Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:29, творческая работа
Эффективность газетного текста во многом определяется его заглавием. Заголовок несёт определённую информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание.
Обыкновенный заголовок дает представление содержании материала; подзаголовок — чаще всего тематический — поясняет, уточняет стоящий над ним заголовок; рубрика чаще всего указывает на раздел газеты, в котором помещается данный материал (например, «Новости спорта») и шапка — это заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ТВОЯ
Анна Раменская
Научный руководитель – к.ф.н. О.В. Пыстина
Сыктывкарский государственный университет
Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. Эффективность газетного текста во многом определяется его заглавием. Заголовок несёт определённую информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание.
Обыкновенный заголовок дает представление содержании материала; подзаголовок — чаще всего тематический — поясняет, уточняет стоящий над ним заголовок; рубрика чаще всего указывает на раздел газеты, в котором помещается данный материал (например, «Новости спорта») и шапка — это заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.
Э.А. Лазарева называет следующие функции заголовков:
1. графически-выделительная – реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств (линеек, рисунков), приёмов вёрстки (размещения материалов на газетной странице);
2. номинативная – состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков, то есть заголовок, аналогично любому имени собственному, обозначает индивидуальный предмет (текст);
3. информативная – привлекает читателя к тексту, если он содержит необходимые для него сведения;
4. рекламная - рекламные заголовки традиционно делятся на две группы. В первую входят те, которые намеренно неинформативны, интригуют читателя. На основе таких заголовков создаётся эффект усиленного ожидания, благодаря чему читатель обращается к тексту. Вторую группу составляют заглавия, которые привлекают своей свежестью;
5. оценочно-экспрессивная функция – помогает заголовку участвовать в формировании эмоционального воздействия газетного произведения;
6. интегративная – посредством заголовка достигается целостность текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство.
Создавая текст, журналист ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, но и дать оценку сообщаемому. Для этого публицисты обращаются к поиску новых, более действенных, экспрессивных средств выражения оценочности. Практический анализ заголовков газеты «Твоя параллель» показал, что наиболее часто употребляемым приемом создания заголовка является использование средств экспрессивного синтаксиса - вопросительных и восклицательных предложений («Здесь можно говорить по-коми!», «Кто на новенький титан?»), тропов («Названы открытия, которые перевернут мир»), рифм («Монет опять нет»), а также трансформация устойчивых выражений («Жуй гранит науки»).
Информация о работе Способы формирования газетных заголовков (на примере газеты «Твоя параллель»)