Пресса стран Северной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:39, реферат

Описание

К странам Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Исландию. Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеобщая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации.


В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. — Швеция (1632); Дания (1749).

Содержание

Введение.

•Пресса Норвегии.
•Пресса Швеции.
•Пресса Финляндии.
•Пресса Дании.
•Пресса Иландии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Пресса стран Северной Европы.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

П л а н: 
 

Введение.

  • Пресса Норвегии.
  • Пресса Швеции.
  • Пресса Финляндии.
  • Пресса Дании.
  • Пресса Иландии.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

К странам  Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Исландию. Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеобщая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации. 

В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. — Швеция (1632); Дания (1749). 

Пресса  Норвегии.  

Как и  в других развитых странах, в послевоенное время в Норвегии активизировались процессы концентрации и монополизации прессы. В 1950 году в Норвегии было 47 населенных пунктов, где издавалось 2 и более газеты. Однако к 1965 году эта цифра упала до 39. Множество газет стало разоряться, и журналисты начали работу по организации предоставления кредитов прессе со стороны государства. 

Разностороннее  развитие норвежской прессы отражается не только в большом количестве существующих газет, но также и в различности  их направлений, взглядов, в разнообразии мнений, которые они отражают, и богатом разнообразном содержании. В Норвегии даже те газеты, которые выходят раз в неделю, являются частью прессы и имеют равные права с другими изданиями. Многие нерегулярно выходящие газеты имеют маленький ареал распространения. Это отражает не столько узкий круг интересов, затрагиваемый газетой, сколько небольшое количество населения в том или ином районе. 

Буквально до последнего времени можно было определенно сказать, что все  норвежские газеты – локальные, занимающиеся интересами и распространяющиеся в пределах своего небольшого региона. Региональность прессы сильна и сейчас, однако в последние годы появились действительно общенациональные газеты, читаемые во всех уголках страны. Например, «Верденс Ганг», соперничающая с одной из самых популярных «Афтенпостен» в звании «национальной газеты». В то же время норвежцы стали стремиться выйти за пределы своих частных, региональных интересов, и многие читают не одну, а несколько газет, что дает возможность сравнения и выбора. Однако журналисты стремятся сочетать на страницах газет национальные и региональные интересы, отдавая дань проблемам конкретного читателя, что обусловливает столь разнообразный состав материалов на страницах газет. 

В начале 90-х годов положение было оптимистичным: если исключить книги, то средний норвежец в возрасте старше 15 лет проводил за чтением в среднем 1 час в день. В стране в это время выходило 60 ежедневных газет и 96, выходящих 2–5 раз в неделю общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Таким образом, на каждую семью приходится по 1,1 экземпляра газет и столько же журналов. На каждого норвежца в год расходуется 28,3 кг газетной бумаги.

Норвежцы  по праву считаются одним из самых читающих народов мира. В середине 1990-х годов на 1000 человек населения приходилось 600 экземпляров газет. В течение последних лет норвежцы остаются самыми прилежными читателями ежедневных газет не только в Европе, но и во всем мире. 

По состоянию  на конец 1990-х – начало 2000-х годов  в стране издавалось 86 газет периодичностью выхода от четырех до семи раз в  неделю. Их общий тираж составлял 2,6 млн. экземпляров, что составляло 613 экземпляров на 1000 читателей. Этот показатель – самый высокий в Скандинавии (в целом по Скандинавии приходится 511 экземпляров газет на 1000 читателей). 
 

Пресса  Швеции. 

Газеты   

Статистика  показывает, что шведы входят в  число самых активных покупателей газет в мире. В 1995 году выходило 95 газет с так называемой высокой периодичностью (4–7 выпусков в неделю) с общим тиражом около 4,1 миллиона или 465 экземпляров на 1000 жителей. Газеты с низкой периодичностью (1–3 выпуска в неделю) – а их насчитывается около 70 – представляли собой главным образом местные издания или газеты, выражающие особые политические или идеологические точки зрения. Их тираж составляет примерно 10% от общего тиража всех газет и общего числа на душу населения. 

За послевоенные годы количество газет резко сократилось: с 216 в 1945 году до 167 в 1995 году. Следовательно, все большее число населенных пунктов стали «городами одной газеты». Это явление, характеризующее высокую степень концентрации и монополизации, ранее обнаруживалось в США, Германии и других развитых странах. 

Шведские  газеты традиционно были склонны  симпатизировать программам и идеологиям политических партий и даже активно  поддерживать их. Однако политические позиции газет отнюдь не совпадали с политическими предпочтениями избирателей. Если социал-демократы и коммунисты в течение десятилетий получали примерно половину голосов избирателей, то на их печатные органы приходилась лишь одна пятая совокупного тиража. Напротив, несоциалистические партии поддерживались примерно каждыми четырьмя газетами из пяти, и в данном случае либеральная пресса намного превосходила число голосов, которые избиратели отдавали либеральным партиям. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция отхода газет от партийных позиций.   

Распределение газет 

Год Населенные  пункты

с двумя или более  газетами

Населенные  пункты

с одной газетой

1945 51 42
1950 51 42
1955 39 53
1960 32 56
1965 23 59
1970 21 65
1975 20 64
1980 21 62
1985 24 60
1990 20 63
1995 20 58
 

 

Примечание: приведенные данные относятся к  газетам, выходящим 3–7 раз в неделю.   

Наглядно  динамику изменений можно увидеть  на приводимом ниже графике.  

Как видим, число городов с двумя высокопериодичными газетами значительно уменьшилось по сравнению с 1945 годом. 

