Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
В данной работе мне бы хотелось рассказать о свободе слова в нашей стране, о тех, документах, которые регулируют её и решают вопросы, связанные с ней. И выяснить, а существует ли вообще свобода слова в нашей стране? А также, какая ответственность возлагается на журналиста, как носителя информации, и непосредственно определить, что же такое свобода слова.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Источники законодательства о СМИ…………………………………..5
Международные договоры……………………………………………..5
Конституция РФ………………………………………………………...8
Законодательство субъектов РФ……………………………………...10
Закон о СМИ…………………………………………………………...13
Глава II. 1) Обязанности и права журналиста……..…………………….….....15
2) Позиция журналиста и ответственность за нее………..…………17
Глава III. 1) Независимая журналистика в России: проблемы существования…………………………………………………………………...19
2)Костромская пресса………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………....28
Приложения………………………………………………………………….…..29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Костромской государственный университет
имени Н. А. Некрасова”
Курсовая работа по основам творческой деятельности журналиста
СВОБОДА ПРЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКИХ СМИ)
Выполнила студентка 2 курса
отделения журналистики
филологического факультета
КГУ им. Н.А.Некрасова
Смирнова Елена Владимировна
Научный руководитель:
доцент кафедры журналистики
Малахов А.А.
Кострома, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Источники законодательства о СМИ…………………………………..5
Глава II. 1) Обязанности и права журналиста……..…………………….….....
2) Позиция журналиста и ответственность за нее………..…………17
Глава III. 1) Независимая журналистика в России:
проблемы существования……………………………………………
2)Костромская пресса………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В связи с расширением масштабов журналистики и журналистской деятельности, а также в силу повышения роли нашей профессии в мире, сейчас предъявляются жесткие требования к уровню подготовки работников СМИ. Следовательно, необходимы не только практические навыки, но и теоретические знания. Именно с этой целью – дать наиболее полный объем теоретических знаний – и создаются сейчас факультеты и отделения журналистики. И именно с этой целью пишется данный проект.
В данной работе мне бы хотелось рассказать о свободе слова в нашей стране, о тех, документах, которые регулируют её и решают вопросы, связанные с ней. И выяснить, а существует ли вообще свобода слова в нашей стране? А также, какая ответственность возлагается на журналиста, как носителя информации, и непосредственно определить, что же такое свобода слова.
И так что же такое свобода слова? В русском и других языках слово «свобода» имеет множество значений. Так, например, «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля дает следующее определения «свободы»: «это своя воля, простор, возможность действовать по своему; отсутствие стеснения, неволи рабства, подчинения чужой воле». В обыденной жизни оно также может употребляться как «раздолье», «отсутствие затруднений и стеснений», «незанятое время», «непринужденность», «независимость», «отсутствие обязательств». В общественной жизни – «это пребывание вне заключения», «отсутствие крепостной зависимости», «отсутствие какого-либо гнета». В науке — «возможность высказывать личную точку зрения», «владение знаниями и навыками, позволяющими решать задачи» и т.д. Как видно, все эти значения содержат общее «ядро» — «отсутствие стеснений» — внешних и внутренних, физических и психологических, «знаньевых» и языковых, других ограничений. Если же сказать короче — это отсутствие всего того, что мешает проявлению жизнедеятельности личности, группы, общества в целом.
Если же говорить о
понятии «свободы»
Подлинно свободное поведение определяется как творческое использование знания необходимости, умение действовать в рамках необходимости, добиваясь при этом таких результатов, которые прямо не запрограммированы ею. Ведь все изобретения человека, например, в среде информационной техники (от письменности до компьютера, от телеграфа до спутников связи) — это результат творческого использования знания закономерностей, творческой деятельности «внутри» необходимости.
Нужно сказать еще и о том, что свобода слова — это скорее возможность журналиста поднимать острые социальные, политические, экономические и другие вопросы, касающиеся современности, безбоязненно. Однако не следует забывать и о нравственной стороне вопроса — допускать в эфир или в печать аморальные материалы, способствующие разложению морально этического состояния общества, а не его повышению, абсолютно невозможно!
ГЛАВА I
Источники законодательства о СМИ
Как гласит статья 15 Конституции РФ (см. приложение 1), основным источником права в нашей стране являются общепризнанные нормы и принципы международного права, международные, соглашения, договоры, заключенные РФ. В случае возникновения конфликта между законами, принятыми в РФ, и нормами международного права, действуют последние.
А.Г.Рихтер в своей книге «Правовые основы журналистики» говорит о том, что журналист обязательно должен, не только знать, но и понимать нормы, как минимум, трех документов, касающихся, так или иначе, его профессиональной деятельности. Это «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод». Эти документы содержат нормы о свободе информации, распространяющиеся на «акул пера». Следует отметить, что и сами журналисты играют особую роль в обеспечении и реализации прав каждого на свободу слова и доступ к информации.
