Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 01:06, реферат
В России существует многослойная структура розничной книжной торговли, состоящая из:
- книжных базаров и книжной торговли с лотков;
- традиционных магазинов, сохранившихся еще с советских времен;
- магазинов нового поколения посылочной торговли;
- Интернет-магазинов
Структура книжной торговли
В России существует многослойная структура розничной книжной торговли, состоящая из:
- книжных базаров и книжной торговли с лотков;
- традиционных магазинов, сохранившихся еще с советских времен;
- магазинов нового поколения посылочной торговли;
- Интернет-магазинов
Рассмотрим эти составляющие структуры книжной торговли подробнее. Книжные рынки. В начале 1990 годов, когда магазины выживали за счет сдачи своих помещений в аренду, значительное место в схемах реализации книжной продукции в России занимала примитивная форма розничной торговли. Как правило, предприниматель-одиночка, принимая книги у издательств и торговых фирм, реализует их на местном рынке. Подобные книжные рынки существуют в каждом крупном городе России. Количество операторов на книжных рынках за последние пять лет возросло в несколько десятков раз, что приводит к саморегуляции рыночной торговли: цены постоянно снижаются. Сегодня ситуацию на книжных рынках можно охарактеризовать как "ценовую войну" - кто из продавцов установит низкую цену, тот и продаст товар. Поскольку общая рентабельность торговли на книжных рынках за последние годы резко снизилась, из них пошли мелкие оптовики, оставив поле деятельности средне- и большими оптовым компаниям и их представителям на рынке. У лоточников перехватывают инициативу частные магазины и сетевые предприятия малых форм. Па мнению специалистов, в ближайшее время в системе книжной торговли России произойдут серьезные изменения - операторы рынка уже сейчас ищут другие пути реализации книжной продукции, наиболее перспективные из которых - открытие розничных магазинов и продажа книжной продукции через Интернет.
Отечественные магазины можно условно разделить на традиционные и магазины нового поколения.
Традиционные книжные
магазины. В закрытии государственных
книжных магазинов часто
Традиционные книжные
магазины - это магазины различных
форм собственности, которые сохранили
прежние советские принципы, привычки,
режим работы, объемы предлагаемой
книжной продукции, мало изменившись
по своей сути и системным подходом
к делу. Часто коллективу такого
магазина, воспитанному в советскую
эпоху, трудно приспособиться к новым
рыночным условиям торговли. В основном
эти магазины делают огромную наценку
на цену производства, иногда на 50-60%, пренебрегая
партнерскими интересами ради собственной
выгоды (которая из-за такого поведения
является несколько сомнительной).
В частности, арендная плата за помещение,
в котором располагается
Независимые магазины. Несколько
лет назад еще трудно было представить
себе книжный магазин с наполненными
до потолка книжными полками, приветливыми
продавцами, свободным доступом к
изданиям. Наконец уходят в прошлое
старые принципы построения экономических
отношений, в том числе в области
книжного бизнеса. Постепенно стали
открываться магазины с самообслуживанием,
которые занимают сотни квадратных
метров, стали логическим завершением
процесса реструктуризации книжного бизнеса
в Украине. Новые магазины открывают
профессионалы, которые понимают книжный
бизнес как нечто совсем иное, отличное
от того, что было в советское
время, профессионалы, разбирающиеся
в законах украинского книжного
бизнеса по всей его совокупности.
Одним из перспективных путей
выхода из кризиса книготорговли
является создание сети розничных магазинов.
Преимущества сетей очевидны: широкий
ассортимент, централизованный контроль
закупок и программы
Интернет-магазины. Количество книготорговых организаций, имеющих выход в Интернете, постоянно растет. Эксперты предсказывают, что в ближайшие два-три года произойдет резкое увеличение количества издательско-книготорговых организаций, имеющих доступ в Интернет, и потому считают необходимым создать специальный сетевой каталог для обмена информацией в Его сети. По мере того, как Интернет завоевывает все большую популярность, утверждается и концепция виртуальных магазинов для розничных покупателей.