Правовое регулирование в журналистике экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:12, реферат

Описание

Экстремальная журналистика, или журналистика экстремальных ситуаций, - это одно из направлений журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно в зонах боевых действий, этно-религиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья1.

Работа состоит из  1 файл

чистовик.docx

— 30.65 Кб (Скачать документ)

ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ЖУРНАЛИСТИКЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

     Введение

     Экстремальная журналистика, или журналистика экстремальных  ситуаций, - это одно из направлений  журналистики, в котором сбор и  анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно  в зонах  боевых действий, этно-религиозных  и иных вооруженных конфликтов, районах  чрезвычайных положений, природных  и техногенных катастроф. При  этом работа журналиста осложнена самой  ситуацией, в которой он выполняет  свои профессиональные обязанности, а  также риском для его жизни  и здоровья1.

     Впервые в теории российской журналистики термин появился после распада Советского Союза, когда на его бывших окраинах стали вспыхивать политические конфликты, часто переходившие в кровопролитные межэтнические столкновения. В данный момент изучение проблем, связанных с журналистикой экстремальных ситуаций, приобретает особую актуальность в связи с непрекращающимся ростом числа региональных вооруженных конфликтов (события «арабской весны», их последствия для стран Ближнего Востока и Северной Африки, продолжение конфликтных сюжетов «Израиль – Палестина», «Турция – курды») и, соответственно, с расширением спектра задач, стоящих перед российскими корреспондентами, работающих в представительствах российских СМИ (специальных бюро) за рубежом.

     Здоровье  и жизнь журналиста, вынужденного работать в чрезвычайных условиях, может подвергаться самым различным  степеням риска. С одной стороны, журналист подвергается опасностям войны вообще. Он может стать жертвой непосредственно военных действий (бомбардировки, перестрелки, в которой он может пострадать как от случайной пули, так и от прицельно ведущегося по нему огня, и т.д.). Все это риск, связанный с пребыванием в зоне боевых действий.

   С другой стороны, журналист может  стать жертвой незаконных действий со стороны властей, в частности, вооруженных сил или полиции, той страны, где он находится либо добровольно, либо против своей воли (арест, дурное обращение, исчезновение и т.д.)2. В данном случае речь идет о повышенной степени трудности выполнения  журналистской работы за рубежом и, в целом, рисками, связанными с профессией журналиста-междунродника. 

   Сложность данного вопроса заключается  в первую очередь в том, что  на данный момент механизмы правового  регулирования деятельности российских журналистов в данный момент отрегулированы недостаточно полно, причем как со стороны  российского законодательства, так  и с точки зрения норм международного права. Цель работы – выяснить, какими методами и нормами определяется вопрос правового регулирования деятельности российских журналистов в экстремальном режиме.

   Регулирование в российским законодательстве

   С одной стороны, работа в сфере  экстремальной журналистики является предметом регулирования общего российского законодательства. Нормы права средств массовой информации (массово-информационного права) находят отражение в российском конституционном праве (право на получение и распространение информации, которое имеет непосредственное отношение к журналистам). В уголовном праве зафиксированы преступления, направленные на воспрепятствование деятельности журналистов, и предусмотрено наказание за них.  В гражданском праве говорится о специфике распространения сведений, ущемляющих честь и достоинство людей и др. Разумеется, все вышеперечисленные нормы были положены юристами в основу источников права, призванных более конкретно регулировать отношения в сфере российской журналистики («Закон РФ о средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации»). Надо отметить, что российское законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантировать ему возможность беспрепятственного осуществления своей работы. Так, например, ст. 47 Закона «О средствах массовой информации» прямо предоставляет журналистам право посещать специально охраняемые места аварий и катастроф. Журналисты должны быть допущены к работе в указанных местах даже в том случае, если каким-либо ведомственным нормативным актом запрещается допускать на такие территории «посторонних лиц», так как они «посторонними» (в силу прямого указания закона и получения в связи с этим особого временного статуса) не являются. Правоохранительные органы не только не могут препятствовать работе журналиста, но, напротив, на них ложится обязанность организовать работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы она не мешала проведению спасательных работ или работе криминалистов и следователей.

   Правоохранительные  органы обязаны обеспечить безопасность журналиста, которому Законом «О средствах  массовой информации» гарантирована  защита как лицу, исполняющему общественный долг.

   В течение длительного времени  особому положению журналистов, находящихся в опасных командировках, уделяется внимание в документах права вооруженного конфликта. Принципиальное значение для определения правового  статуса журналиста и возможностей для работы имеет Федеральный  конституционный Закон «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 года), который  четко определяет предпосылки к  объявлению в стране или отдельных  ее регионах чрезвычайного положения, формулирует условия особого  правового режима и, в том числе, ограничения на передвижения граждан. Хотя Закон не содержит прямых ограничений  на работу журналистов, отдельные его  положения могут трактоваться должностными лицами на местах для введения дополнительных условий, затрудняющих для журналистов  выполнение их профессиональных обязанностей.

   То, что в российском законодательстве отсутствует единый правовой источник, защищающий права журналистов, работающих в горячих точках, не означает, что  данные нормы не были закреплены в  других нормативно-правовых актах. Так, положения о работе корреспондентов, оказавшихся при исполнении профессионального долга в экстремальной обстановке, содержатся в «Военной доктрине Российской Федерации» (от 21.07.2000 г.), в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» (от 27.05.1998 г.), Законе «Об обороне» (от 31.05.1996 г.), «О борьбе с терроризмом» (от 25.07.1998 г.) и др.

