Специфика и особенности радиожурналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Работа состоит из двух глав. В первой главе на определенных примерах мы подробно рассмотрим выразительные средства радиожурналистики, а именно формообразующие и стилеобразующие средства радиожурналистики. Вторая глава расскажет нам об особенностях контакта радио и аудитории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики……………………5
1.1 Формообразующие средства радиожурналистики………………………….5
1.2 Стилеобразующие средства радиожурналистики…………………………10
Глава 2 Казахстанские радиостанции ………………………………………16
2.1Казахстанские эфирные радиостанции в социальных сетях ……………...16
2.2Радиостанция Tengri FM……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

курсовая РЖ.docx

— 63.12 Кб (Скачать документ)

Казахский Университет  Международных Отношений и Мировых  Языков

 

 

 

Курсовая  работа

Тема:

СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1го курса ФММК 119 гр.

Рыскулова Адема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики……………………5

1.1 Формообразующие средства радиожурналистики………………………….5

1.2 Стилеобразующие средства радиожурналистики…………………………10

Глава 2 Казахстанские радиостанции ………………………………………16

2.1Казахстанские эфирные радиостанции в социальных сетях ……………...16

2.2Радиостанция Tengri FM……………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………….24

Список  использованной литературы………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ХX столетие по праву называют веком электроники. Открытие радиомагнитных волн и их использование в науке, технике, социальной жизни заметно повлияло на развитие цивилизации, придало ей стремительное ускорение. Одной из самых значительных областей использования электроники стало радиовещание. Оно вместе с телевидением завоевало околоземное пространство, изменило информационный лик планеты.

За годы своего существования радиовещание прошло сложный путь развития, накопило огромный опыт общения с аудиторией, воздействия на самые разные категории  слушателей.

Радиовещание стало мощным средством  отражения и формирования общественного  мнения, важным каналом информации, входящим вместе с печатью и телевидением в систему средств массовой коммуникации, рычагом управления общественным мнением  и настроением. Оно представляет собой сложный социальный институт со своей структурой, формами и  способами реализации звукового  материала в эфире.

Радиовещание как мобильное, доступное, дешевое средство информации занимает свою нишу на рынке информации, служит средством общения, не знающим границ и расстояний. Великую роль оно  сыграло в культурной революции  в 30-е годы, неся массовой аудитории  идеи преобразования общества на новых  началах. Трудно переоценить роль радио  в годы Великой Отечественной  войны.

Уже само зарождение радиовещания в России, связанное с Октябрьской революцией, с формированием его социальных функций в годы становления советской власти, несло в себе уникальность своей модели. Предреволюционные и революционные события в стране предопределяли формирование важнейших функций будущего вещания и формы управления многими сферами общественно-политической, социальной и экономической жизни.

Относительная краткость этого  пути (всего несколько десятилетий): бурное развитие вещания в политической среде, насыщенной катаклизмами, переменами, обусловило особенности его функционирования, проявления его специфических качеств. Этот опыт уникален. Он еще ждет своего изучения, новых оценок, ибо радиовещание не только проявило многие социальные процессы, важные для более глубокого  понимания того, что происходило  в стране, но формировало звуковую летопись времени, ее звуковой образ.

Актуальность темы исследования.

Нет человека, не слышавшего радио. Казалось бы, столько новых средств массовой информации более удобных и функциональных, чем радио. Так в чем же особенность  радиожурналистики? Почему люди не готовы от нее отказаться?

Именно жанровая разновидность  радиовещания станет объектом настоящего исследования.

Предметом исследования является характерные  особенности радиопередач и своеобразие их жанров.

Цель данной работы – выявить стилистические и формообразующие средства радиожурналистики и охарактеризовать жанровую Казахстанскую систему радиовещания на примере радиостанции Tengri FM. Для этого предлагается решение частных задач:

-Дать теоретическое обоснование стилеобразующим выразительным  средствам в современной радиожурналистике.

       -Определить специфику подачи информации на радиостанции Tengri FM.

Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны  и методы исследования: типологический метод и метод контент-анализа. Поскольку, как известно, любой текст  характеризуется как минимум  двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном), а выражением типологии форм и является жанр.

Работа состоит из двух глав. В  первой главе на определенных примерах мы подробно рассмотрим выразительные  средства радиожурналистики, а именно формообразующие и стилеобразующие  средства радиожурналистики. Вторая глава  расскажет нам об особенностях контакта радио и аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики

1.1Формообразующие  средства радиожурналистики

 

            Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи.

            Первая – слова должны точно  описывать событие, которое является  объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу.                 Сравним, например, фрагменты из  репортажей нескольких журналистов  с места одного и того же  события.

           Аэродром, зима, на летном поле  кучка людей ждет приземления  самолета, который должен доставить  из Афганистана «груз 200» –  цинковые ящики с телами наших  солдат, погибших в боях.

Репортажи явно делаются впрок: для эфирных программ они не предназначаются, ибо правительство  и военные вовсе не собираются сообщать широкой общественности правду об афганской войне, она еще в  самом начале.

          У микрофона журналист из радиостудии  Министерства обороны:

«На летном поле холодно. И, наверное, так же холодно  в душах людей, которые мужественно  преодолевают трудности момента; еще  несколько минут – и приземлится  самолет с печальным грузом».

         У микрофона корреспондент Всесоюзного  радио из числа специализирующихся  на пропаганде армейских успехов:

«Печальные  лица у мужчин в форме и в  гражданском. Среди них несколько женщин с грустными, заплаканными глазами...»

