Периодическая печать в России XIXв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:27, реферат

Описание

В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни. В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть – 202 издания.

Работа состоит из  1 файл

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.docx

— 48.89 Кб (Скачать документ)

В своих выступлениях газета, ведущим автором которой был  В. Чернов, выдвинувшийся в конце XIX в. в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества, неоднократно подчеркивала, что партия эсеров считает себя выразительницей крестьянских интересов и борется за их осуществление. Партия эсеров, заявляла газета, выдвигает задачу бесплатного наделения крестьян землей за счет национализации не только государственных и монастырских, но и помещичьих земель. Эсеры выступали за демократическую республику, всеобщее избирательное право, свободу слова и печати, бесплатное обучение, восьмичасовой рабочий день. Это была программа партии, и о ней «Революционная Россия» постоянно напоминала читателям.

Вместе с тем она  лишь вскользь говорила о том, что  в борьбе с монархическим строем эсеры используют террористические методы. В течение 1902–1911 гг. эсерами  было совершено более 200 террористических актов, завершившихся убийствами царских  министров, губернаторов, генерал-губернаторов, градоначальников, начальников охранных отделений и других царских сановников.

«Революционная Россия»  выходила до декабря 1905 г. Официальным  органом партии эсеров был также  журнал «Вестник русской революции», вышедший в 1901 г. Он теоретически обосновывал  взгляды эсеров и пропагандировал  их революционные устремления. Оба  эсеровских издания выходили за рубежом.

Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др. Только во время революции 1905–1907 гг. в России было основано около 1500 общественно-политических органов.

Именно такого рода газеты и журналы выражали интересы общественных классов и политических партий, оказывали  идейное, политическое, психологическое  и организационно-практическое воздействие  на социально-экономическую и духовную жизнь народов России.

Первая российская буржуазно-демократическая  революция привела в движение все слои общества, рождая общественно- политические предпосылки легализации  социалистической журналистики. Поражение  в войне с Японией не только усилило недовольство в массах, но и посеяло панику в придворных кругах. Законосовещательная булыгинская Дума не дала желаемых результатов.

Сентябрьская забастовка 1905 г., а затем октябрьская Всероссийская  политическая стачка вынудили правительство  пойти на уступки бастующим. Все  шло к тому, что царское правительство  вынуждено было дать свободу печати, собраний и союзов.

17 октября 1905 г. провозглашается  Манифест, предоставлявший значительные  политические свободы. Возвестивший о начале буржуазного конституционализма, Манифест легализовал деятельность всех политических партий и одновременно способствовал формированию политических партий правительственного лагеря.

Ядро демократического лагеря, существовавшего к моменту принятия Манифеста 17 октября, составляли немногочисленные нелегальные политические партии. Однако с началом революции в этот лагерь влилось массовое рабочее  и крестьянское движение. В демократическом  лагере действовали различные силы. Их пресса отражала существовавшие серьезные  программные и тактические разногласия, но провозглашала и общие цели: ликвидация самодержавно-феодальных пережитков, решение аграрного вопроса.

Лозунги, объединявшие интересы всех демократических сил, стали  ведущими в легальной периодической  печати социалистических партий России, возникшей после Манифеста 17 октября 1905 г.

Важное место в легальной  журналистике России заняла печать РСДРП, вошедшая в систему социалистической прессы страны периода буржуазно-демократической  революции 1905–1907 гг. И хотя сложившиеся  после II съезда РСДРП внутри партии две фракции – большевистская и меньшевистская – резко отличались по своему характеру, политическим, стратегическим, идеологическим, организационным принципам, обе они формально принадлежали к одной партии. Обе фракции во внутрипартийной борьбе опирались на свои издания, также формально считавшиеся органами РСДРП.

Появление в России в октябре 1905 г. легальной социал-демократической  печати знаменовало собой дальнейшее развитие социалистической журналистики.

