнейших задач советской
П. — очищение социалистической литературы
от мелкобуржуазных литературных пережитков,
от реакционных влияний буржуазной литературы.
В этом особая роль П. в общей борьбе социалистической
литературы за преодоление пережитков
капитализма в сознании. Острые П. дал
Маяковский. Так напр., разоблачая мещанские
настроения поэтов вроде Молчанова, он
зло использует П. на молчановские «пасторали»
с речками и овечками, особенно пошло звучащие
на фоне окружающего их стиха Маяковского.
Своеобразно использована П. в «Трагедийной
ночи» Безыменского. Для заострения основного
содержания поэмы — победы новой социалистической
индустрии над старой «лапотной» Русью,
победы нового социалистического труда
над косностью, ленью и русской стихийной
«удалью» — использован пародийный контраст
двух стилевых систем. Старые косные черты
рабочего даны в пародийной имитации русских
былин. «Расейская стихийность» дана «романтической»
цитатой из Блока: «Черный вечер, Белый
снег. Ветер. Ветер. На ногах не стоит человек».
Но тут же снижена и разоблачена: «И снега
нет, И ветер — обман. На ногах не стоит
— Потому, что пьян».
Безыменский мобилизует
и ряд литературных реминисценций
русских классиков («Чуден Днепр» Гоголя,
«Тиха украинская ночь» Пушкина)
для воссоздания образа старой Украины;
исчезновение ее под ударами советской
индустрии лит-но выражено в том, что
эти куски чужого стиля захлестываются
стихом Безыменского, подчеркнуто насыщенным
словами и ритмом стройки:
«Чуден Днепр
при
всякой погоде,
Когда вольно
и плавно
Могучие
краны
Несут на плотину
бетон.
Грохают краны
У котлована».
Безыменский и Маяковский остро используют пародийный контраст, противопоставляя пародируемым чертам свой стиль. Архангельский часто дает «преувеличивающую» пародию, метко схватывая слабые места писателей (напр. романтические гиперболы Бабеля или кокетничанье свободными ассоциациями Шкловского). Наименее удачные советские П. имитируют пародируемый стиль, но не дают ему оценки, приближаясь к стилизации, превращаясь в П.-шутки. Таковы некоторые пародии Архангельского, пародии Арго.
Список литературы
I. Бегак Б., Кравцов Н.,
Морозов А., Русская литературная пародия,
М. — Л., 1930 (даны тексты пародий, начиная
с XVIII в., кончая поэтами-символистами
здесь же библиографические
указатели литературы и пародий
по пародированным авторам и жанрам)
Мнимая поэзия. Материалы
по истории поэтической пародии
XVIII и XIX вв., под ред. Ю. Тынянова, М. —
Л., 1931
Амфитеатров А. В., Забытый
смех, «Поморная муза», Сатирич. сб. № 1
— Беранжеровцы, М., 1914
То же, сб. № 2 —
Гейневцы, М., 1917
Поэты «Искры», ред.
и примеч. И. Ямпольского. Вступ. ст.
А. П. Селивановского, Л., 1933
Парнас дыбом, изд.
2-е, доп., изд. «Космос», Харьков, 1926
Hamilton W., Parodies of the Works
of English and American Authors, 6 vv., L., 1884—1889
Umlauft F., Das Buch der Parodien und
Travestien aus alter und neuer Zeit, 2 Aufl.,
Wien, 1909
Deffux L. et Dufay P., Anthologie du
pastiche, 2 vv., P., 1927.
II. ОстолоповП., Словарь
древней и новой поэзии, ч. 2, СПБ, 1821 («Изнанка»
«Пародия»
Остолопов первый установил
настоящую роль пародии и описал ее приемы)