    

   Регулирование в международном праве

   Несмотря  на то, что в системе российского  законодательства до сих пор не сложилось  четких норм, регулирующих вопрос правовой координации деятельности журналистов, оказавшихся в экстремальных  условиях при исполнении задания, данный вопрос гораздо лучше регулируется  системой международного права. В отличие от российского законодательства, в международном праве эти нормы стали складываться намного раньше3. Первые юридические документы, относящиеся к рассматриваемому вопросу, появились ещё в начале XIX века и к началу XXI ушли намного дальше вперед. 

   Ст.13 Гаагского положения о законах  и обычаях войны (приложения к  Гаагским конвенциям 1899 и 1907 гг.), а также  в Женевской конвенции от 27 июля 1929 года от обращения с военнопленными, говорится о «газетных корреспондентах». Ст.81 Конвенции 1929 г. предусматривается, что «лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие при этом в их личный состав, такие, как корреспонденты, репортеры газет, маркитанты и поставщики, оказавшиеся во власти противника, который считает необходимым их задержание, имеют право на обращение с ними как с военнопленными при условии имеющегося у них законного разрешения военных властей вооруженных сил, за которыми они следуют». Так, журналисты имеют право в случае захвата на то же обращение, что и военнопленные, хотя они сохраняют статус гражданского лица. Но при этом должно быть соблюдено важнейшее условие: они обязаны иметь удостоверение, выданное военными властями их страны». Удостоверение военного корреспондента играет приблизительно ту же роль, что и форма солдата: оно создает презумпцию. Защитой пользуются только те журналисты, которые аккредитованы при вооруженных силах4.

   Вопрос  об улучшении защиты журналистов  в опасных командировках неоднократно обсуждался в различных международных  организациях, в том числе и  на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Озабоченность в этой связи выражали главным образом журналистские объединения и профсоюзы. После одного из выступлений во время общих дебатов на Генеральной Ассамблее ООН в 1970 г., Морис Шуманн (на тот момент министр иностранных дел Франции) предложил, чтобы ООН проявила инициативу в этой области.  Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 2673 (9 декабря 1970 г.) призвала Экономический и социальный совет и Комиссию по правам человека, разработать проект особой конвенции, которая обеспечила бы защиту журналистов, находящихся в опасных командировках. Так возникла мысль о разработке особой Конвенции.

   Авторы  проекта Конвенции ООН сделали попытку улучшить положение журналистов в опасных командировках путем создания для них особого статуса. В соответствии со ст.10, стороны, участвующие в конфликте, «должны делать все от них зависящее для журналистов… в частности… а) предоставлять журналистам разумную защиту от опасностей, создаваемых конфликтом; б) предостерегать журналистов от посещения опасных зон;  …г) сообщать необходимые сведения в случае смерти, исчезновения, заключения в плен и т.д.».

8 июня 1977 года были приняты Дополнительные  протоколы к женевским конвенциям. В Протокол I, который относится к международным вооруженным конфликтам, включена статья 79 «Меры по защите журналистов».

     Статья, в частности, констатирует, что:

   - журналист, находящийся в опасной командировке в районе вооруженного конфликта, будучи гражданским лицом, пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом гражданским лицам;

       - за военными корреспондентами, аккредитованными при вооруженных силах, сохраняется особое положение, которое признается ст.4-а, п.4 III Конвенции;

        - удостоверение личности, образец которого приводится в приложении к Протоколу, является доказательством, что владелец удостоверения действительно является журналистом.

     В отношении журналиста, которого задерживают  власти страны, гражданином которого он является, применяется внутреннее законодательство. В отношении журналистов страны, не участвующей в конфликте, в случае задержания их одной из конфликтующих сторон, действуют нормы права мирного времени.

   Заключение

   Само  по себе российское и международное  законодательство не в состоянии  защитить журналиста во всех абсолютно  ситуациях и, в условиях войны, носит  для воюющих сторон скорее рекомендательный, декларативный характер.

   Практика  работы журналистов в зонах стихийных  бедствий и техногенных катастроф  показывает, что они легко могут  стать жертвами мародеров и преступных групп. Журналист лишается защиты права  и в случае, когда он непосредственно  принимает участие в боевых действиях. Журналист, находящийся в момент вооруженного конфликта «на переднем крае», действует на свой страх и риск, равно как и тот, кто выходит на боевые задания вместе с подразделениями специального назначения.

   Защита, которую нормы международного гуманитарного  права могут гарантировать журналистам, по-прнжнему остается ненадежной. Журналист, находящийся в служебной командировке в зоне военных действий, является гражданским лицом и должен, таким образом, при любых обстоятельствах находиться под защитой, которая предоставляется каждому гражданскому лицу. А правовые нормы, которые обеспечивают защиту гражданского населения в целом и отдельных гражданских лиц, недвусмысленно утверждают: гражданское лицо пользуется абсолютной неприкосновенностью до тех пор, пока оно не принимает личного участия в военных действиях.

   Деятельность  журналиста  в ходе конфликта, как  внутреннего, так и международного, всегда будет связана с риском. Вот почему любые нормы гуманитарного права, относящиеся к защите прав журналистов, могут не всегда защитить журналистов от последствий добровольно принятого решения.  
 
 
 
 
 
 
 

   Литература  и источники:

  1. Пресс-службы и гласность. Фонд защиты гласности. Под ред. А.Г.Симонова. М., Юридический мир, 2006.
  2. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Издательство Московского Государственного Университета, 2002.
  3. Ганс-Петтер Гассер. Защита журналистов в опасных командировках. International Review of the Red Cross. Международный Комитет Красного Креста, 1994
  4. Центр экстремальной журналистики   http://www.cjes.ru/
  5. И.И. Лукашук. Средства массовой информации, государство, право. Библиотека российского объединения избирателей. Стольный град. Москва, 2001.
  6. Акты законодательства.

Информация о работе Правовое регулирование в журналистике экстремальных ситуаций