В период наивысшего подъема  революции, в период перерастания Октябрьской  политической стачки в вооруженное  восстание, 27 октября 1905 г. в Петербурге вышла первая легальная ежедневная большевистская газета «Новая жизнь». Она освещала революционную борьбу трудящихся, систематически агитировала  за введение революционным путем  восьмичасового рабочего дня, пропагандировала лозунги о союзе рабочего класса с крестьянством.

Борясь за осуществление  основных требований буржуазно-демократической  революции, большевики считали движущей силой не буржуазию, а пролетариат. Они поддерживали вооруженные выступления  рабочих, крестьян, солдат и матросов, выступали за создание временного революционного правительства и Советов, вовлекали  в политическую борьбу профессиональные союзы.

На страницах «Новой жизни» были опубликованы статьи Ленина о  задачах партии в легальных условиях работы и отразившаяся на всей последующей  деятельности партийной и советской  журналистики работа «Партийная организация  и партийная литература».

С появлением «Новой жизни» начался период открытого существования  легальной революционной социал-демократической  журналистики. В Москве выходит большевистская газета «Вперед», в Сибири – «Красноярский рабочий», в Киеве – «Работник», в Харькове – «Харьковский рабочий», в Тифлисе – «Кавказский рабочий листок», «Кайц» («Искра») на армянском языке, «Дро» («Время») на грузинском языке, в Эстонии – «Эдази» («Вперед») на эстонском языке.

Весной и летом 1906 г., после  закрытия «Новой жизни», в Петербурге издавались легальные большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо». За годы Первой Российской буржуазно-демократической революции большевики основали 197 газет, журналов и бюллетеней. Главная линия, проводившаяся всей большевистской печатью, – дальнейшее развитие революции, вооруженное восстание, перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Выразителями другого, более  умеренного направления в российской социал-демократии были меньшевики, представлявшие собой составную частью РСДРП. Их легальная и нелегальная пресса представляла собой также составную  часть журналистики социалистических партий России.

Выходившая до октября 1905 г. «Искра» настойчиво разъясняла причины  раскола в РСДРП, проводила мысль  о «свободной» партии, о плехановском понимании аграрной программы российской социал-демократии, о движущих силах революции и т.д.

Образование после II съезда РСДРП двух фракций со своими политическими  платформами привело к тому, что  уже в 1904 г. меньшевики выпустили  газету «Правда», просуществовавшую  до 1906 г., а с лета 1905 г., и особенно после обнародования Манифеста 17 октября, выпустили еще около 20 легальных  изданий – «Современная жизнь», «Московская газета», «Начало» и  др.

Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился  в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое  отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию  пролетарской революции. Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Но при этом они критически относились к экономической сущности революции 1905–1907 гг. Вопреки Ленину они не признавали за пролетариатом роли гегемона революции в силу ряда и объективных и субъективных причин. Выступая в легальной прессе, меньшевики обвиняли Ленина и большевистские издания в ревизионизме марксизма.

В меньшевистских газетах  выступал и Л. Троцкий, порвавший  с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая  фактически отрицала буржуазно-демократическую  революцию как необходимый этап развития революционного исторического  процесса. Это противоречило марксистско-ленинской  концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий», это была крамола, отступничество от теории К. Маркса.

Главное усилие меньшевистской печати было направлено на то, чтобы  укрепить в сознании российской социал-демократии меньшевистское понимание характера буржуазно-демократической революции, ее движущих сил и конечных целей.

В течение десятилетий  в советской журналистике неоспоримой  оставалась мысль о том, что единственной жертвой преследований царских  властей были большевики и их печать. Объективность требуется сказать  о том, что при всей умеренности  меньшевистской прессы, ее склонности к реформизму, она также выражала революционные идеи, особенно до поражения  декабрьского вооруженного восстания, а поэтому, как и большевистская, подвергалась гонениям со стороны властей.

В годы первой российской буржуазно-демократической  революции в полную силу заявила  о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они и выступали от имени различных  слоев крестьянства, так или иначе  оказавшихся втянутыми в революционные  события 1905–1907 гг.

