Телевидение как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Пользуясь специфическими методами воздействия на аудиторию, СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В современную информационную эпоху, когда информация становится вездесущей и всепроникающей настолько, что человек порой уже неспособен реагировать на те или иные медиасообщения, особенно актуальным становится всестороннее изучение эффективности медиавоздействия. Изучение эффективности, не просто как достижения любого эффекта, а именно как достижения того эффекта, который задумывался коммуникатором.
Актуальность избранной мною темы определяется растущим значением телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1.Основная часть…………………………………………………………….5
1.1. Понятие эффективности средств массовой коммуникации………5
1.2. Понятие телевидения……………………………………………….8
1.2.1. Телевидение, как средство массовой коммуникации……...8
1.2.2. Функции телевидения………………………………………..10
1.2.3. Анализ аудитории телевидения ………………………….....15
1.3. Анализ воздействия телевидения…………………………………19
1.3.1. Телевидение: сущность, специфика………………………..19
1.3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения…….22
2. Практическая часть……………………………………………………....27
2.1. Возможности телевидения на примере Рязанских телеканалов...27
2.1.2. Тенденции развития рязанского телевизионного поля……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Телевидение как средство.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

     4. «9 канал» - городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания  с независимым программированием.  

     5. НТРК «Эхо» - городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с независимым программированием (имеет лицензию на круглосуточное вещание).  

     6. «35 канал» («Гарнизон») – городская  государственная телекомпания с  бюджетным финансированием и  независимым программированием  (подчинение – руководству Рязанского Высшего Военного командного училища связи им. Маршала Советского Союза М.В. Захарова)  

     Прежде  чем перейти к рассмотрению основных тенденций телевизионного поля Рязанского региона и непосредственно анализу  программ, рассмотрим кратко главные направления вещательной политики каждой телекомпании.

     ГТРК  «Ока». Филиал ВГТРК сделал ставку на информационное вещание, объяснив отказ  от публицистических, аналитических, информационно-развлекательных  программ недостаточно высоким их качеством. В эфире телекомпании по будням 10 выпусков «Вести - Рязань», синдицированный выпуск «Вести плюс» (сочетает федеральные и региональные события), информационная программа «Другие новости», «Вести - Спорт» − программа о спортивных событиях города и области. Как правило, темы выпусков согласуются с отделом региональных новостей ВГТРК, а программа верстается по схеме, максимально приближенной к стандарту федерального выпуска «Вести».  

     «Либурна-ТВ» . Сетевой договор с телеканалом  СТС предусматривает некоторую стилистическую ассимиляцию форматов и жёсткие «эфирные окна» для местных вставок. Так, канал производит информационно-аналитическую программу «Другие детали», основанную на местных событиях, но по своему формату напоминающую «Детали дня» СТС, детскую программу «Доброе слово» и тележурнал «Седмица», рассчитанную на православных жителей региона.  

     «35 канал» . Телекомпания является телестудией  Рязанского училища связи. Единственная программа («Гарнизон»), подготовленная ею, − рассказывает о новостях военных  вузов. Она выходит дважды в неделю на телеканале ТНТ. Как нам представляется, существование такого рода программ в регионе абсолютно оправдано (в городе несколько военных училищ), более того, это специфика, особенность местного телевещания.  

     НТРК  «Эхо» Единственная из рязанских телекомпаний имеет лицензию на 24 часа вещания. Вещательная политика предполагает два ключевых направления – информационные программы и кинопоказ (по нашим подсчётам, в будние дни фильмы могут занимать до 70 − 75% эфирного времени). Кроме того, телекомпания ежедневно готовит одну-две тематические программы («Православное слово», аналитическая «За и против», криминальная «Территория закона», информационная «Газетный киоск», «Новости кино», «Эхо дня» и др.) Жанровое разнообразие объясняется в первую очередь стремлением телекомпании охватить максимальное число зрителей, привлекательное для рекламодателей, и получить максимальную прибыль.  

