Современные СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:01, реферат

Описание

Цель данной работы – раскрыть понятие «средство массовой информации»,описать основные виды СМИ, функции , показать его важность и неотъемлемость в современном обществе, ведь уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава I «Определение средств массовой информации, их функции»………………5
Глава II «Средства массовой информации в России»………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

РЕф СМи.docx

— 37.54 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава I                               «Определение средств массовой информации, их функции»………………5

Глава II                                                                                                                    «Средства массовой информации в России»………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………………….11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Средства  массовой информации (СМИ) являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные  функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и  интерпретация важнейших явлений  и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.  Потребность в информации была всегда, она социальны по своей природе и заложена в человека с рождения.  Тем более современные возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса.   Об этом свидетельствует постоянное  возрастание роли  печати, радио и телевидения в общественной жизни страны, их постоянное  распространение, растущая доступность массовой информации. Все это достигается за счет того, что печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.                                                           СМИ - эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей  их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала.              В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на формирование  личности. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы. В связи с этим в наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.) А телевидение массово пропагандирует всевозможные «проамериканские» викторины («Поле чудес» - аналог американского «Колеса фортуны» и другие), а также различные ток-шоу на злободневные темы («Пусть говорят», «ЧП» и т.д.).  В последнее время, самым серьезным конкурентом для всех существующих СМИ является интернет, хотя мнения по этому поводу расходятся. Сторонники интернета считают, что это самый оперативный и удобный способ получения информации, противники же твердят, что в интернете  информация утратит свой достоверный характер.                               Я считаю тему средств массовой информации одной из самых актуальных на сегодняшний день, ведь современное общество уже не может обходиться без достоверной информации. Сегодня  человек научился оперативно получать информацию : по дороге на работу, в транспорте, дома, в машине, на отдыхе за городом….словом, практически везде. Цель данной работы – раскрыть понятие «средство массовой информации»,описать основные виды СМИ, функции , показать его важность и неотъемлемость  в современном обществе, ведь уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ.

                                                                                                                      

                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Понятие СМИ. Функции СМИ.

    Средство массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.       Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.            Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей. Несмотря  на  все  различия  между  ними,  СМИ объединяются  в единую  систему массовой  коммуникации  благодаря общности  функции и особой структуре  коммуникативного  процесса.           

Функции СМИ:           Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.  Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.          Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Например, Е.П. Прохоров[1] считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:           1.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;    2.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;   3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;      4.культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;    5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";    6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).             Так, например, С.Г. Корконосенко[2] выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.  
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

- производственно-экономическую,  
- регулирующую,  
- духовно-идеологическую, 
- информационно-коммуникативную. 
Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. 
В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.  

 
 

1. Прохоров Е. П. "Введение в теорию журналистики". М.,2005.2.

2. Корконосенко С. Г. "Основы теории журналистики". СПб. 2002

Глава 2

СМИ в  России

    В России по данным на июль 2010 года зарегистрировано более 93-х тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них – 90 процентов  – это не государственные СМИ.  Согласно российской классификации, СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

    Согласно  ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • радио-,
  • теле-,
  • видеопрограмма,
  • кинохроникальная программа,
  • иная форма периодического распространения массовой информации.Например, массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).

    СМИ обязаны регистрироваться в органах Росохранкультуры, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. Им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.            К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания и  библиотеки.

 
 
 
 

Виды  СМИ в России.

1. Телевидение.                В России существует 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов , 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330.   На данный момент в России существуют следующие телеканалы: Первый канал, Россия 1, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Россия 2, ДТВ, Муз-ТВ, OCEAN-TV, MTV, ТВ3, A-ONE, 7ТВ, 2×2, РБК, Звезда, Бибигон, Bridge TV, Евроновости, Мир, Спас, Союз, Благовест, Ностальгия, ТДК и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов.

2. Печать.              Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 печатных СМИ. Российские газеты:

  • Комсомольская правда
  • Коммерсантъ
  • Московский комсомолец
  • Известия
  • Российская газета
  • Независимая газета
  • Труд

3. Радио             Информационно-новостные радиостанции в России:

  • Радио России
  • Эхо Москвы
  • Радио Юность
  • Радио «Маяк»
  • Голос России
  • Радио «Свобода»

    Информация  поступает в СМИ различными путями, например для интернета характерно то, что абсолютно любой человек  может разместить новость в сети, в различных печатных издания  информацию «добывают» журналисты, самой  проверенной и достоверной считается  информация полученная от информационного  агентства.     Информационное агентство - организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации. Информационные агентства могут быть как частными, так и государственными.       Российскими информационными агентствами являются:

  • ИТАР-ТАСС
  • РИА «Новости»
  • Интерфакс

Интернет-СМИ

С появлением и  распространением Интернета появились интернет-СМИ. Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМИ. Почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также от рекламы, хотя СМИ может быть и спонсируемым как вещательный орган какой-либо организации. Как было упомянуто выше, интернет, это спорный вопрос о том, насколько равноправны понятия СМИ и интернет-СМИ. Данный вопрос является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во всём мире . Тем не менее у Интернета есть множество плюсов: количество пользователей постоянно растет, информацию можно выложить в любое время и в любом месте если под рукой есть компьютер, это удобно, в большинстве случаев практически бесплатно и т.д. Возможно, в перспективе все эти преимущества помогут Интернету официально получить статус СМИ.

Информация о работе Современные СМИ