Социальная журналистика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание

Кардинальные преобразования, ряд которых не завершился к настоящему моменту, начали происходить в социальной сфере одновременно с ломкой экономического и общественно-политического строя. При этом последствия развала системы социальной защиты населения ощутил на себе буквально каждый житель России. На улицах появились бомжи и беспризорные, потоком хлынула информация о ВИЧ/СПИДе, бастовали рабочие, стал зримым масштаб инвалидизации общества.

Содержание

Введение. Территория - жизнь.
Что такое социальная журналистика и с чем её едят?
Особенности социальной журналистики и задачи, которые она решает.
Темы, актуальные сегодня для социальной журналистики.
Заключение.
Пояснения к сноскам.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 41.85 Кб (Скачать документ)

  Уральский Государственный Университет им. Горького 
 
 
 
 

               Реферат

На  тему: «Социальная журналистика в России»   
 

                                          Выполнила

                   Родионова Мария

                Студентка факультета журналистики 101 группы

                   Преподаватель

                Лозовский Борис Николаевич 
                 
                 
                 

             Екатеринбург, 2010  

    Содержание работы.

Введение. Территория - жизнь.

Что такое социальная журналистика и с чем её едят?

Особенности социальной журналистики и задачи, которые она  решает.

Темы, актуальные сегодня для социальной журналистики.

Заключение.

Пояснения к сноскам.

Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Территория  – жизнь.

Кардинальные преобразования, ряд которых не завершился к настоящему моменту, начали происходить в социальной сфере одновременно с ломкой экономического и общественно-политического строя. При этом последствия развала системы социальной защиты населения ощутил на себе буквально каждый житель России. На улицах появились бомжи и беспризорные, потоком хлынула информация о ВИЧ/СПИДе, бастовали рабочие, стал зримым масштаб инвалидизации общества. Само понятие социального стало восприниматься как нечто кризисное, ущербное.1

«Социалка» - это невыплаченные зарплаты и пенсии, безработица, поликлиники без оборудования, школы без учителей – такую картину рисовали СМИ начала 90х.

Кроме того, наступил настоящий кризис ценностей, когда младшее поколение не хотело более признавать авторитет старших, потому что в новых экономических, социальных условиях их знания и жизненный опыт терпели крах. Старшее поколение оказалось покинутым, так как государство – гарант их былой социальной стабильности не могло более поддерживать достойного уровня их жизни. Исчезли четкие ценностные ориентиры. Переживали кризис все сферы социальной деятельности – образование, здравоохранение, организация труда. Общество начало осознавать, что старая схема распределения социальных благ полностью исчерпала себя, что необходимо реформировать систему социального взаимодействия и налаживать рациональные механизмы решения социальных проблем. Вследствие этого появились группы граждан, общественные объединения, сориентированные на решение насущных проблем.2

Можно сделать вывод, что появился и существует по сей день целый ряд социальных проблем.

Социальная проблема – это 1. Объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие и 2. Комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.  
 

Традиционно социальная политика включает работу по следующим  пунктам:

  • доходы населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние);
  • труд (оплата, охрана, страхование, занятость);
  • защита нетрудоспособных и малоимущих;
  • отрасли социальной сферы - образование, медицинская помощь, наука и культура, физкультура и спорт;
  • социальная инфраструктура (жилье, транспорт, дороги, связь, торговля, бытовое обслуживание);
  • отдельные категории населения (пожилые, инвалиды, молодежь, дети, семья);
  • экология;
  • миграция.

«Нельзя сказать, что к настоящему моменту кризисные явления в социальной сфере полностью устранены. До сих пор не сформулирована законодательная база, не апробированы механизмы ее реализации по ряду ключевых проблем. Кроме того, не исчерпан кризис в духовной сфере, что отягощает социальные проблемы общества и отдельных групп граждан» - считает Е.В. Темичева.

Плюс ко всему, произошедшие изменения не находили адекватного отражения в средствах массовой информации. Журналисты начали активно пытаться решить проблемы социальной сферы посредством публикаций – поднимать проблемы на обсуждение, чтобы вызвать общественный резонанс, и, в отличие от простой констатации факта существования проблемы, начали отслеживать реакцию, развивать тему и реально помогать людям. Тогда заговорили о новом направлении в журналистике – о журналистике социальной.

Цель  моей работы – выяснить, какие сегодня  существуют взгляды  и определения феномена социальной журналистики, определить ее особенности, выявить главные проблемы и направления для ее развития. 

Что такое социальная журналистика и с чем её едят?

Потребность придать  журналистике новый смысл и практический взгляд на журналистику, которая служит обществу привели к переосмыслению многих понятий. Неожиданно активно заявила о себе так называемая  «социальная журналистика».

Для начала попробуем  дать определение социальной журналистике, которые дают исследователи, считающие нужным отдельно выделить журналистику социальную.