         В этих фразах двух приведенных  отрывков на первый взгляд  все правда, на самом же деле слова лживы. Разве понятия «грусть», «печаль», «мужественное преодоление трудностей момента» соответствуют той трагедии, о которой рассказывают репортеры? Родители – достаточно высокопоставленные, отобранные политической системой, среди «обычного населения» (иначе они просто не попали бы на этот аэродром и на это летное поле, а получили бы повестку в морг или в лучшем случае в военкомат) ждут, когда привезут трупы их детей.

          Вторая задача журналиста –  найти наиболее точную интонацию,  которая часто несет ничуть  не меньше информации, чем само  содержание материала. Бернард  Шоу когда-то заметил, что есть  только один способ написать  слово «да» или слово «нет»,  но есть 50 вариантов их произношения, причем часто с прямо противоположным  значением.

          Третья задача, которая стоит перед журналистом в работе над словом, – поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

          Важнейшим критерием качества работы у микрофона можно считать и открытую Станиславским психофизическую зависимость речи говорящего от понимания им важности сообщаемой информации и его искренности: «Неверие в то, что говоришь, отсутствие подлинной задачи... все это укорачивает голосовой диапазон». Последний тезис применительно к радиожурналистике переводит учение о действии словом из сферы сугубо эстетической в область нравственную.

          Существуют стилистические приемы внесения элементов диа-логичности в радиопередачу: это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.

          Музыка и шумы. Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки и шумов, их способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову.

          Обстоятельства, задачи и условия работы менялись, идея «вто-роразрядности» музыки и шумов оставалась и продолжала развиваться специалистами. Так, режиссер А. Платонов утверждал, например, что музыку в любой передаче целесообразно вводить «не более чем на 15–20 секунд, после чего уводить ее на фон или убирать совсем». Что же касается шумов, то подчеркивалось, что «шумы на радио – вещь подчиненная». Даже в художественном вещании, при постановке радиоспектаклей, значительность и синтетичность звукоряда (сочетание музыки и шумов в передаче) ставились под сомнение.

          Каковы же причины, породившие такой подход, почему он получил широкое хождение у профессионалов-практиков и у теоретиков радиовещания? В основе его лежат две тенденции, на протяжении многих лет достаточно активно проявлявшие себя в вещании.

          Первая – стремление иллюстрировать действие музыкальными фрагментами и шумовыми эффектами, вводить их в структуру передачи в качестве некоего звукового аккомпанемента. Например. В радиоочерке идет речь о молодом офицере, отправляющемся к месту службы:

          Журналист. Петя, вернее, теперь уже Петр Сергеевич Волин смотрел в окно вагона. Поезд подходил к мосту через Волгу.

(Звучит фрагмент  мелодии песни «Издалека долго  течет река Волга...»)

         Журналист. Петр никогда прежде Волгу не видел, да и теперь она проскочила со скоростью курьерского...

         Никакой внутренней логической связи между текстом и музыкой здесь нет – ее появление сугубо формальное.

        Еще пример – из радиокомпозиции, прошедшей в программе «Юности». Действие происходит на стройке, герой рассказывает о пожаре, зовут героя Миша:

Миша. Неожиданно я услышал удары в рельс.

(Слышны три  удара в рельс.)

Миша. Потом я услышал женский крик

(Слышен женский  крик.)

Миша. Это  звали меня.

Женский голос. Миша!

и т.д.

           При разборе данной передачи выяснилось, что если изъять из нее шумы, по содержанию своему дублирующие слова, то она сократится ровно на одну треть, при этом ее эмоциональный настрой не пострадает. И в первом и во втором случаях мы имеем дело с иллюстративностью, т.е. не с продолжением мысли, формулированной словом, а с попыткой ее дополнительного пояснения, по сути дела, – с повтором.

          Вторая тенденция затрагивает уже не методологию вещания, а его идейно-эстетические основы. Она выражается в упоминавшейся нами тяге к интонационной бесстрастности передач. По мнению сторонников эмоционально нейтральной манеры обращения к слушателю, музыка (а следовательно, и шумы) может быть включена только в ткань художественных программ: «...музыку следует вводить в основном лишь в постановки, насыщенные эмоциями, в постановки с романтическим или психологическим содержанием», – пишет один из приверженцев сторонников «бесстрастного радио». По его мнению, большинство передач должны быть написаны «деловым стилем и просто не позволяют использовать в них музыку». Цитированный постулат получил развитие в практике как центрального, так и местного вещания на различных этапах истории советского радио. Это обстоятельство и послужило причиной отношения к музыке и шумам как к элементам дополнительного оформления, отнюдь не претендующим на самостоятельную роль в радиопередаче.

         Такой подход неправилен, ибо он игнорирует возможности музыки и шумов как смысловых структурообразующих элементов радиосообщения. В процессе художественной организации материала музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжетной конструкции благодаря заложенной в них семантической информации. При этом в ряде случаев музыкальные фрагменты и шумы превращаются в синонимы логического утверждения.

          Наиболее ярким примером такого рода служат позывные. Так, музыкальная фраза песни «Подмосковные вечера» эквивалентна объявлению: «В эфире круглосуточная программа "Маяк". Прошло еще полчаса. Сейчас вы услышите новости». Таким образом, музыка выполняет роль слова, и происходит это вследствие того, что в сознании слушателей уже выработан соответствующий код.

Информация о работе Специфика и особенности радиожурналистики