Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:05, реферат
В условиях зарождения и становления монополистического капитализма заметно возросла роль средств массовой информации, что предопределило и обусловило прогресс в области книгопечатания. Технические достижения в полиграфии нашли выражение в механизации печатного и наборного процессов, развитии литографии, возникновении полиграфического машиностроения как самостоятельной отрасли машино-фабричного производства.
Нижневартовский
Государственный
Гуманитарный Университет
« Полиграфическое
Оборудование»
Развитие
техники полиграфии
В условиях зарождения
и становления
Одним из крупнейших
достижений в технике полиграфии
XIX в. была первая скоропечатная машина
цилиндрического типа, изобретенная
еще в 1811 г. немцем Фридрихом Кенигом
и его соотечественником
Раньше в ручном станке для печатания использовали плоские доски, вначале деревянные, а затем металлические. На плоскую доску (талер) ставили покрытую краской форму набора, к которой с помощью декеля прижимали другой доской (пианом) лист бумаги. В скоропечатной машине Кенига и Бауэра предложена принципиально иная конструкция. Лист бумаги, намотанный на цилиндр-барабан, прокатывали по укрепленной на талере форме с набором, получавшим краску от системы вращающихся валиков. Впервые возвратно-поступательное движение пиана, прижимав-щего бумагу к талеру, заменено вращательным движением цилиндра, механизирована подача и нанесение краски на форму. Новая скоропечатная машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном станке можно было отпечатать 100 оттисков в час, то машина Кенига и Бауэра давала свыше 800 оттисков.
Это изобретение оказало огромное влияние на развитие полиграфического машиностроения. Первый завод такого профиля был создан в 1817 г. в здании монастыря Оберцелль близ Вюрцбурга в Германии. На его основе впоследствии возникла фирма«Schnellpressenfabrik Konig und Ваиег», крупнейшее в мире объединение по производству типографских машин.
Растущий спрос на печатные издания и изобретение скоропечатной машины вызвали к жизни ускоренное развитие машинного производства бумаги. Если в концеXVIII в. технология бумажного производства оставалась на уровне времен рождения книгопечатания, то с изобретением в 1799 г. французом Луи Робертом бумагоделочной машины появилась практическая возможность увеличить производство бумаги в несколько раз. На смену тряпичной массе как главному сырью бумажной промышленности пришли вначале волокна различных растений, а с середины XIX в. в бумажную массу начали прибавлять обработанную едким натром древесину в виде сероватой массы целлюлозы. В результате полиграфическая промышленность была обеспечена необходимым количеством бумажной продукции высокого качества.
Во второй половине XIX — начале XX в. усложнились технологические процессы полиграфического производства, совершенствовались и разрабатывались новые конструкции типографского оборудования, позволившие механизировать ряд основных производственных операций.
Вносились усовершенствования и в скоропечатную машину Кенига: улучшилась ее кинематика и технология изготовления отдельных деталей и узлов. Изменилась траектория движения талера, менялся состав эластичной массы для красочных валиков, основными компонентами которой стали глицерин и желатин. Была решена проблема приводки и приправки. В первом случае обеспечивалось точное соотношение печатных полос на обеих сторонах листа и на развороте; во втором достигалось тщательное прилегание бумаги к поверхности подающего барабана. Крометого, широко внедрялись способы автоматической подачи бумаги на цилиндр и последующий ее съем.
С использованием парового двигателя, вытесненного в дальнейшем электроприводом, качественно изменились приводы печатных машин.
В результате значительных конструктивных изменений производительность машин Кенига выросла. Однако, как и всякий технический объект, она имела предел показателей эффективности. Необходимость остановки движения цилиндра в момент приема листа и обратного прохождения талера под ним после отпечатания не позволяла получить более 2 тыс. оттисков в час.