Сегодня социожурналистика определяется как:

  1. научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные  с  социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиэрмена;
  2. уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется  высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности. 3
  3. деятельность, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп (пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев и других), соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования, ухудшение экологической обстановки и т.д.4
 

Но есть и те, кто  не выделяет социальную журналистику в отдельное направление. Г.Макашина в своей работе «Социальная журналистика как новый тип журналисткой деятельности» приводит такое мнение: «под категорию "социальная журналистика" можно подвести практически все. Получается, что любая журналистика социальна, если она помогает человеку осуществлять выбор своего жизненного проекта, ведь журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать решения на основе достоверной оперативной информации. СМИ обеспечивают население информацией о наиболее важных для граждан событиях, участвуют в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. СМИ реализуют образовательную функцию, которая, в свою очередь, cвязана с функцией социализации и, по существу, переходит в нее. СМИ в правовом гражданском обществе осуществляют, опираясь на общественное мнение и на закон, функцию критики и контроля. Именно СМИ выступают в гражданском обществе инструментом диалога между различными социальными группами.»

Видим, что такое  мнение, действительно, имеет право  на существование. Об этом говорит и С.Г.Корконосенко, предлагая рассматривать журналистский текст и социальную действительность во взаимодействии, «при  этом под  социальной  действительностью  понимается все  межличностное,  т.е.  связанное  с  совместной  жизнью людей, формами их общения, что реально существует и развивается, несет собственную сущность  и  закономерность  в  самом себе,  а  также содержит  в  себе  результаты  своего  собственного  действия  и развития.5»

Так сегодня ведется  спор: можно ли выделять в отдельный вид  социальную журналистику, или  же журналистика как таковая не может быть не социальной?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности социальной журналистики и задачи, которые  она решает.

Социальная журналистика обладает весьма существенными предметными, функциональными и профессионально-технологическими особенностями, что позволяет говорить о становлении новой типологии.

Большой интерес  для социальной журналистики представляет некоммерческий сектор и взаимодействие его с государственным и коммерческим секторами. Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие объединения, как представители некоммерческого сектора, непосредственно работают с людьми, помогая им решать самые больные проблемы, защищая их права и интересы, сохраняя для них и вместе с ними среду обитания. То, чем занимаются НКО, затрагивает всех, а значит, представляет интерес для социальной журналистики. Коллективный характер реализуемых в деятельности некоммерческих организаций целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива  (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Этими средствами как раз и являются СМИ.

Социальная журналистика отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях, дает возможность обменяться мнениями по различным поводам, особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и социальным общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни.6

Обращаясь к сравнениям У.  Эко,  можно  сказать, что  и  социолог,  и  журналист  в  начале  исследования  находятся одинаково  на  полпути  между  представлением  об  идее  факта  и знанием единичного факта, но далее их пути расходятся. Социолога дорога ведет через поиски множества сходных единичных следов к всеобщему  понятию,  журналиста  – от  собственного  неведения  и единичности следа  – к описанию единичного факта,  за  которым, быть может,  скрывается  всеобщее. 7

Социальная  журналистика ориентируется не только на информирование, выражение собственного мнения и описания конкретного факта действительности, но и на непосредственное вмешательство в реальную жизнь. Этим, по мнению многих теоретиков и практиков, социальная журналистика и отличается от других «журналистик».

Они выделяют основные задачи социальной журналистики.

Первая  задача - соблюдение баланса между субъектами межсекторного взаимодействия в осуществлении социальной политики и реализации социальных проектов и программ.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в настоящий  момент "в одиночку" преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям равные возможности  для достойной жизни. Только совместными  усилиями представителями трех секторов можно решать значимые социальные проблемы, такие, например, как бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение  окружающей среды. 8

Вторая  задача связана с освящением в СМИ эффективных социальных технологий, способствующих наиболее рациональному решению социальных проблем.

С целью конструктивного  взаимодействия представителей всех трех секторов современного общества для  решения социально значимых проблем  используются технологии "социального  партнерства", которые осуществляются в рамках действующего законодательства. Это :

  • реализация приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем;
  • целевое финансирование конкретных организаций, осуществляющих социально значимую деятельность;
  • создание ассоциированных структур (организаций, фондов, некоммерческих ассоциаций, партнерства и т.д.), имеющих определенный круг целей и задач и создающихся целевым образом для их достижения и решения;
  • подписание временных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве, в рамках которых могут проводиться разовые мероприятия или акции социальной направленности;
  • создание общественных советов различного функционального назначения (консультативные, координационные, экспертные и т.д.).

То есть освящение  любых способов объединения и  партнерства, которые позволяют сконцентрировать силы и средства на решении социальных проблем.9

Третьей задачей социальной журналистики выступает общественный контроль за осуществлением социальной политики и решением социальных задач.

Информация о работе Социальная журналистика в России