Структурные изменения и финансовое положение  ежедневной прессы находились под постоянным наблюдением государства с начала 1960-х годов. Семь комиссий приходили к выводу, что закрытие газет ограничивало возможности ежедневной печати исполнять свои функции в рамках шведской демократической системы, и был принят ряд соответствующих мер для противодействия дальнейшей концентрации собственности и стимулирования учреждения новых газет. Условия предоставления субсидий прессе приспособлены к законам рынка с целью превращения субсидий в дополнительный элемент рыночной системы. 

Первые  субсидии прессе были выделены в 1969 году. 

Итоговым  результатом последовательных рекомендаций целого ряда комиссий было создание продуманной системы субсидий. В 1994–95 годах субсидии «газетам узкого охвата», т.е. тем, которые охватывали не более 50% семей по месту их выпуска, составили в сумме 411 млн. шв. крон. Эти селективные субсидии составили 3–4% от чистых доходов всех шведских газет от реализации и рекламы. Кроме того, субсидии в размере 73 млн. шв. крон выделялись газетам, участвующим в совместных программах по распространению изданий.

В настоящее  время субсидии газетам узкого охвата увеличивают их доход в среднем на 15%. Отмена системы финансирования могла бы немедленно поставить под угрозу существование огромного количества газет. 

После введения субсидий для печати связи  между ежедневной прессой и политическими  партиями постепенно распадались, тем  самым подрывая сам смысл субсидирования. Субсидии финансируются за счет налога на все виды рекламы, за исключением телевидения и радио.

В 1980-х  годах были предприняты несколько  попыток по созданию новых ежедневных газет. Все они, за исключением одной, закончились провалом. Только деловая ежедневная газета «Дагенс индустри» («Современная промышленность»), основанная в 1982 году, добилась прочного успеха. В 1995 году была основана газета «Метро» («Метро»), выходящая пять раз в неделю и распространяемая бесплатно в метрополитене Стокгольма. Она взяла на себя значительную часть рекламодателей. В последнее время жители столицы стремятся читать это издание не только в метро, но и дома. 

В целом  шведские газеты печатаются в современных  и высокопроизводительных типографиях с использованием передовой технологии с высокой степенью компьютеризации. Налажена быстрая и надежная система распространения газет и журналов. 

В трех крупнейших городах (Стокгольме, Гётеборге  и Мальмё) есть газеты, выходящие  семь дней в неделю. В других частях страны преобладает шестидневная периодичность. Большинство провинциальных газет выходят утром, тогда как в трех крупнейших городах выходят также обширные вечерние иллюстрированные газеты для розничной продажи. Рынок для этого последнего вида изданий медленно сокращался с начала 1970-х годов. Средняя шведская ежедневная газета имеет тираж 25 тыс. экземпляров и выходит утром. 

Стокгольмские вечерние газеты «Афтонбладет» (Aftonbladet) и «Экспрессен» (Expressen) имеют читателей почти по всей стране и используют типографии вне Стокгольма. Однако рынок вечерних газет стал резко сокращаться в 1990-х годах. Стокгольмская «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter, основана 23 декабря 1864 года бывшим журналистом «Афтонбладет» Рудольфом Валлем) с 1985 года часть своего общенационального тиража печатает в других городах. Тираж «Дагенс индустри», которая теперь выходит шесть раз в неделю, вырос с 29500 экземпляров в 1982 году до 95200 в 1995 году. 

Традиционная  ориентация шведской прессы на политические партии в последние годы заметно ослабла, чему способствовали постоянные многомиллионные субсидии со стороны государства. В результате окрепла и финансовая независимость газет. 

Начиная с середины 1980-х годов, финансовая группа Валленбергов (а она одна из четырех богатейших и влиятельнейших семей страны) стала проявлять интерес к средствам массовой информации. В 1994 году группа Валленбергов приобрела ведущую консервативную газету «Свенска дагбладет», в результате чего стала второй по значимости «силой влияния» в шведских СМИ после концерна Бонньеров. Газета выходит тиражом 195 тыс. экз., численный состав редакции – около 300 человек. Из них 60 человек работают в отделе новостей, 20 человек – в спортивном отделе, остальные заняты другой работой. По свидетельству Лассе Анджона, одного из ведущих сотрудников газеты, в дальнейшем она перешла во владение норвежского акционерного общества «Шибстед», основными владельцами которого являются члены семьи Нагель-Эриксен. Это говорит об интеграции массмедиа в рамках региона.  

Журналы   

Число изданий, которые официально называются «периодическими изданиями», составляет от двух до трех тысяч. Из них только примерно 165 являются «газетами», т.е. изданиями, которые выходят ежедневно или, по крайней мере, раз в неделю. Остальные являются журналами.

Среднестатистический  швед регулярно читает более трех журналов, что выдвигает Швецию по этому показателю на одно из первых мест в мировой статистике. 

Традиционные  еженедельники постепенно сдают позиции, и с конца 1960-х годов их тиражи сократились примерно на 50%. Наиболее тяжелые потери понесли журналы для женщин, что характерно далеко не для всех стран Европы. Во Франции, например, такого явления не наблюдается. Позиции семейных журналов несколько прочнее, но и они тоже на спаде. 

В настоящее  время резко сокращаются тиражи журналов для мужчин, достигавшие  самых высоких показателей между 1965 и 1975 годами, т.е. во времена так  называемой «сексуальной революции» в  странах Западной Европы и США. 

В 1995 году выходило 10 традиционных еженедельных журналов общим тиражом 1,8 млн. экземпляров  или примерно 199 экземпляров на 1000 жителей. Самые большие тиражи сохраняют пять семейных еженедельных журналов. Сравнительно мало издается в Швеции экономических, политических и литературных журналов; существует достаточно устойчивая группа специализированных изданий. 

Информация о работе Пресса стран Северной Европы