Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:06, контрольная работа
Цель работы. Изучить и освоить способы получения журналистской информации.
Задачи:
- научиться работать с источниками журналистской информации;
- освоить способы получения информации журналистом;
- изучить методы предъявления журналисткой информации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Работа с источниками информации………………………………………6
Способы получения информации………………………………………..12
Интервью…………………………………………………………...12
Наблюдение………………………………………………………...16
Изучение документов……………………………………………...17
Социологические способы получения информации…………….20
3. Методы предъявления информации……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список источников и литературы……………….……………………………...
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра
«Коммуникационный менеджмент»
Контрольная работа
по дисциплине «Журналистское творчество»
на тему:
«Способы получения журналистской информации»
Выполнила: студентка гр. 09ЮЖ2
Мочалова Елена
Проверил: к. и. н., профессор
Четвертков
Н. В.
Пенза, 2011 г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
3. Методы предъявления
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы……………….……………………………..
Введение.
Основой
любого журналистского произведения (текста)
является информация, т. е. сведения о
реально происходивших
В журналистике методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.
При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению. Чем точнее журналист представляет себе, какие именно факты необходимы для его материала, чем в большей степени готов он к предварительному сбору информации - тем эффективнее этот процесс.
Совершенно очевидно, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и максимально полное в данных условиях предварительное ознакомление с проблемой. Опытные журналисты не только не пренебрегают возможностью понять суть проблемы, ознакомиться со всеми ее аспектами до того, как приступают к практической работе - будь то написание короткой заметки или подготовка серьезного аналитического материала, но напротив, изыскивают для этого любую возможность. Приступая к работе с источниками, журналист решает три главные проблемы: выбор самого надежного источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.1
Актуальность. Изучение способов и приемов получения информации является актуальным, потому как на современном этапе развития общества стремительно увеличиваются объёмы информации, и журналисту необходимо уметь выбирать «нужную», правдивую и достоверную информацию.
Цель работы. Изучить и освоить способы получения журналистской информации.
Задачи:
- научиться
работать с источниками
- освоить способы получения информации журналистом;
- изучить методы предъявления журналисткой информации.
Объектом изучения являются методы и способы, используемые специалистами в журналистике для получения необходимой информации.
Для
написания контрольной работы использованы
следующие источники
1. Васильева Л. А. Делаем новости!
В
книге рассматриваются
Книга может быть рекомендована студентам, будущим журналистам и всем тем, кто интересуется журналистикой.
2. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов под ред. А.К. Симонова.
В сборнике освещается правовое и фактическое положение российских журналистов в части доступа к информации, содержатся разъяснения и рекомендации о порядке реализации их права на поиск и получение общественно значимой информации.
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.
В учебнике содержится материал по всем основным разделам курса, предусмотренным программой, рассматриваются обстоятельства, формирующие журналистику как профессиональную деятельность и круг профессиональных обязанностей журналиста; основные особенности журналистского произведения; способ творческой деятельности журналиста (структура творческого процесса, источники информации, методы и приемы деятельности, технический инструментарий, профессионально-этические регуляторы поведения).
Это
основные источники. К дополнительным
источникам следует отнести Закон
РФ «О средствах массовой информации»
от 27.12.1991 г., учебное пособие Аграновского
В. Кто ищет…, Ворошилова В. В. Журналистика,
Засориной Т., Федосовой Н. Профессия —
журналист, Ламберта Э.Б. Приверженность
журналистскому долгу. Об этическом подходе
в журналистской профессии, Лозовского
Б.Н. Методика сбора информации, Лукиной
М. Технология интервью, Шумилиной
Т.В. Методы сбора информации в журналистике
и Корконосенко С. Г. Основы творческой
деятельности журналиста.
1.
Работа с источниками
информации.
Определяя источник, журналист должен знать организации, которые могут предоставить ему необходимую исчерпывающую информацию, а также лица, компетентные в данном вопросе. Но выбор источника становится проблемой, потому что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация (департамент, отдел, комитет, контора) в действительности занимается вопросами, которые интересуют корреспондента? как она организована? кто является ключевыми фигурами (руководителями)? кто может дать исчерпывающую и точную информацию?