Ведущую роль в обеспечении общества информацией играют международные договоры. На это существует две причины. Первая — необходимость объединений государств на основе тех принципов и правил, которые они разделяют. Вторая причина состоит в том, что все эти документы гласят о праве распространения информации не зависимо от государственных границ. В идеале, государства не должны ограничивать информационные потоки кроме случаев, когда речь заходит о сохранении государственной тайны. Что же такое государственная тайна? Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [9].
Итак, теперь остановимся на каждом из выше упомянутых документов немного подробнее, чтобы дать представления о них.
«Всеобщая декларация прав человека» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Она содержит перечень прав и свобод человека, состоящий из тридцати статей. Статья 19 данного документа говорит о том, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Следующий документ («Международный пакт о гражданских и политических правах») также был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г., но вступил в силу только в 1976г. «Пакт» предусматривает права каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Статья 19 содержит положения о свободе информации, но в расширенном виде. Появление дополнительных положений связано с тем, что одни государства начали обвинять другие в непредставлении их гражданам информации и препятствии ее распространения. Именно для определения ограничения на свободу информации статья 19 и была сформулирована более подробно (см. приложение 2). Данная статья накладывает ограничения на использование информации. Но, однако, это ограничение должно быть зафиксировано в национальном законе и быть необходимым:
а) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, закона, здоровья или нравственности населения;
б) для уважения прав и репутации других лиц.
А если посмотреть статью 20 того же «Пакта», то видно, что государству позволяется запретить в своих законах пропаганду войны, разжигание расовой, религиозной, национальной ненависти, пропаганду войны и насилия (см. приложение 2).
Однако следует отметить, что статья 19 позволяет ограничить свободу слова и мнения только в двух случаях:
Наконец, третий документ, который необходимо знать журналисту, — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В России она вступила в силу 5 мая 1998 г.. С ее ратификацией Россия приняла обязательства защищать права, установленные конвенцией. Также РФ признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (основание — статья 2 Конвенции) «обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов» [10;15].
10 статья Конвенции,
содержащая положения о
2) Конституция РФ
Как известно, Конституция РФ была принята 12 декабря 1993. Она возглавляет всю систему российских источников права и в связи с этим остальные подзаконные акты не могут противоречить нормам, описанным в ней. Статья 29 Конституции РФ является основой для законодательства о СМИ в нашей стране (см. приложение 1).
Часть первая данной статьи говорит о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова». Как известно, все права делятся на две категории:
1) предоставляемые каждому (право на свободу мысли и слова, право на свободу получения, распространения информации и т.д.);
2) права, предоставляемые только гражданам РФ (право избирать и быть избранным, право на предоставление жилища и т.д.).
Как видно, государство не имеет права вмешиваться в свободу слова и мысли без особой на то причины, так как свобода слова и мысли — естественна для человека. Однако следует отметить, что под свободой мысли и слова понимается невмешательство в процесс формирования собственных убеждений и мнений человека, запрет пропаганды ограничения свобод других людей и призывов к этому самому ограничению. Также свобода слова является признаком демократического государства, члены которого заинтересованы в равном участии всех граждан в обсуждении и принятии решений по тем или иным вопросам, касающихся данного государства.
Так же упомянутая статья Конституции говорит, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Право человека на свободу поиска и получения информации предполагает общедоступность и открытость источников информации. Одним из таких источников являются СМИ. Получение и распространение информации должно осуществляться и с соблюдением законодательства о СМИ, о политической и иной общественной деятельности и т.д. Говоря о «свободе массовой информации» и запрете цензуры, следует отметить тот факт, что речь идет о возможности свободно распространять информацию через СМИ, а не о праве СМИ заниматься чем угодно.
Конституция РФ вносит запрет на цензуру. Статья 3 Закона о СМИ гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается» (см. приложение 5). Исходя из такой формулировки, к цензуре можно отнести также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей.
Однако следует сказать о том, что цензура со стороны редактора или частного владельца СМИ, церкви, политических партий и т.д. имеет место быть, так как с юридической точки зрения цензура может быть только предварительной. В смысле закона, а не в обыденном понимании, под цензурой понимается именно государственное вмешательство в деятельность СМИ.
3) Законодательство субъектов РФ
Согласно Конституции РФ 1993 года вся наша страна делится на 89 субъектов, в число которых входят все области, края, республики, автономная область, автономные округа и т.д. Как субъекты РФ эти образования имеют полное право на издание правовых актов, которые будут регулировать различные сферы, находящиеся под их наблюдением. Получается, что и СМИ попадают под сферу интересов местных законодательных органов.
В статьях 71, 72, 73 Конституции РФ (см. приложение 1) перечислены вопросы, которые находятся в ведении региональных и федеральных властей, а также в совместном ведении РФ и ее субъектов. Но СМИ ни в одной из этих статей не упоминаются, что дает возможность региональным и федеральным законодательным органам толковать данные статьи по-разному при решении вопросов, касающихся СМИ.