В 1905 г. эсеры выдвинули  из своей среды идеологов и  публицистов, которые и составили  ядро эсеровской журналистики, определяя  ее направление, дух, характер и содержание.

Наиболее активно в  этой революционно-демократической  прессе сотрудничали В. Чернов, Н. Кудрин, М. Энгельгард и другие эсеровские литераторы. Они ставили перед собой задачу развить самосознание трудового народа и осуществить руководство им в его борьбе за политическое и экономическое освобождение.

Эсеры явились представителями  крайне левой фракции сложившейся в России в 1905 г. буржуазной демократии. Объективное значение их деятельности сводилось к осуществлению задач революционной демократии. Этой цели фактически и служила создаваемая эсерами в Петербурге и других городах страны легальная пресса, в частности такие издания, как «Сын отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и др.

Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», вышедшем в конце апреля 1906 г. Газета выдавала себя горячей и искренней  сторонницей представителей русской  революции, русского и международного социализма, подлинной выразительницей  интересов труда. И все же «Голос»  основным своим содержанием отражал  суть эсеровской идеологии, ориентированной  на крестьянство.

С июня 1906 г. во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников – А. Гуковского, Н. Максимова и др.

Вполне естественно, что  над эсеровским «Голосом», выражавшим в известной мере идеологию революционно-демократического крестьянства, стали сгущаться тучи. С начала июня 1906 г. каждый номер  газеты конфисковывался. А 10 июня она была закрыта.

Одновременно с «Голосом»  эсеры предприняли издание в  Петербурге газеты «Дело народа», с  первого номера открыто выражавшей свою ненависть к царизму и  правительственным органам. Газета призывала массы к беспощадной  борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 г. «Дело народа» было закрыто. Летом 1906 г. у эсеров выходит еще  одна легальная газета «Мысль», а с июля 1907 г. центральным органом партии эсеров становится «Знамя труда».

В годы буржуазно-демократической  революции выходили легальные издания  и других социалистических партий: народных социалистов, трудовиков, максималистов  и др. Они выражали ненависть к  самодержавию. Именно за эту революционно-демократическую  направленность легальная пресса эсеров и трудовиков подвергалась жестоким репрессиям со стороны царской цензуры.

В народнической печати периода  первой российской революции особое место занял журнал «Русское богатство», отметивший в 1905 г. свое 30-летие. Долгие годы его идейными руководителями были Н. Михайловский и В. Короленко. Последний к тому же являлся редактором и официальным издателем журнала. Начало революционных событий в стране издание встретило многочисленными публикациями, посвященными годовщине смерти Н. Михайловского – одного из главных основоположников русской социологической школы. В них «Русское богатство» солидаризировалось со старой либерально-народнической доктриной, основу которой составляли отрицание капитализма, буржуазного государства, вера в особый исторический путь России.

Сотрудники «Русского  богатства» примыкали к эсерам, но занимали среди них самое правое крыло. В. Короленко, преодолевший народнические  влияния во второй половине 90-х гг., продолжал оставаться писателем-реалистом  и крупнейшим демократическим публицистом. Большой интерес представляют его  статьи, относящиеся к 900-м гг. и  более позднему времени: «Девятое января в Петербурге», «Возвращение генерала Куропаткина» и др. Короленко занимал  своеобразную позицию по отношению  к большевикам и теории научного социализма. Многое он не принимал и  со многим не соглашался. Но при всем этом он оставался правдивым писателем-реалистом, гуманистом, непримиримым борцом против всякого угнетения.

В период подъема революционного движения осенью 1905 г. «Русское богатство» оказалось в лагере антиправительственной  либерально-буржуазной прессы. В конце  января 1906 г. его издание было приостановлено, и лишь спустя полгода запрет на журнал был снят. Но его курс остался  прежним: основные сотрудники, за исключением  В. Короленко, стали организаторами новой трудовой партии народных социалистов (энэсов). «Русское богатство», став ее органов, заняло промежуточное место между эсерами и кадетами.

Информация о работе Периодическая печать в России XIXв