Между тем быстро возраставшие тиражи требовали изыскания новых способов печатания. В 1863 г. изобретатель Вильям Буллок создал принципиально новую ротационную печатную машину. Машина Буллока нечатала с обеих сторон на бумажной ленте, поступавшей на цилиндр, который прижимал ее к другому цилиндру с расположенным на нем стереотипом. Таким образом, впервые весь технологический процесс обеспечивался вращением цилиндров, чем были устранены причины, лимитировавшие производительность машин Кенига. Уже первые образцы ротационной машины Буллока давали 15 тыс. оттисков в час; в дальнейшем значительные конструктивные изменения позволили увеличить эту цифру в два раза.
Параллельно с развитием книгопечатания совершенствовалась технология отливки литер и целых слов. Еще в 1838 г. в Нью-Йорке изобретатель Брэс создал устройство для отливания литер, ставшее прообразом универсальной словолитной машины начала XX в., лучшие модели которой позволяли составлять в строки и полосы за один день несколько десятков тысяч печатных знаков. Дальнейшее развитие получила технология изготовления пуансонов и матриц. Были проведены систематизация и упорядочение шрифтов.
Увеличение печатной продукции требовало ускорения наборного процесса. На смену ручному наборщику, набиравшему в час не более тысячи букв, т. е. 25 строк, пришли наборно-словолитные машины с клавиатурой, устроенной по принципу современной пишущей машинки.
Выдающаяся роль в развитии наборных машин принадлежит русским изобретателям. В 1866 г. механик П. П. Клягинский создал оригинальный «автомат-наборщик». И. Н. Ливчак и Д. А. Тимирязев внесли большой вклад в создание и развитие матрицевыбивальных машин. В 1870 г. инженер М. И. Алисов построил первые образцы наборно-печатных машин, скорость которых составляла 80—120 знаков в минуту.
Перваянаборно-словолитная
машина, получившаяширокое применение,
сконструирована в 1886 г. в США О. Мергенталером
и названа «линотип»'. Через два года канадцы
Роджерс и Брайт создали новый образец
отливной машины — «типограф». В 1892 г.
построен «монотип» Ланстона, а в 1893 г.
— «монолейн» Скуддера. Изобретение и
быстрое распространение наборно-словолитных
машин, а также разработка и создание фотонаборных
конструкций позволили не только увеличить
количество выходящих изделий, но и внести
значительные изменения в художественное
оформление книги.
На смену трудоемкой и дорогостоящей гравюре на меди пришла литография, открытая Алоизом Зенефельдером. При литографической печати оттиски получали переносом краски под давлением с нерельефной поверхности непосредственно на бумагу. Новый способ как разновидность плоской печати определялся положением печатных элементов в одной плоскости со всел поверхностью печатной формы.
Литографический способ печати, более простой и дешевый, быстро монополизировал печатное производство. Наибольшее распространение получила художественная литография.
Интенсификация
и значительное расширение печатного
производства вызвали во второй половине
XIX в. появление новых, более совершенных
образцов полиграфического машиностроения.
Создавались специализированные объединения
по производству печатного оборудования.
Крупнейшими из них были: BrepMaHnn«
В России наряду с ввозимым из-за рубежа оборудованием в 80—90-е годы XIX в. развивалось свое полиграфическое машиностроение. Первоначально производство печатных машин и станков было сосредоточено на Ижевском заводе и Александровской мануфактуре. В дальнейшем их стал изготавливать Петербургский заводИ. Гольдберга, который к началу XX в. выпустил более 300 плоскопечатных машин [3, с. 534]. В 1897 г. в России впервые была изобретена и построена машина для печатания ценных бумаг, сконструированная техником И. И. Орловым [4, с. 308]. Изображение с печатной формы передавалось вначале на эластичные валики, а затем на сборную форму, с которой и делался оттиск. Эта четырехкрасочная одно-прокатная машина была прообразом немецкой конструкции «Ирис» и американской системы «Котрель», появившихся значительно позже.
Наиболее характерной чертой прогресса в области полиграфического машиностроения было создание новых моделей печатных станков со значительно улучшенными техническими характеристиками. Параллельно с этим совершенствовались наборно-словолитные и фотонаборные машины. Были разработаны новые ротационные образцы, печатавшие с углубленных форм по способу «тифдрук» или «ротационное меццотинто» и с плоских форм по способу «офсет».
