Первый журнал в мире – «Journal des Savants»: история создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:27, статья

Описание

Честь создания первого в истории журнала принадлежит, как известно, Франции. «Journal des Savants», по признанию Вольтера, «является прообразом всех изданий данного вида».
Основателем появившегося в январе 1665 года первого в истории печати журнального изда-ния стал советник парижского парламента Дени де Салло. Он был первым, кто счел необходимым освещать наиболее примечательные события, происходившие в мире науки.

Работа состоит из  1 файл

Первый журнал.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

    http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=295&level1=main&level2=articles

    Научно-культурологический журнал RELGA (№12 [102] 23.12.2004) 
     

    

    Ажа ХАНОВА 

    Первый  журнал в мире –  «Journal des Savants»: история  создания 

    Честь создания первого в истории журнала  принадлежит, как известно, Франции. «Journal des Savants», по признанию Вольтера, «является прообразом всех изданий данного вида».

    Основателем появившегося в январе 1665 года первого  в истории печати журнального  издания стал советник парижского парламента Дени де Салло. Он был первым, кто счел необходимым освещать наиболее примечательные события, происходившие в мире науки.

    Предприятие Салло, которое нам видится сегодня  столь простым и привычным, было для XVII века настоящим открытием. Научная  общественность была удивлена, что  столь простую и одновременно плодотворную идею, которая ускорила прогресс науки, никто до сих пор не осуществил. Но в то же время, как нередко случается в подобных случаях, не обошлось без появления тех, кто оспаривал у Дени де Салло первенство изобретения. Одни отдавали первенство отцу Жакобу, который в течение 10 лет публиковал «Парижскую библиографию» – список всех книг, печатавшихся в Париже. Другие, восходя к IX веку, находили модель журнала в «Библиотеке Фотуса». Однако эти споры, давно занимавшие ученых, нисколько не умаляют исторической роли Дени де Салло. Притязания его оппонентов не имели основания. Вот мнение одного из французских исследователей истории журналистики, сформулированное еще в XIX веке: «Простой каталог (речь идет об издании отца Жакоба – А.Х.) не может сравниться с журналом… Что же касается “Библиотеки Фотуса”, то хоть она и имеет неоспоримую ценность, но все же далека от журнала. Ведь ученый патриарх ограничился публикацией отрывков из произведений нескольких греческих авторов, которых он читал, будучи в Ассирии. Отрывки сопровождались критическими замечаниями для обучения брата Фотуса, которому собственно и адресовалось издание» [1]. Таким образом, «Библиотека» предназначалась лишь для одного адресата и не имела массовой аудитории, которая, как известно, является одним их ведущих признаков периодического издания. Кроме того, методика работы Фотуса не была журналисткой: издатель не сообщал о книгах по мере их появления, не указывал, где они были изданы, никак не систематизировал предлагаемый материал.

    Однако  в истории французской журналистики мы находим любопытный факт, свидетельствующий о серьезной попытке начать издание журнала. Еще в 1663 году, т.е. за 2 года до появления «Journal des Savants», французский издатель Мезре был на пути создания первого литературного и научного журнала. Найденный исследователями печати документ – разрешение короля Франции Людовика XVI на издание журнала Мезре – убеждает в этом. Позволим себе процитировать этот документ практически в полном объеме, поскольку он показывает, сколь близок был Мезре к осуществлению своей идеи о первом журнальном издании:

    «Господин Мезре, наш историограф, сообщает нам, что  одной из главных  функций истории, которой он занимается вот уже более 25 лет, является примечание новых открытий в  науке и искусстве, знания о которых не менее важны для общества, чем политические и военные новости... Считая важным поставлять читателям не только верную и полезную, но и приятную и развлекательную информацию, он решил печатать каждую неделю издание под названием “Литературный журнал”…

    Полагая, что наука и  искусство иллюстрируют мощь государства  не хуже, чем оружиe, и что французской  нации присущи  в одинаковой степени  мужество и духовность, то мы позволим господину Мезре собирать со всех источников новые открытия, знания, которые появятся в физике, математике, астрономии, медицине, анатомии и хирургии, фармацевтике и химии, в художественном творчестве, архитектуре, мореплавании, сельском хозяйстве, производстве всяких нужных вещей, т.е. во всех науках, как гуманитарных, так и технических, а также во всех видах искусства…Мы даем ему также использовать весь наглядный материал для иллюстрации того или иного факта в целях развития науки и для доказательства достоверности. 

    Мы  ему позволяем  печатать и продавать  свое издание еженедельно, каждые 15 дней, ежемесячно или в виде сборника…Мы также позволяем ему рассказывать о книгах, вышедших в Европе, без того, однако, чтобы предлагать читателю собственные суждения по вопросам морали, религии, политики, в общем, всего того, что может затронуть интересы нашего государства…» [2].