Лучшая «шпаргалка» для определения компетентных и полномочных персон – телефонные и другие справочники для внутреннего пользования, из которых можно узнать не только фамилии, имена, отчества функционеров, но и названия отделов, департаментов, служб. Некоторые журналисты заводят своеобразные досье на работников организаций, с которыми им приходится иметь дело, поддерживают с ними контакты даже тогда, когда это не требуется для дела, следят за их продвижением по службе, вовремя узнают о преемниках при переводе на другое место работы. Все для того, чтобы «законсервированный» на время источник в соответствующий момент мог быть использован незамедлительно.2
Кстати, для подтверждения полученных данных наличия надежного информатора недостаточно. Когда материал появляется на газетной полосе или в эфире, требуется снабдить его еще одним атрибутом достоверности: обязательной ссылкой на источник. Отсутствие таковой обычно свидетельствует о непрофессионализме репортера. В других случаях, когда информация дается без указания на ее происхождение, либо мы сталкиваемся с внепрофессиональными мотивами поведения журналиста (руководства редакции, канала, студии), что часто встречается во время «информационных войн» и предвыборной борьбы, либо это делается для обеспечения конфиденциальности источника. Разумеется, лучший вариант – это когда информаторы не возражают против обнародования их имен. У корреспондента появляется возможность вместо «известно, что...», сказать прямо, кому известно, вместо «говорят, что...», произнести имя того, кто говорит, вместо использования оборота «ожидается, что...» объяснить, кем ожидается, а взамен слов «как мне сказали...», указать на того, кто сказал.
Приходится учитывать, что собеседники журналиста боятся «репрессий» со стороны своего начальства, озабочены карьерой, не хотят общественной огласки, стесняются. Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника назвать его в публикации, то поступать следует только по закону.3
Довольно часто журналиста предупреждают: «Это не для печати. Я рассказал вам для того, чтобы вы знали общую картину, но говорить об этом не нужно». Как поступать в таких случаях? Практика обнаруживает несколько подходов. «Жесткий»: корреспондент представляется, убеждается в том, что собеседник идентифицировал его как журналиста, после этого использует полученную информацию по своему усмотрению («Он знает, с кем разговаривает, – пусть и выбирает выражения»). «Мягкий»: корреспондент уговаривает собеседника оставить в материале информацию, которую последний не желал бы распространять («без этого материал потеряет остроту», «ваша точка зрения будет плохо аргументирована», «о вас будут думать, что вы лукавите» и т.п.). Если человек поддается на уговоры – прекрасно. Если нет, и журналист дал обещание не публиковать «неудобные» для источника сведения – следует поступать в соответствии с законом.4
Ссылки бывают разные, начиная с конкретного «как нам сообщил имярек» и заканчивая традиционным оборотом «по сведениям, поступившим от лиц, заслуживающих доверия». В последнем случае при возникновении после публикации неприятностей редакции и журналисту необходимо защищать конфиденциальность своих источников.
Отдельного подхода требуют слухи как источник информации (молва, известие, обычно еще ничем не подтвержденное, по определению толковых словарей). Журналисты охотно пользуются сведениями такого рода, предварительно обезопасив себя необходимыми процедурами. А именно:
В любой другой ситуации редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность. Иногда слухи становятся поводом для журналистского расследования и в конечном итоге перестают быть таковыми.
А как быть с анонимными источниками? Одно из существующих правил гласит: избегать пользоваться ими. Согласно другому мнению, информация от неизвестного осведомителя может быть использована, если, по меньшей мере еще один источник ее подтвердит. При этом использование безымянного источника должно быть кратко объяснено в материале. Однако самые распространенные источники информации для журналистов – представители органов власти. По данным Комиссии по свободе доступа к информации (российский правозащитный фонд), около 80% журналистов систематически обращаются за сведениями к представителям различных ветвей власти, преимущественно – исполнительной. Особенность работы с органами управления заключается в том, что между средствами массовой информации и руководителями федерального, регионального и местного уровней есть посредники – пресс-секретари и пресс-службы. Они организуют брифинги, пресс-конференции и встречи с руководством для интервью, отвечают на запросы, проводят аккредитацию корреспондентов, приглашают их на закрытые мероприятия, готовят информацию в виде пресс-релизов, справок, отчетов. Нельзя не учитывать, что получаемая таким образом информация часто бывает односторонней, поскольку задачи пресс-служб не совпадают с обязанностями прессы: в первом случае – сделать положительным образ руководства в общественном мнении, во втором – сообщить аудитории о реальных фактах. Подобные отношения пресс-служб со СМИ складываются повсеместно и за некоторыми малосущественными отличиями характерны для всех организаций, в том числе и общественных. Поэтому опытные журналисты обзаводятся собственными информаторами, которые находятся «в недрах», внутри правительства, администрации, департамента, – для проверки полученных сведений, получения эксклюзива или закрытых данных. Некоторые официальные учреждения пользуются повышенным вниманием СМИ, и репортеру полезно знать об организации в них работы с прессой. 5
Информация о работе Способы получения журналистской информации