Техника интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:47, статья

Описание

В самом начале журналистской карьеры я предложил редактору моей "молодежки" сделать интервью по одной серьезной проблеме. Он укротил мою прыть, ответив, как учили его в Центральной комсомольской школе: "Интервью - жанр, не свойственный советской советской журналистике.

Работа состоит из  1 файл

Техника Интервью.doc

— 46.00 Кб (Скачать документ)

Редактор  в газете — это человек, который  точно знает, чего хочет, но не вполне в этом уверен.

Уолтер Дэйвенпорт

Леонид  Плешаков  
Интервью: проход по минному полю 
В самом начале журналистской карьеры я предложил редактору моей "молодежки" сделать интервью по одной серьезной проблеме. Он укротил мою прыть, ответив, как учили его в Центральной комсомольской школе: "Интервью - жанр, не свойственный советской советской журналистике.  
 
Я и сам видел, что интервью было редкостью на газетных и журнальных страницах. Почему? Да в ту пору на трибуны партийных, комсомольских съездов каждый делегат выходил с речью не только написанной, но и проверенной в обкоме или ЦК, отредактированной. Это относилось ко всем высоким и не самым высоким собраниям. Каждое слово должно было соответствовать "судьбоносным" решениям, постановлениям. Во всеобщем "демократическом" спектакле импровизаций не допускалось. Обращаешься с просьбой об интервью к чиновнику, располагающему информацией, директору какого-нибудь НИИ - они непременно должны испросить разрешения у своего руководства. 
 
Однажды журналу "Смена" отказался дать интервью знаменитый авиаконструкор Антонов, хотя он, можно сказать, был крестником журнала, который на заре своего существования (где-то в двадцатые годы) объявил конкурс на лучший проект планера "Смена". Конкурс выиграл молоденький парнишка Олег Антонов, приславший редакции свои чертежи. Планер был "построен", журнал опубликовал фотографию: и планер на ней, и планерист, он же конструктор. 
 
И вот через десятки лет, увидев этот снимок в старой подшивке, звоню Олегу Константиновичу - был важный повод, а он отвечает, что, несмотря на нежное отношение к "Смене", встретиться с ее корреспондентом не может: "Мой министр запретил мне появляться в печати больше одного раза в год. И мой лимит уже исчерпан..." А установлен он был, этот лимит, после его статьи в "Литературной газете" о битом кирпиче. Шел он однажды мимо стройки, понаблюдал, как варварски сгружают кирпич, сколько его бьется, в какую копеечку это влетает государству и сколько денег могло бы сэкономить дешевенькое, простенькое приспособленьице. А министр-то и решил: негоже такой знаменитости выступать с антисоветскими статьями и речами... 
 
С перестройки начались другие "песни". Интервью пошли косяком. В иных изданиях публикуются по несколько штук в одном номере. Люди разных профессий с завидной уверенностью высказываются (с нашей помощью) на любую тему. Бывает, сообщают явную чепуху, заранее оговаривая свое право на ошибку: "Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется..." 0х уж эта говорливость! 
 
Блеск и нищета жанра - в его всеядности и кажущейся легкости. Набились под общую крышу "Интервью у трапа", "Интервью по телефону", "Интервью с пристрастием", "Круглые столы"... А отбрось вопросы, оставь ответы, получишь информацию чистой воды. И первый вариант будет отличаться от второго лишь количеством "говорений", а не количеством сообщений. Рубрика "Интервью" подчеркивает зачастую не столько свежесть, первозданность или особость материала, только кухню журналиста при его подготовке: работал, встречался, целый коллектив собрал - и каких знатоков темы! - и выслушал. 
 
Нетрудно заметить, что верхом этого жанра все-таки остается интервью-исследование - исследование личности. Оно близко к очерку. Очерку, рассказанному героем о себе. Это его речевой автопортрет, если хотите. Журналист своими вопросами направляет повествование, останавливает внимание на более интересных, с его точки зрения, фактах. Это позволяет нанизывать на общую нить любые бусины. Пусть жемчужины проскакивают нечасто, но собранные вместе разнозначные бусины могут стать прекрасным ожерельем. Если, конечно, журналисту удастся "раскрутить" собеседника на откровенный рассказ о себе или о своем деле, своих интересах и пристрастиях - обо всем, что интересно читателю. 
 
Вышесказанное предполагает создание доверительных, я бы сказал, интимных в определенном смысле отношений между интервьюером и интервьюируемым. Для создания такого контакта имеется масса проверенных методов. Они помогают "развязывать" (прошу прощения за вульгаризм) язык собеседнику. 
 
Козыри есть всегда, только пользоваться ими надо с умом. 
 