    Дени  де Салло выполнил в определенной степени задачи, поставленные Мезре. Однако «Journal des Savants» имел собственную программу, не имеющую аналогов в предыдущей истории печати. Для подтверждения этого тезиса мы приведем здесь полный текст обращения Дени де Салло к своим читателям: «Цель этого журнала состоит в том, чтобы рассказать обо всем том новом, что происходит в Республике слов. Он будет состоять из:

    Во-первых, полного каталога всех книг, печатающихся в Европе; и мы не ограничимся  простым перечислением названий, как это делалось до сего дня многочисленными библиографами, но мы расскажем об их содержании и назначении.

    Во-вторых, в случае смерти кого-либо из известных  своими идеями или произведениями людей, мы, отдавая им дань уважения, опубликуем каталог его книг с описанием основных этапов его биографии.

    В-третьих, мы расскажем об экспериментах в  физике и химии, которые помогут нам объяснить феномены природы, о новых открытиях в искусствах и науках... о наблюдениях неба и открытиях в анатомии.

    В-четвертых, мы опубликуем решения цензоров Сорбонны и других университетов…

    Наконец, мы постараемся поведать обо всем том, что может интересовать людей науки, и о чем они смогут узнать только в нашем журнале…

    Кроме того, для тех, кто будет недоволен  качеством публикуемых материалов или будет иметь некоторые наблюдения, которые заслуживают опубликования, они будут иметь возможность отправить свои замечания мне, чтобы я смог поместить их в журнале» [3]. (Таким образом, уже в XVII веке де Салло осуществил в журналистской практике принцип «читательской конференции», или «обратной связи»).

    Что ж, можно сказать, что Дени де Салло  в полном объеме выполнил все свои обещания. Как бы ни была тяжела для реализации программа издания, он полностью осуществил все намеченное. Ему удалось выбрать из огромного множества наиболее достойные книги, талантливо развивать предложенные авторами идеи, уделять внимание самым любопытным фактам, блистать тонкой и уверенной критикой, точностью и деликатностью суждений. Современники и последователи не переставали удивляться тому, как такой непростой проект получил столь высокий уровень исполнения. Однако необходимо отметить, что для реализации своего предприятия Дени де Салло привлек немало достойных людей эпохи, своих коллег-ученых, таких, например, как Ги Патен, аббат Вурзеис, Гомбервиль, Шаплен, эрудия которых ни у кого не вызывала сомнений. Мы не знаем, какова была доля участия этих ученых в журнале. Салло, таким образом, может считаться единственным редактором журнала, и он сам объявляет об этом в своей первой редакционной статье: «Исходя из того, что многие сотрудничают в этом журнале, трудно, даже практически невозможно, сохранить единый стиль. Поэтому все материалы будут редактироваться господином де Салло (Дени де Салло говорит о себе в 3-м лице, следуя европейской традиции, принятой в письменной речи XVII–XIX вв.), чтобы иметь единый стиль изложения и гармонию. Поэтому, не изменяя содержания, мы оставляем за собой право менять форму каждого материала. Это необходимо и для того, чтобы журнал имел нейтральную позицию, которая необходима в издании, свободном от всех условностей и предрассудков»[4].

    Периодичность выхода «Journal des Savants» особенно волновала его издателя. Вот как он описывает свои размышления: «Я долго размышлял, должен ли я издавать мой журнал 1 раз в год, ежемесячно или еженедельно… Наконец, я остановился на еженедельной периодичности, поскольку факты устаревают слишком быстро, чтобы говорить о них в ежегодном издании»[5].

    Уже с января 1666 года в «Journal des Savants»  появляются первые иллюстрации: карты, схемы, гравюры, рисунки. Одной из первых и наиболее любопытных иллюстраций  стал рисунок вши, размером 50 см.

    Некоторые изменения претерпело название журнала, данное ему Дени де Салло. Широкая  публика не интересовалась «Journal des Savants», поскольку полагала, что он предназначался лишь эрудитам. Так  продолжалось до 1675 года, пока журнал не перешел в руки аббата де ля Рока, который счел нужным прибавить к названию следующий подзаголовок: «Краткий сборник обо всем удивительном, что происходит в природе, и обо всех самых любопытных открытиях в науке и искусстве». Тем самым удалось привлечь к изданию более широкую аудиторию.

    Такова  история появления первого журнального  периодического издания. Уже к концу XVII века во Франции – колыбели журнальной прессы – насчитывалось более 50 журналов (преимущественно научного и литературоведческого направлений). 
 

    -------------------

    1. Hatin Eugene. Histoire politique et litteraire de la presse en France. – Paris, 1859. – P. 155.

    2. Ibid. – P. 155-156.

    3. Journal des Savants. – 1665. – №1.

    4. Ibid.

    5. Ibid. 

    -------------------

    © Ажа Ханова


Информация о работе Первый журнал в мире – «Journal des Savants»: история создания