Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:44, доклад
Средства массовой информации (СМИ) – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидения и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, возникшем на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.
Введение
Общественные функции СМИ
Задачи СМИ с точки зрения государства
Вывод
Литература
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управлений и гуманитаризации
Средства массовой информации в идеологических процессах
Выполнил студент группы
Минск 2011
Содержание:
Средства массовой информации (СМИ) – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидения и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, возникшем на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.
Адресатом массовой информации является большая аудитория (от лат. audiforium – место для слушания) – устоявшаяся совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационно-пропагандистской и идеологической деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.
Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.
Современный политический процесс
во многом зависит от СМИ. Речь идет
о формировании действительно свободных
и ответственных СМИ, предоставляющих
достоверную информацию населению.
Свободные и ответственные СМИ,
несущие правдивую информацию обществу,
- это кровеносная система
Анализируя функции СМИ в информационной политике и политической жизни, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражают происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.
Регулятивная функция СМИ при этом связана с их возможностями воздействовать на принятие в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ и не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции, в силу чего она постоянно колеблется, являясь производной от оценки, задаваемой общественным мнением, и динамикой отношений между центрами политического влияния. СМИ, как показывает опыт, способны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, используемым различными силами в политической игре, а составной частью структуры власти, одним из её компонентов.
Охранительная функция СМИ заключается в целенаправленном распространении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлемых рамках.
Нормативно-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.
Растущая роль средств массовой информации в социальной жизни, действительность СМИ в идеологических процессах объясняется не только тем, что основными источниками, из которых респонденты получают общественно-политическую информацию, являются, по результатам социологических опросов, телевидение (93,9%), радио (69,3%), пресса (65,8%), но и выполнением СМИ фундаментального предназначения по оправданию социального порядка и обеспечению воспроизводства существующих социальных отношений.
Основные задачи СМИ в
современных условиях – не насаждать
одномерное видение мира, а организовать
полноценный диалог населения и
власти, служить индикатором
Решение столь масштабных
задач требует: эффективного управления
всеми видами информационных ресурсов,
элементами информационной инфраструктуры;
государственной поддержки
В полной мере право на информацию
реализуется исходя из того, что
деятельность государственных органов,
общественных объединений должна протекать
публично. Они обязаны в соответствии
с их компетенцией давать полную, достоверную
и своевременную информацию о
политической, экономической и международной
жизни. В этих целях и в Конституции,
и в других актах предусматриваются
различные права и обязанности
субъектов власти. В частности, ст.
84 (п.13) предусматривает, что Глава
государства «обращается с
Вместе с тем число
задач государственной
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая:
Следует четко представлять,
что, с одной стороны, у СМИ
и государства с его политикой
и идеологией противоположные интересы.
Но, с другой стороны, они стремятся
всегда к вполне естественному союзу.
Так, журналисты, СМИ черпают свои
сюжеты в политической сфере, а представители
государственной власти имеют возможность
через СМИ убедить
В итоге, со временем конкретный человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет – это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр. Связь времени нарушается: в понедельник телевидение сообщает одно, и большинство может этому поверит; на следующий день выясняется, что все как раз наоборот, но предыдущего сообщения массовая аудитория уже не помнит. Через неделю все повторяется, и этот процесс буквально гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат – легкой добычей различных неоидеологических конструкций.
Глубочайшим заблуждением является убежденность в том, что СМИ – это якобы проблема номер один для власти. Лишь слабая власть боится прессы. Для сильной власти бойкая пресса, живые СМИ и неравнодушные журналисты – это помощь, источник знания болевых точек общества, проблем людей. Сегодня свободе слова не столько мешают власть и госаппарат, сколько угрожают деньги и переизбыток информации.
Правовое обеспечение информационной политики – важнейшее направление деятельности органов власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Он разрабатывался с учетом законодательства и опыта стран СНГ, а также Германии, США, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Швеции, Франции и, конечно же, богатой правоприменительной практики в данной области в нашей республике. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.
Указом Президента Республики Беларусь № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» определен порядок предоставления государственными органами информации журналистам. Во всех государственных организациях введены должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ.
Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети Интернет. Впервые в законодательном акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных органах и иных государственных организациях более доступной. В этих целях Указом предусмотрена обязанность госорганов, иных государственных организаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в их уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах этих органов и организаций, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление. Пользователи сети Интернет смогут свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.
Информация о работе Средства массовой информации в идеологических процессах