Смешно сказать, но часто замечаю, что при встрече с человеком, которого предстоит интервьюировать, мои габариты (рост 190, вес 120) не остаются без внимания. И я пришел к такому выводу: все мы из детства, из компаний сверстников, где обычно верховодил мальчишка чуть крупнее остальных или сильнее физически. Ему подчинялись, его побаивались и уважали. Не потому, что он давал подзатыльники приятелям и силой утверждал свой авторитет. Нет. Но осознание того, что он может это сделать, держало остальных в уважительном отношении и к его силе, и к тому, что он ею не пользуется. 
 
Можно не верить моим наблюдениям, однако должен сказать, что не раз при встрече замечал в людях очень солидных и уважаемых этот отзвук детской субординации, изначального согласия ответить на те вопросы, что я задам. 
 
Говорю об этом без бахвальства, потому что моей заслуги тут нет. Внешность - данность, выпавшая на мою долю. И каждый человек имеет какое-то свое преимущество. Допустим, молодая и обаятельная девушка может не сомневаться, что собеседнику-мужчине будет более приятнее отвечать на ее вопросы, чем на вопросы корреспондента-мужчины. А женщина, напротив, с большей охотой даст интервью симпатичному молодому человеку. Такие вещи происходят неосознанно и незаметно для сторон, но помнить об этом стоит, потому что внешность журналиста, личностные свойства - его инструментарий, если можно так выразиться. 
 
Правда, не всегда удается уловить настрой собеседника, нет времени определить его состояние, так что следует быть осторожным в использовании своих личных резервов. Иначе ваша общительность покажется фамильярностью, развязностью. А подобное должно быть абсолютно исключено. Ни в коем случае нельзя и педалировать то, что вы считаете своим преимуществом. Может оказаться, к примеру, что вашего собеседника в детстве обижали более рослые мальчишки и он с тех давних времен питает неприязнь, даже враждебность ко всем, кто на голову выше него. Молодой журналистке вряд ли стоит подчеркивать свою красоту, нарядность, модность одежды, когда она идет брать интервью у женщины. Да и у мужчины тоже. Возможно, у него дочь такого же возраста, которая донимает папу просьбами о тряпках модных фирм, на которые у него нет денег. Так что идешь как по минному полю: где-нибудь да рванет, поэтому нужно чутко держать в руке щуп, выверять каждый шаг, не лезть опрометчиво вперед - осторожность не бывает лишней. 
 
Так что личные достоинства, как ложка, хороши к обеду, то есть к месту и ко времени. 
 
Исключите третьего лишнего. Часто успех интервьюера зависит от того, какую обстановку он создаст в начале беседы. Стоит как бы походя поинтересоваться, где человек учился, работал, куда ездил отдыхать. Уверен, почти всегда можно нащупать точки соприкосновения, найти общих знакомых, друзей или врагов. Это помогает делать следующие шаги. 
 
Беру недавно интервью о проблемах нашего рыболовства у директора ВНИРО и в самом начале разговора между прочим узнаю, что он окончил МГУ в один год со мною. Попутно выясняется, что он занимался боксом в той же секции, что и я, у одного и того же тренера. С той поры минуло много лет, мы, естественно, не узнали друг друга, зато оба хорошо помнили нашего тренера и свои претензии к нему: жестковатый был человек, хотя тренер отличный. Поощрял нас дубасить друг друга от души. Так вот эти воспоминания стали мостиком между мною и доктором географических наук. Приятно, когда такое случается. Но вместе с тем нельзя допустить, чтобы вводная часть погребла под собою основной разговор, нелишне помнить рекомендацию Козьмы Пруткова насчет фонтана, который иногда надо затыкать. 
 
Психологическая комфортность очень важна для успеха интервью. Хотя комфорт - понятие относительное. Для одного человека оно означает одно, для другого - совсем иное. Но есть общие представления. Например, никогда не стоит брать интервью в присутствии третьего лица: не возникает доверительности. Собеседник может ошибиться, оговориться, его иногда приходится поправлять. Когда налажен контакт, это проходит незамеченным, не влияет на продолжение беседы. Когда же при этом присутствует кто-то третий, интервьюируемый невольно испытывает напряжение, все время держит себя под контролем, чтоб с языка не сорвалось неудачное слово, не совсем правильное выражение. Особенно это касается случаев, когда "третьим лишним" оказывается помощник собеседника: в глазах подчиненного всегда хочется выглядеть выигрышно. Поэтому старайтесь, чтобы к участию (даже молчаливому) в разговоре не был допущен кто-то еще. Это чем-то схоже с приемом у врача. Когда пациент с ним один на один, он спокойно раздевается, дает себя осмотреть, пощупать живот, может сообщить врачу о каких-то интимных подробностях своего организма. Но присутствие в кабинете постороннего, даже медсестры, будет его смущать. Сейчас журналисты, как правило, пользуются диктофонами и прочими записывающими устройствами. Они дают возможность во время работы над материалом многократно прослушивать интервью, это защищает от ошибок. А еще, что не менее важно, диктофон все фиксирует и обращает внимание на всякого рода паузы, междометия, вздохи, тембр голоса, его повышение и понижение в зависимости от того, о чем рассказывает собеседник в данный момент. Эмоциональная окраска речи несет не меньшую информационную нагрузку, чем ее содержание. 
 