     ОГТРК «Край Рязанский» («Рен-ТВ Рязань»). Договор с каналом «Рен - ТВ»  предусматривает только эфирные окна, программная политика полностью определяется самой редакцией. Как правило, утренний эфир заполнен информацией о предстоящих событиях дня, новинках кино, театральных премьер, дневной эфир посвящен повтору одной из тематических программ, вышедших накануне. В вечернем часовом эфире – информационная программа «Наши новости», которая включает отдельный блок криминальных сообщений «Наши хроники», и одна тематическая программа (за каждой закреплён отдельный день недели). По понедельникам выходит «Время спорта», по вторникам − «Место встречи», по средам − тележурнал для автолюбителей «Поехали!» или «ТриО», по четвергам − ток-шоу «Разные люди», по пятницам «Компас» или «Тёмная история».  

     «9 канал». Самая молодая телекомпания Рязани, программы которой выходят на 35 канале (ТНТ), появилась в 2004 г . В рамках одного часа – выпуск новостей «Этот день» и одна тематическая программа («Семья», экологическая «Среда обитания», политическое или спортивное обозрение, православный цикл и даже игровое шоу). Программы, вышедшие в будние дни недели, повторяются в воскресном эфире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1.2. Тенденции развития рязанского телевизионного поля 

     Как известно, создание новостей – самый  дорогостоящий вид телевизионного производства. Но даже в условиях кризиса  руководство телекомпаний не откажется от их подготовки, ведь новости – это в первую очередь инструмент влияния на аудиторию, формирующий общественное мнение, и, кроме того, лицо, «визитная карточка» канала, по которой судят о мастерстве журналистов, уровне развития телекомпании. Проанализировав информационные выпуски, мы определили тематические приоритеты телекомпаний, тональность материалов, наличие эксклюзивной информации.

     Общенациональная  тематика занимает в выпусках чуть более 4% выпуска. В основном, это  события социальной направленности − повышение пенсий, стратегия долгосрочного развития России, создание фонда поддержки детей, принятие закона «об опеке и попечительстве». Большая же часть новостей (96%) посвящена событиям регионального масштаба и в первую очередь – это городские новости.

     Как показал анализ, не во всех программах есть один «тематический лидер». Приоритетной для большинства выпусков является социальная сфера. По количеству сообщений  лидируют выпуски «Рен - ТВ Рязань»  и НТРК «Эхо» (от 9 до 20 сообщений). Наименьшее количество сюжетов у «9 канала».

     Проведя небольшой анализ информационных программ, мы пришли к выводу, что новостные  выпуски в регионе стали более  динамичными и информационно  насыщенными, чем прежде. Увеличилось  количество освященных событий, расширился диапазон тем, возрос темп и ритм преподнесения информации. Более того, доля информационных программ в общем объёме вещания существенно выросла. Так, например, ГТРК «Ока» готовит по будням 10 программ «Вести - Рязань», телекомпания «Эхо» − 14 выпусков новостей (в эфир выходят каждый час с 7.00 до 24.00). «Рен - ТВ Рязань» работает над созданием утреннего, вечернего и ночного информационного блока. Как показало исследование, статус телекомпаний предполагает ориентацию на определенные политические и коммерческие структуры. Новостные программы ГТРК «Ока» являются по сути пропагандистскими. Не лишены политически ангажированной информации и выпуски коммерческих телекомпаний.

     Одна  из характерных особенностей рязанского телевидения – это наличие  православных программ, число которых за последние годы увеличилось («Православное слово» и «Беседы с владыкой Павлом» на НТРК «Эхо», цикл культурно-просветительских программ «Образ» на «9 канале», тележурнал «Седмица» на «Либурна-ТВ»). Очевидно, данный тип информации востребован рязанскими зрителями.

     А например, телекомпания ОГТРК «Край  Рязанский» уже давно работает под  лозунгом: «Информируем, развлекая», и  это приносит свои плоды.

