Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ собирательных существительных с точки зрения их смысловых функций.
Введение ……………………………………………………………………. 3
§ 1. Особенности собирательных существительных ……………………..4
§ 2. Граница категории собирательных существительных ………………7
§ 3. Степень индивидности …………………………………………………9
§ 4. Оценивание собирательных имен существительных ………………..10
§ 5. Имена существительные на –ств(о), на -ье и –ня …………………….13
Заключение …………………………………………………………………..16
Список использованной литературы ……………………………………….18
Замена в предложении имени singularia tantum на форму студенты уничтожает возможность второго понимания. Это подтверждается тем, что в данной конструкции нельзя употребить при конкретном имени прилагательное типичный, указывающее на то, что субъект рассматривается с точки зрения выраженности в нем признаков класса. Словосочетания *типичный представитель студентов, *типичный представитель дворян являются малоприемлемыми. ( Подобный смысл может быть выражен с помощью простого атрибутивного сочетания: типичный студент и т. п.) Способность существительных на –ств(о) привносит в высказывание содержание, тесно соотносящееся со значением слова типичный, объясняется тем, что они выражают смысл «важно». Предметом этой оценки в данном случае является факт наличия у лица тех или иных существенных признаков класса.
Оценочность имен на –ств(о) эксплицируется (снабжается разъяснениями) также в сочетаниях, как история человечества. Существительное история, употребленное без уточняющих слов, обычно понимается как относящееся к человеческой истории (ср., например, необычность предложения Появление простейших организмов – важнейшее событие в истории; допустимо в истории Земли, в истории эволюции). Поэтому в высказываниях типа:
История человечества
знает не много событий столь значительн
имя человечество не несет чисто денотативной нагрузки. Данное существительное передает здесь оценку «важно», с помощью которой оценивается вся описываемая ситуация. В приведенных предложениях вряд ли можно заменить имя singularia на форму множественного числа: последняя лишена оценочных смыслов.
Проявлением оценки «важно» является и тот факт, что высказывания «Студенчество сидело на скамейке»; «Учительство шло в столовую» и т. п. воспринимаются носителями языка (за пределами особых, редких ситуаций) как неприемлемые. Это связано с тем, что действия, о которых говорится в предложениях, для большинства людей не являются особо значимыми. Ограничения на употребление подобных высказываний не могут считаться обязательными и носят главным образом понятийный, а не собственно языковой характер. Однако они имеют лингвистическую предпосылку – оценку «важно», выражаемую обозначениями множеств на –ств(о).
§ 5. Имена существительные на –ств(о), на -ье и –ня
Представляет интерес вопрос о стилистических характеристиках имен типа студенчество. Количество таких имен (по сравнению с количеством однокорневых конкретных существительных) невелико. Они используются большей частью в общественно-публицистическом стиле и в языке художественной литературы. Тяготение рассматриваемых имен к данным сферам употребления представляет собой языковую тенденцию, но именно тенденцию, а не обязательное ограничение. При этом стилевая ориентация имен с формантом –ств(о) вторична по их отношению к семантике. Так, для публицистического стиля представление свойств тех или иных объектов в качестве важных, существенных, соотносящихся со свойствами всего класса в целом, является более характерным, чем, например, для разговорного стиля.
По этим причинам не является верной точка зрения, согласно которой имена на –ств(о) и формы множественного числа соответствующих им конкретных имен различаются лишь стилистически и специфика существительных первого типа сводится исключительно к оттенку «книжности». Характерно, что в предложениях с таким именами, как студенчество, довольно часто встречаются разговорные и просторечные элементы. Однако данные высказывания не становятся от этого неприемлемыми. Ср. примеры:
Устав окончательно скрутил студенчество; И вот по вторникам ездило это купечество обжираться в клуб; И купечество, и братство валом повалило в новый трактир. (В. Гиляровский).
Оценочные смыслы
присуще не всем обозначениям множества,
относящимся к разряду singular
отличие от имен на –ств(о), используются главным для названия устойчивых по составу, целостных социальных групп, но не множеств отдельных представителей этих групп. Ср. типичные контексты употребления имени интеллигенция:
Качественные
изменения в производственных силах
и характере общественного
Употребление в данных предложениях формы ителлигенты малоприемлемо.
С другой стороны, имена с формантом –ств(о) – редко используются для обозначения целостных социальных совокупностей и могут, например, относиться к множествам, представленным в очень узких, локальных ситуациях. Ср.:
Офицерство, наверное, подумает, что о случае с Тагальским я рассказал. (М. Горький); Офицерство, туго связанное ремнями портупей, вело себя размашисто и крикливо. (Он же).
В данных предложениях имеются в виду отдельные, объединяемые только общими признаками объекты.
Отметим, что даже существительное человечество, традиционно рассматривающееся как название всего человеческого рода, не всегда обозначает класс людей, понятый как некое целое, а может относиться только к части данного класса. Ср., например:
Все прогрессивное человечество участвует в борьбе за мир. (Журналист. – 1981. – №9); В детстве человечество не страдает риторикой. (А. Лиханов).
Помимо значения
«важно», существуют и другие оценочные
смыслы, которые передают имена множеств,
относящихся к разряду singular
эмоциональный характер. Предметом ее является множество как таковое, независимо от того, какие свойства приписываются ему в предложении. Негативные признаки объектов позволяют представить множество как сплошную массу, как бы лишают его элементы всякой самостоятельной ценности.
Отрицательную
оценку выражают главным образом
имена, называющие людей и животных.
Это объясняется высокой
Некоторые имена singularia tantum со значением совокупности выражают количественную оценку – «много». К ним относятся наименования растений и вещей: вишенье, гвоздье, каменье, листва. Большой объем множества может делать несущественной даже отдельность его составляющих в том случае, если они не обладают значимыми индивидуальными признаками. Степень индивидности вещей и растений настолько невелика, что представление их в виде сплошной массы порождает только количественную оценку. Семантический потенциал имен singularia tantum – обозначений множества, позволяющий особо выделить некоторые признаки множества, данными именами реализуется не полностью. Это, вероятно, является одной из причин того, что такие существительные представляют собой очень замкнутую и непродуктивную группу.
Заключение
Проанализировав
собирательные имена
Предложенная в данной работе трактовка собирательных имен является синхронической (функциональной) по своей направленности. Важно подчеркнуть, однако, что она согласуется с данными, выработанными при изучении категории собирательности как явления истории языка. Хорошо известна точка зрения, А. А. Потебни, по которой «собирательность происходит от качественности». Значение собирательности в современном русском языке основывается на выделении некоего общего признака, качества объектов путем его оценки. Характерно, например, что суффикс –
ств(о), являющийся показателем собирательных имен с оценкой «важно», несет в языке двойную смысловую нагрузку и входит также в состав отвлеченных имен. Оценка наиболее явно эксплицирует качественные смыслы, заложенные в семантике собирательных существительных.
Список использованной литературы:
Информация о работе Смысловая специфика собирательных существительных