Дальнейшее развитие получила технология иллюстрирования печатных изданий. Возникли новые фотомеханические способы фототипия и альбер-тотиния, распространились медные и цинковые клише. Наряду с литографским камнем появились хромолитография и олеография.
Быстро развились новые виды печати: ксилография, линогравюра, цинкография, ракельный тифдрук, ^трафаретная и глубокая печать. Наряду с крупными полиграфическими машинами появилось значительное количество специальных моделей для печатания карточек, бланков, обложек, различной специальной документации.
Совершенствовалось изготовление текстовой и иллюстративной печатных форм, еще более улучшились отделочные производственные процессы: брошюрование, переплет, тиснение.
Прочно вошла в жизнь печатная машинка, первая модель которой была изготовлена] в 1867 г. в США К. Шолсом. Ее развитие обеспечило оперативное распространение служебной и производственной документации.
Интенсивное развитие
полиграфической промышленности в
странах Европы и в США было
продиктовано все возраставшим ростом
печатной продукции. Это относится
к книжным тиражам и к
К началу] первой мировой войны вся издательская деятельность была монополизирована мощными корпорациями и трестами. Не выдерживая конкуренции, мелкие предприниматели или объединялись в ассоциации или, чаще всего, разорялись. Возникли крупнейшие издательские концерны: в Германии «Scherl» и «Mosse», в Англии «Nordkliff» и «Beavenbruck», в США «Herst».
Обретая огромную практическую силу, эти концерны активно воздействовали на руководящий государственный аппарат и проводимую им внутреннюю и внешнюю политику. В их руках было сосредоточено все полиграфическое оборудование, подготовка, выпуск и распространение печати.
Информация для периодической печати поступала от специальных телеграфных агентств. Крупнейшими из них были агентства: в Англии— Рейтера, в Германии Вольфа, в Италии — Стефани, в США — ((Associated Press», во Франции — Гаваса. Помимо получаемых от агентств материалов, большое количество политической, культурной, спортивной, хроникальной информации поступало в печать от собственных корреспондентов газет, аккредитованных в различных странах мира. Наиболее представительными газетами были: «Petit Parisien», «Figaro», «Times», «Daily Mail», «New-York Herald». В 1913 г. тираж крупнейшей газеты мира «Petit Parisien» составил 1 636 485 экземпляров.
Интенсивное развитие
книгоиздательства в начале XX в.
характерно для многих стран. Так, в
одной Германии ежегодно выходило не
менее 31 тыс. книг [6, с. 7]. Книги не только
насыщали внутренний рынок, но и шли на
экспорт, составляя значительный процент
во внешнеторговом балансе стран с сильно
развитой полиграфической промышленностью.
Крупнейшими книгоиздательскими центрами
были Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Оксфорд,
Кэмбридж. Серьезные изменения претерпела
полиграфическая промышленность в России.
Технические достижения полиграфической индустрии в России были теснейшим образом связаны с развитием и утверждением капиталистического способа производства. Создавались крупные полиграфические капиталистические предприятия с большим числом рабочих. Начался отток крестьян в город.
Крестьяне бросали свои земледельческие угодья и отхожие промыслы уходили с насиженных мест в город с надеждой на крупные заработки! Пореформенная Россия менялась. Город с крупными предприятиями в том числе и полиграфическими, «проглатывал» земледельцев с их полнейшей неприспособленностью к новым условиям жизни. По анкете 1907 г. из 4982 московских печатников только 37,6% не имели связи с деревней; 46% имели земледельческое хозяйство [7, с. 39]. Таким образом, почти половина рабочих, занятых в печатном производстве, еще вчера были крестьянами. Городская жизнь даже в чисто материальном плане не могла компенсировать того, с чем они порвали, от чего ушли. 20—22 копейки получал наборщик за 1000 букв в Москве и Петербурге. А в провинции и того меньше. Эти цены держались с восьмидесятых годов прошлого века до начала первой мировой войны.