     Подводя итог, хотелось бы отметить, что развитие рязанского телевидения происходит в духе общемировых тенденций – стремлении к информации, просветительству и развлечению, оно обладает достаточно большим арсеналом средств и возможностей для достижения своих целей и активно их использует. В результате телевидение достигает не только поставленных целей, но и формирует новую социальную структуру. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     За  последние десятилетия XX в. мир существенно  приблизился к тому, чтобы стать  в информационном смысле «глобальной  деревней». Термин пущен в научный  оборот канадским профессором Маршаллом Маклюэном, подчеркнувшим сходство информационных процессов в традиционном небольшом поселении и на всей планете, когда она становится единым телекоммуникационным пространством. Событие, происшедшее на одном краю «деревни», тут же становится известно всем ее обитателям и активно обсуждается, так как затрагивает интересы всех. И телевизионная сиюминутная связь каждого со всем миром представляется теперь столь же естественной, сколь необходимой.

     Мир телевидения – это особый мир. Мир, который по идее должен отражать реальность, но реальность слишком банальна, поэтому СМИ конструируют свою повседневную реальность. Реальность, в которую хочется погружаться человеку.

     Но  такое воздействие телевидения  ставит ряд проблем перед обществом. Информация, которая передается по телевидению, адаптирована, заключена в «рамки жанра». Она уже готова к «потреблению» массовым зрителем, ее не надо осмысливать. Это так удобно в современном мире, где постоянно не хватает времени ни на что, особенно на долгие размышления. Для большей части населения телевидение до сих пор является главным источником информации о мире и это ставит проблему рационального осмысления телевизионной информации, проблему необходимости «фильтрации» информации. В противном случае, человек просто разучится думать.

     Для миллионов людей телеэкран стал основным источником информации и познания окружающего мира. Это объясняется  тем, что, являясь частью системы  социальных отношений человеческого  общества, телевидение выполняет  такие же функции, как и другие средства массовой коммуникации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д. Но в то же время телевидение обладает недоступными другим средствам массовой коммуникации качествами. На сегодняшний день телевидение прочно утвердилось на первом месте среди других СМИ, опередив их и по масштабам аудитории, и по объему уделяемого ему времени, и по способности концентрации общественного внимания.

     Телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом. В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля. В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение.

     Что касается непосредственно рязанского телевидения, то сегодня оно достаточно успешно развивается. Появляются новые телекомпании: они не просто востребованы, но и помогают жителям области быть в курсе всех общественно значимых событий региона, что и подтверждает эффективность телевещания.

     Проведя анализ  и рассмотрев эффективность и обоснованность места телевидения в системе средств массовой информации, используя различные точки зрения и позиции исследователей, анализировавших деятельность телевидения, функционирующего в условиях развитой рыночной экономики, можно сделать вывод, что, вторгаясь во все сферы общественной жизни, телевидение оказывает колоссальное, всевозрастающее влияние на общество, и доказывает свою наивысшую эффективность в процессе коммуникаций. 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     
  1. Брайнт, Дж, Томпсон. Основы воздействия СМИ. –  М., Спб, Киев Издательский дом «Вильямс» - 2004
  2. Вакурова Н.В.. Пространственно–временная организация телевизионных передач. – Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. – М., 1981.
  3. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике. – М., 2005.
  4. Засурский Я.Н. Журналистика. Средства массовой информации. – М., 2005.
  5. Ковалев П. А. Привычки телесмотрения, или как мы смотрим телевизор // Телефорум. 2002. № 8.
  6. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005.
  7. Маркетинговые исследования. Практическое руководство К. Малхотра. – М., 2002 г.
  8. Интернет-ресурсы:

     www.mediaryazan.ru

     http://evartist.narod.ru

     http://vestnik.ipk.ru

Информация о работе Телевидение как средство массовой коммуникации