Но, хотя диктофон в руках журналиста стал так же привычен, как блокнот, тем не менее я считаю, что надо обязательно спросить разрешения записывать разговор на пленку. Некоторых это смущает. Поэтому стоит прибегнуть к маленькой хитрости. Записав несколько первых фраз, извиниться перед собеседником, выключить диктофон и, перемотав пленку, включить на режим прослушивания. Услышав собственные зафиксированные слова, собеседник, как ни странно, успокаивается, убеждаясь, видимо, что нет никакого подвоха. Я всегда пользуюсь этим приемом, и он действует безотказно. 
 
И все-таки порой, как ни убеждай собеседника, что записывающее устройство - это тот же журналистский блокнот, а не чужие уши, он не желает присутствия "третьего лишнего". Что ж, надо с ним согласиться. И ни в коем случае не записывать разговор тайком! Лучше оговорить свое право перезвонить для проверки каких-то цифр, формулировок, фамилий и так далее, чтобы не напрягать человека во время самой беседы уточнениями. 
 
Не озадачивать без нужды. Быть неожиданным в разговоре - важно. Но тут надо нащупать ту грань, когда внезапный вопрос, зачастую помогающий собеседнику раскрыться, поставит его в тупик или вообще заставит замолчать. Есть у меня приятель, фотокорреспондент, который ничего не может с собой поделать, чтобы не поумничать по делу и без оного. Раньше мы работали с ним в связке: пока я беру интервью, фотограф снимает. Все было прекрасно, если б напарника не подбивало каждый раз встревать в разговор без всякой связи с темой беседы, с одним лишь резоном подчеркнуть, что и он в чем-то разбирается. Во время съемок "Очей черных" (мне довелось сыграть в картине небольшую роль) я как-то в перерыве мягко "подкатил" к Марчелло Мастрояни и завел вроде бы необязательный разговор о жизни. Редкое обстоятельство, которое ни предусмотреть, ни организовать невозможно. Дело было в Костроме, городе для итальянцев весьма экзотическом. Особенно их покоряла одна деталь: на улице, где происходили съемки, располагалась пекарня, в которой, кроме хлеба, выпекали огромные вкусные бублики. Заказать их для киногруппы итальянцам не удалось потому, что о таком вкусном продукте они прежде не знали, а к моменту съемок втиснуться в число постоянных заказчиков уже не смогли! Но, как у нас принято, если нельзя, но очень хочется, то можно. В каждый обеденный перерыв рабочие пекарни перелезали через забор своего предприятия поглазеть, как снимается кино, да еще с такой знаменитостью. И перелезали не с пустыми руками, а с кульками горячих, только что из печи бубликов, и мы, вся съемочная группа, уплетали щедрое подношение с горячим кофе, которым нас поила по условиям контракта кинофирма. Итальянцы понять ничего не могли, как это: за деньги купить нельзя, а бесплатно - можно? Так вот стоим мы с Мастрояни, запиваем кофе вкусные бублики и калякаем (через переводчика) вроде бы ни о чем - о его студенческих годах, об учебе на архитектурном факультете, участии в студенческом театре. Надо ли объяснять, что значит для журналиста такой вроде бы необязательный разговор? Но тут вдруг вклинивается мой приятель: - Ваше мнение по поводу утверждения Микеланджело, что архитектура является застывшей музыкой? Переводчик перевел вопрос, и Мастрояни сразу сказал, что устал и хочет передохнуть перед съемками очередного эпизода. Только через несколько дней появилась возможность продолжить прерванный разговор. Что он подумал, услышав "умный" вопрос? Может, ему показалось, что его хотят уличить в незнании высказываний своего великого соотечественника?  
В другой раз мы поехали к академику Аганбегяну. С Абелом Гезевичем я был знаком, так что разговор на очень серьезную тему шел довольно легко. Но тут влез мой напарник, да с таким мудреным вопросом, что я ничего не понял, а мой собеседник замолчал - видно, безграмотность его озадачила. Потребовалось немало усилий, чтобы выбраться из нелепой ситуации. Мой товарищ был доволен: задал, мол, вопрос, на который не сразу смог ответить академик. На самом деле он чуть было не сорвал мне интервью. А ведь иному коллеге ничьей помощи не требуется, чтобы загнать собеседника в тупик: он сам горазд тряхнуть ученостью. Так что, поверьте, скромность, в отличие от умничания, более продуктивна.


Информация о работе Техника интервью