Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:20, реферат
А. Белый, начавший свою художественную практику одновременно с теоретическими штудиями правоверного символиста, тем самым вставал на путь и выходящего из-под его авторского контроля экспериментаторства. Сакральность символа, его иррациональная неисчерпаемость, стимулируя философско-эстетические искания, придавала и художественным поискам статус мистических первооткровений. В прозе, жанре более всего “нисходящим”, используя термин “реалистического” символиста Вяч. Иванова, это выразилось в детективной напряженности повествования. Очевидно, поэтому А. Белый и выбрал жанр романа как наиболее приемлемое средство материализации интриги символистских умозрений в интригу спровоцированных авантюр.
А.Белый хочет установить и новую (соответственно «второму Пушкину») меру гармонии, цельности, мыслимой в категориях Апокалипсиса, космизма. Мировой Души. Так, в статье «Апокалипсис в русской поэзии» А.Белый пишет: «Пушкинской цельности не хватает истинной глубины: эта цельность должна раздробиться... элементы ее должны быть перегруппированы в новое единство... Неорганизованный хаос - только он есть тело организующего начала. Пушкинская школа должна поэтому приблизиться к хаосу, сорвать с него покрывало и преодолеть его». Такое эсхатологическое понимание миссии Пушкина и его творчества выводило к проблемам философии истории и культуры: смена эпох и идеологий, власти и анархии, государства и индивидуума, героя (царя) и жертвы (маленького человека).
Оригинальность
подхода А.Белого к пушкинской поэме
состоит в прямой реализации пушкинской
метафоры об эсхатологическом явлении
героя поэмы в
1)
углубление исторической проблематики
до историософской и религиозной;
2) углубление литературной (творческой)
проблематики до мифологической и культурологической;
3) углубление «пушкинской» (в трактовке
Мережковского и Белого) проблематики
до сотворчества с Пушкиным и его произведениями.
В итоге роман А.Белого, особенно в контексте задуманной трилогии «Восток или Запад», во-первых, полемически возобновлял давний спор славянофилов и западников о возможном «3-м», особом пути России в мировой истории; во-вторых, заявлял о создании нового литературного жанра - символистского романа с особой поэтикой «петербургского текста», включающего в себя весь XIX век русской литературы; в-третьих, реально, практически, конкретно воплощал тезис А.Белого-теоретика о примате творчества над познанием, художественного произведения над трактатом, образно-символических обобщений над схематизмом (неполнотой) рефлексии.
В целом поэтика А.Белого в романе «Петербург» формировалась. в полном соответствии с его мыслью о качественно новой цельности, рождающейся из раздробленной пушкинской цельности путем «перегруппировки» его «элементов». При этом иерархический принцип организации художественного произведения - идея и ее воплощение, мысль и «плоть», форма и содержание трансформировался в принцип равноправия уподоблений и соответствий. В результате преобразования произведения из единства формы и содержания в «направленный» хаос «формосодержания», любой элемент текста мог выступать потенциально то как форма (образ), то как содержание (идея), то как условность (аллегория), то как реализованная метафора (феномен оживления, «фантастика»). В таком мифическом - и мифологическом - оживлении косной материи суть символизации и символа - категории максимально расширяющей картину мира и ретроспективно (в прошлое, пространство культуры), и перспективно (в будущее, в пространство религии).
Но если в пределе теории символистское мировоззрение теургично (магично) и пансимволично (всеобщее тождество живого и неживого), то «практика», художественное произведение требует от писателя творца определенного возврата к необходимости структурирования художественного материала, «текста», в произведение, «хаоса» - в жанровую и смысловую целостность. Это и происходит в произведениях А.Белого, но уже на иной, чем прежде, основе. Так, исследователи «Петербурга», и в частности Л.Силард, говорят о «дополнительном структурировании» в символистской прозе: лейтмотивизации, ритмизации, «трансформации сказа», перевернутости субъектно-объектных отношений. На наш взгляд, тем основным принципом организаций текста в «Петербурге», который объединяет эти и другие составляющие (становясь, таким образом, универсальным), является принцип триадности, или ТРОИЧНОСТИ.
Прежде всего троичность продуцирует сама категория символа, сущностно определяемая как триадность, что подтверждается не только работами А.Белого. С другой стороны, символистская триадность мотивируется религиозно, с точки зрения христианской догматики о триипостасности Божественной Троицы, а также историософски (диалектическая триада Гегеля «тезис - антитезис - синтез») и магически (воздействие подобного на подобное при участии мага, теурга) .
Сам
А.Белый подтверждает, развивает, усиливает
найденный принцип
Медный
Всадник в романе «Петербург» - это
эмблема, символ Петра I, который вершит
судьбы не только всемирно-исторические,
но и частные, людские. Это не просто исторический
деятель, но, по А.Белому, и воплощение
Высшей Силы, он маг, «бог», теург. как утверждает
А.Белый, символ, знак города, призванный
слить воедино «западное» и «восточное»
в нечто «3-е». Однако это «3-е», как показано
в романе, становится не синтезом, а наоборот,
местом разрыва, «бездной», окном не в
Европу, а в «4-е пространство» - обиталище
демонических сил, откуда являются чудовищные
Енфраншиши и Липпанченко. У А.Белого -
это окно в иные миры, средство символизации,
раздробления, хаоса, который одновременно
является и преддверием гармонии. Сумасшествие
Евгения в романе А.Белого предстает священным,
мистериальным, так как именно Дудкин
(«alter ego» Евгения) понимает, что необходимо
убить не Аполлона Аполлоновича Аблеухова
- сенатора, оплот самодержавия, а Липпанченко
- оплот нигилизма и революционного терроризма,
альтер эго демонического Енфраншиша,
пришельца из «4-го пространства». Тем
самым Дудкин - «Евгений» кладет конец
интригам Липпанченко, который через сыщика
подстрекает Аблеухова-младшего убить
своего отца, а через адюльтер с Софьей
Лихутиной ввергнуть в бездну сладострастия.
В итоге функционально Дудкин, после убийства
«гадины нигилизма», отождествляется
с Медным Всадником, хотя А.Белый усложняет
амбивалентность, превращая концептуальную
серьезность финала - убийство, в трагифарсовый
шарж, парадокс: «скульптурная» поза Дудкина
верхом на убитом Липпанченко.
Список литературы:
Информация о работе «Петербург» А. Белого как символистский роман