Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:01, курсовая работа
Работа состоит из двух глав. В первой главе на определенных примерах мы подробно рассмотрим выразительные средства радиожурналистики, а именно формообразующие и стилеобразующие средства радиожурналистики. Вторая глава расскажет нам об особенностях контакта радио и аудитории.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики……………………5
1.1 Формообразующие средства радиожурналистики………………………….5
1.2 Стилеобразующие средства радиожурналистики…………………………10
Глава 2 Казахстанские радиостанции ………………………………………16
2.1Казахстанские эфирные радиостанции в социальных сетях ……………...16
2.2Радиостанция Tengri FM……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..26
Казахский Университет
Международных Отношений и
Курсовая работа
Тема:
СПЕЦИФИКА
И ОСОБЕННОСТИ
Выполнила: студентка 1го курса ФММК 119 гр.
Рыскулова Адема
Алматы, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики……………………5
1.1 Формообразующие средства радиожурналистики………………………….5
1.2 Стилеобразующие средства радиожурналистики…………………………10
Глава 2 Казахстанские радиостанции ………………………………………16
2.1Казахстанские эфирные радиостанции в социальных сетях ……………...16
2.2Радиостанция Tengri FM……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..26
Введение
ХX столетие по праву называют веком электроники. Открытие радиомагнитных волн и их использование в науке, технике, социальной жизни заметно повлияло на развитие цивилизации, придало ей стремительное ускорение. Одной из самых значительных областей использования электроники стало радиовещание. Оно вместе с телевидением завоевало околоземное пространство, изменило информационный лик планеты.
За годы своего существования радиовещание прошло сложный путь развития, накопило огромный опыт общения с аудиторией, воздействия на самые разные категории слушателей.
Радиовещание стало мощным средством отражения и формирования общественного мнения, важным каналом информации, входящим вместе с печатью и телевидением в систему средств массовой коммуникации, рычагом управления общественным мнением и настроением. Оно представляет собой сложный социальный институт со своей структурой, формами и способами реализации звукового материала в эфире.
Радиовещание как мобильное, доступное, дешевое средство информации занимает свою нишу на рынке информации, служит средством общения, не знающим границ и расстояний. Великую роль оно сыграло в культурной революции в 30-е годы, неся массовой аудитории идеи преобразования общества на новых началах. Трудно переоценить роль радио в годы Великой Отечественной войны.
Уже само зарождение радиовещания в России, связанное с Октябрьской революцией, с формированием его социальных функций в годы становления советской власти, несло в себе уникальность своей модели. Предреволюционные и революционные события в стране предопределяли формирование важнейших функций будущего вещания и формы управления многими сферами общественно-политической, социальной и экономической жизни.
Относительная краткость этого
пути (всего несколько десятилетий):
бурное развитие вещания в политической
среде, насыщенной катаклизмами, переменами,
обусловило особенности его
Актуальность темы исследования.
Нет человека, не слышавшего радио. Казалось
бы, столько новых средств массовой
информации более удобных и
Именно жанровая разновидность радиовещания станет объектом настоящего исследования.
Предметом исследования является характерные особенности радиопередач и своеобразие их жанров.
Цель данной работы – выявить стилистические и формообразующие средства радиожурналистики и охарактеризовать жанровую Казахстанскую систему радиовещания на примере радиостанции Tengri FM. Для этого предлагается решение частных задач:
-Дать теоретическое обоснование стилеобразующим выразительным средствам в современной радиожурналистике.
-Определить специфику подачи информации на радиостанции Tengri FM.
Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод контент-анализа. Поскольку, как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном), а выражением типологии форм и является жанр.
Работа состоит из двух глав. В
первой главе на определенных примерах
мы подробно рассмотрим выразительные
средства радиожурналистики, а именно
формообразующие и
Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики
1.1Формообразующие средства радиожурналистики
Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи.
Первая – слова должны точно
описывать событие, которое
Аэродром, зима, на летном поле кучка людей ждет приземления самолета, который должен доставить из Афганистана «груз 200» – цинковые ящики с телами наших солдат, погибших в боях.
Репортажи явно делаются впрок: для эфирных программ они не предназначаются, ибо правительство и военные вовсе не собираются сообщать широкой общественности правду об афганской войне, она еще в самом начале.
У микрофона журналист из
«На летном
поле холодно. И, наверное, так же холодно
в душах людей, которые мужественно
преодолевают трудности момента; еще
несколько минут – и
У микрофона корреспондент
«Печальные лица у мужчин в форме и в гражданском. Среди них несколько женщин с грустными, заплаканными глазами...»
