Режжисура народного праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
Изучить место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии
Изучить и проанализировать особенности режиссуры народного праздника и драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
Определить идейно-тематический анализ сценария народно-обрядового праздника «У нас ныне Семик – Троица» С.К. Борисов
Разработать замысел сценария конкурсно-развлекательной программы «Солнышко красно гори, гори ясно»

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Народный праздник как форма театрализованного действия.........................5
1.1 Языческие обряды – корни народного праздника..........................................5
1.2 Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.................................................................................................9
1.3 Особенности режиссуры народного праздника и драматургии и режиссура праздничного обрядового театрализованного действа........................................15
2. Практика освоения особенностей режиссуры народного праздника.............33
2.1 Идейно-тематический анализ сценария народно-обрядового праздника «У нас ныне Семик – Троица» С.К. Борисов..............................................................33
2.2 Замысел сценария народного праздника «Солнышко красно, гори, гори ясно».........................................................................................................................34
Заключение...............................................................................................................36
Список использованных источников.....................................................................38

Работа состоит из  1 файл

режессура.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

Сюда же нужно  отнести и существующее несовершенство художественной закрепленности народных традиций, слабое владение их основами сценаристов и режиссеров празднично-обрядового действия, что ведет к консерватизму, а порой и просто заштампованности в подборе фольклорного материала. Каковы же реально существующие возможности включения в импровизированное театрализованное действие участников народных праздников на основе фольклорных зрелищно-игровых традиций? Анализ сценариев народных праздников показал устойчивую поляризацию – разделение аудитории на зрителей и участников, число которых часто ограничивается лишь персонажами запрограммированного сценарием действия. При этом слабо учитывается в замысле потребность более активного участия в действии со стороны основной массы. Насыщение театрализованного действия традиционными фольклорными элементами, импровизацией на основе сложившихся обычаев, появление фигур бериков, кызылчи, скоморохов как персонажей сценариев значительно повышают степень активности участников.

Теперь обратимся  к одному из основных выразительных средств – музыка. Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого режиссер создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т.д. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо и использование шумов. Режиссер театрализованного представления используют в действии участвуют музыкальные коллективы: народные оркестры, фольклорные ансамбли и т.п. При создании праздника на открытых площадках надо уделять серьезное внимание записи природных звуков. Естественные шумы и звуки живых существ необходимы в природных эпизодах народных действ. Ибо с помощью даже самых прекрасных музыкальных мелодий не всегда удается создать у зрителя должное восприятие природы. В народном действе, как и в традиционном театре, музыка может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой (или, как говорят в театре, – «создавать настроение») она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в проставлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события.

Мелодия или даже одна строчка позволяют объяснить зрителю, что произошла смена эпох, и следующий эпизод развивается в ином временном отрезке. Кроме того, мелодия помогает погрузить зрителя в соответствующую атмосферу того времени. Чаще всего, когда мы работаем на открытых площадках, музыка звучит в записи.

Здесь огромную роль играет мастерство звукорежиссера. Современные возможности использования  фонограмм наложение различных  мелодий друг на друга или текста и шумов на мелодию, реверберация и стереофония т.д. – очень расширяют возможности режиссера. Все чаще и чаще режиссеры записывают все представление на пленку, а артисты играют, как на телевидении, «под фонограмму». Я противница такого метода. Он ставит режиссера и исполнителей в зависимое положение – они не могут внести коррективы по ходу действия, откликнуться на непредвиденную реакцию публики и т.д. На мой взгляд, следует сочетать «живое», непосредственное исполнение и звукозапись. Но здесь хотелось бы предостеречь молодых режиссеров от весьма часто встречающейся ошибки: монтажа «встык» фонограммы и живого голоса исполнителя. Всегда, даже если это поет сводный хор, разница в уровне звука будет настолько заметна, что пройдет некоторое время, прежде чем ухо зрителя перестроится на восприятие – нового объекта. Это относится и к тем случаям, когда ведущий работает с микрофоном. Между его текстом и звукозаписью должна быть пауза.

Одна из трудных проблем – нахождение верного темпа-ритма праздника. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. Говоря о музыке в народном празднике нельзя не отметить ее особенности. В народном действе используется: фольклорная музыка, музыка в современной обработке, музыка живая, музыка по фонограмме. В фольклорной музыке можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Фольклорная музыка является больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме), нами часто исполняются частушки. В наши народные праздники мы приглашаем ансамбле фольклорного и народного пения, которые созданы на базе нашего института. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, ярко отражает сущность народного праздника. Подбор музыкального материала – процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Теперь остановим  свое внимание на «слове», а точнее «художественном слове». «Художественное слово» – жанр сценического искусства, в основе которого лежит литературно-художественный материал. Искусство художественного слова в народном празднике имеет отличия: это общение напрямую со зрителем; рассказ о событиях прошлого, непосредственно происходящих перед зрителем; рассказывание от «себя», от «Я». С определенным отношением к событиям и героям, а не перевоплощение в образ.

Вообще, искусство  слова – исконно народное искусство. Историю этого жанра проследил  и изложил в своих работах  чтец и теоретик жанра слова Т.В. Артоболевский. он писал о том, как еще много веков назад целые поколения сказителей из рода в род передавали сокровища устного народного творчества, приумножая и обогащая их. В народном творчестве применялись различные способы исполнения – от пения до рассказа. Слово играет важную роль в структуре народного действа. Требования, обычно предъявляемые к языку в театре: действенность, индивидуализация языка и поэтическая образность – также применимы и к словесному материалу в народном действе. Правда следует добавить еще лаконичность. Это необходимое условие существования словесного материала в жанре народных праздников. Как говорит И.Г. Шароев, работая над текстом, режиссеру полезно выверить его с точки зрения зрительского восприятия, ставить себя на место зрителя и проверять, где внимание обостряется, где начинает сгорать. Счет здесь обычно идет буквально на секунды, и это – необходимый процесс, ибо образный лаконичный текст в огромном народном действе бьет всегда без промаха. Еще один важный факт: любая форма текста должна приобретать действенное начало. Режиссеру следует придумывать действенное решение текста.

Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа  процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать  традиции и обряды преемственные  только для этого праздника, учитывать характерные черты региона в котором будет проходить данное действо и др.

 

 

 

2 Практика освоения особенностей режиссуры народного праздника

2.1 Идейно-тематический анализ сценария народно-обрядового праздника «У нас ныне Семик – Троица» С.К. Борисов

 

  1. 12 июня, в 12.00 в городском парке.
  2. Праздник посвящен Святой Троице
  3. «У нас ныне Семик – Троица»
  4. План проведения:

Пролог: «Троичные хороводы» (Девушки водят хороводы, этим оповещая весь народ о проводах Весны и встрече Лета. Наряжают Девушку-Березку. Просят у Святого духа благословения)

1 эпизод: «Кумление» (Проводится обряд кумления. Девушки водят хороводы и целуются через венки и арки сплетенные из березовых веток)

2 эпизод: «Заигрыши» (В действо вступают парни. Парни заигрывают с девчатами: через игры и хороводы)

3 эпизод: «Изгнание Русалки» или «Русальичи похороны» (Проводится обряд изгнания Русалки – сжигание чучела Русалки)

4 эпизод: «Русальичи поминки» (Проводится традиционный обряд поминок)

Финал: Люди обращаются к Святой Духу о плодородии земли, о благополучном урожае, о здоровье и о мире.

  1. Тема: О божественных началах в природе и человеке, 

Идея: Начала Божественное и Человеческое едины.

Сверхзадача: Стремление человека через единение с природой и верой в Божественного начала всего сущего на земле.

Конфликт: Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.

  1. Представление создано для смешанной аудитории
  2. Почетные гости
  3. Активизация осуществлялась двумя способами:

– вербально (через слово, «закликалки»)

– физически (через игру, вовлечение зрительской аудитории в хороводы, песни)

  1. Использовались традиционные средства выразительности (слово, музыка, пластика, хореография), специфические средства выразительности (целование через венок, ряженье Девушки-Березки, сжигание чучела Русалки, различные природные шумы), изобразительные средства выразительности (звук).
  2. Атмосферу праздника создают фольклорные костюмы, народные песни и музыка, хороводы.
  3. Ход: принятые в троицу хороводы и Девушка-Березка.

Прием: Духовный христианский запрос человеку, и ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пересечением и взаимопроникновением.

  1. В этом народном действе режиссер использовал последовательный монтаж.

 

2.2 Замысел  сценария народного праздника  «Солнышко красно, гори, гори ясно»

 

    1. Посвящен языческому празднику «Масленица»
    2. «Солнышко ясно гори, гори ясно»
    3. Тема: О единении человек и Солнца, как центр бытия

Идея: «Спасибо Зимушка-Зима, здравствуй Весна-Красна»

Сверхзадача: с шуткой радостью, весельем и благодарностью проводим Зиму и встрече Весны;

Конфликт: Противоборство Зимы и Весны

Сквозное действие: ожидание тепла и встреча Весны

    1. Ход: Состязание

Прием: через активизацию зрителя и вовлечение его в конкурсно-игровую ситуацию.

    1. Постановочный план:

Пролог: Веселые скоморохи закликают гостей парка на представление

1 эпизод: «Приветствие Масленицы» (День первый) Девушки чествуют Масленицу и устанавливают в центре площадки Чучело Масленицы.

2 эпизод: «Заигрыши» (День второй) проводятся Скоморохами состязательные игры

3 эпизод: «Лакомка» Гостям праздника предлагается отведать блинов с чаем

4 эпизод: «Широкая Масленица» (День четвертый) Девушки поют русские народные песни, проводится конкурс «Частушка», «Бой мешками» и т.д.

5 эпизод: «Тещины вечерки» пластическая композиция «Теща про зятя блины пекла…» После чего заводится веселый хоровод.

6 эпизод: «Золовкины посиделки» выступление коллективов художественной самодеятельности

7 эпизод: «Прощенный день» – «Проводы зимы» Сжигание чучела

Финал: Прощание со зрителем и под веселую музыку участники праздничного действа уходят

    1. Жанр: Конкурсно-игровая программа
    2. Аудитория смешанная

 

 

 

Заключение

 

Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.

Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа  процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.

Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны – два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

Воспитательная роль народного праздника, прежде всего – в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам  традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Наиболее массовой, доступной  и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Наша задача как будущих  режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160
  2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
  3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т. 3.
  4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5
  5. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969
  6. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. С. 8.
  7. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.
  8. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. – Орел ОГИИК, 2005
  9. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск, 2000
  10. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (об обрядах: старых в новых) // Красная новь. 1926. №1. С. 159–160
  11. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975
  12. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. – М., 1961
  13. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.
  14. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.
  15. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995. С. 133
  16. Калугина В.И. Фольклор народов России, том 1. – М., 2003
  17. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990, С. 208
  18. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в – Л., 1984
  19. Панкеев И.А. Русские праздники. – М., 1998
  20. Пропп В. Я, Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963. С. 12.
  21. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.
  22. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985. 1.
  23. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120–12
  24. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика.

Информация о работе Режжисура народного праздника