В этих фразах двух
Вторая задача журналиста –
найти наиболее точную
Третья задача, которая стоит перед журналистом в работе над словом, – поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).
Важнейшим критерием качества работы у микрофона можно считать и открытую Станиславским психофизическую зависимость речи говорящего от понимания им важности сообщаемой информации и его искренности: «Неверие в то, что говоришь, отсутствие подлинной задачи... все это укорачивает голосовой диапазон». Последний тезис применительно к радиожурналистике переводит учение о действии словом из сферы сугубо эстетической в область нравственную.
Существуют стилистические приемы внесения элементов диа-логичности в радиопередачу: это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.
Музыка и шумы. Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки и шумов, их способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову.
Обстоятельства, задачи и условия работы менялись, идея «вто-роразрядности» музыки и шумов оставалась и продолжала развиваться специалистами. Так, режиссер А. Платонов утверждал, например, что музыку в любой передаче целесообразно вводить «не более чем на 15–20 секунд, после чего уводить ее на фон или убирать совсем». Что же касается шумов, то подчеркивалось, что «шумы на радио – вещь подчиненная». Даже в художественном вещании, при постановке радиоспектаклей, значительность и синтетичность звукоряда (сочетание музыки и шумов в передаче) ставились под сомнение.
Каковы же причины, породившие такой подход, почему он получил широкое хождение у профессионалов-практиков и у теоретиков радиовещания? В основе его лежат две тенденции, на протяжении многих лет достаточно активно проявлявшие себя в вещании.
Первая – стремление иллюстрировать действие музыкальными фрагментами и шумовыми эффектами, вводить их в структуру передачи в качестве некоего звукового аккомпанемента. Например. В радиоочерке идет речь о молодом офицере, отправляющемся к месту службы:
Журналист. Петя, вернее, теперь уже Петр Сергеевич Волин смотрел в окно вагона. Поезд подходил к мосту через Волгу.
(Звучит фрагмент мелодии песни «Издалека долго течет река Волга...»)
Журналист. Петр никогда прежде Волгу не видел, да и теперь она проскочила со скоростью курьерского...
Никакой внутренней логической связи между текстом и музыкой здесь нет – ее появление сугубо формальное.
Еще пример – из радиокомпозиции, прошедшей в программе «Юности». Действие происходит на стройке, герой рассказывает о пожаре, зовут героя Миша:
Миша. Неожиданно я услышал удары в рельс.
(Слышны три удара в рельс.)
Миша. Потом я услышал женский крик
(Слышен женский крик.)
Миша. Это звали меня.
Женский голос. Миша!
и т.д.
При разборе данной передачи выяснилось, что если изъять из нее шумы, по содержанию своему дублирующие слова, то она сократится ровно на одну треть, при этом ее эмоциональный настрой не пострадает. И в первом и во втором случаях мы имеем дело с иллюстративностью, т.е. не с продолжением мысли, формулированной словом, а с попыткой ее дополнительного пояснения, по сути дела, – с повтором.
Вторая тенденция затрагивает уже не методологию вещания, а его идейно-эстетические основы. Она выражается в упоминавшейся нами тяге к интонационной бесстрастности передач. По мнению сторонников эмоционально нейтральной манеры обращения к слушателю, музыка (а следовательно, и шумы) может быть включена только в ткань художественных программ: «...музыку следует вводить в основном лишь в постановки, насыщенные эмоциями, в постановки с романтическим или психологическим содержанием», – пишет один из приверженцев сторонников «бесстрастного радио». По его мнению, большинство передач должны быть написаны «деловым стилем и просто не позволяют использовать в них музыку». Цитированный постулат получил развитие в практике как центрального, так и местного вещания на различных этапах истории советского радио. Это обстоятельство и послужило причиной отношения к музыке и шумам как к элементам дополнительного оформления, отнюдь не претендующим на самостоятельную роль в радиопередаче.
Такой подход неправилен, ибо он игнорирует возможности музыки и шумов как смысловых структурообразующих элементов радиосообщения. В процессе художественной организации материала музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжетной конструкции благодаря заложенной в них семантической информации. При этом в ряде случаев музыкальные фрагменты и шумы превращаются в синонимы логического утверждения.
Наиболее ярким примером такого рода служат позывные. Так, музыкальная фраза песни «Подмосковные вечера» эквивалентна объявлению: «В эфире круглосуточная программа "Маяк". Прошло еще полчаса. Сейчас вы услышите новости». Таким образом, музыка выполняет роль слова, и происходит это вследствие того, что в сознании слушателей уже выработан соответствующий код.
Информация о работе Специфика и особенности радиожурналистики