Телевизионные жанры, используемые при создании фильма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 19:54, доклад

Описание

Выбор жанра является одним из важнейших этапов журналистской работы. Определяющую роль при выборе жанра играют цель и задачи, которые ставит перед собой сам автор. Также большое значение имеет характер и особенности выбранной темы. Содержание работы укладывается в определенные рамки. Это помогает осуществить взаимосвязь внутренних элементов творческой работы.

Работа состоит из  1 файл

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ.docx

— 145.35 Кб (Скачать документ)

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ   СОЗДАНИИ ФИЛЬМА

1.1 ОЧЕРК 

«Вам придется написать, а затем выбросить или сжечь массу материала, прежде чем вы начнете чувствовать себя в этой среде свободно. Можно начинать прямо сейчас. И я верю, что, в конце концов, количество перейдет в качество».                  

                        Рэй Брэдбери 

Выбор жанра  является одним из важнейших  этапов журналистской работы.  Определяющую роль при выборе жанра играют цель и задачи, которые ставит перед  собой сам автор. Также большое  значение имеет характер и особенности  выбранной темы. Содержание работы укладывается в определенные рамки. Это помогает осуществить  взаимосвязь  внутренних элементов творческой работы. Глубокие познания и ясное понимание  особенностей того или иного жанра  позволяют журналисту с успехом  достичь поставленной цели.

Наиболее  подходящим жанром для фильма «Моя Христианская Армения», на мой взгляд, является очерк. Он богат изобразительными средствами и выразительными возможностями. Это обуславливает взаимодействие документальных и литературно-художественных элементов. В художественной публицистике нередко можно встретить элементы информационных или аналитических  жанров, такие как: интервью, репортаж, корреспонденция. Безусловно, эти элементы необходимы в рамках художественной публицистики, поскольку только в  комплексе они позволяют выполнить  поставленную задачу.

Все вышесказанное  дает возможность журналисту лучше  раскрыть тему и донести до зрителя  идею фильма, воздействуя при этом не только на разум, но и на чувства: «Характерной особенностью  жанра  является то, что он находится на грани между журналистикой и  драматургией».1 Благодаря соприкосновению документальных и литературно-художественных элементов фильм получается ярким и интересным.

Очерк - это смежный жанр между документальным исследованием и художественным рассказом. Жанровые особенности очерка подробно изучены в теории литературы. Большой интерес к данному жанру позволяет считать его основным жанром художественной  телепублицистики.

В основе очерка лежат  реальные факты и  события с использованием точных дат, географических данных  и реальных имен. Это является главным отличием очерка от рассказа: «Жизненная реальность фактов — документальная составляющая очерка, использование художественных форм и образов — элементы рассказа в его литературном понимании».2  Главной задачей очерка является отображение жизненных процессов, длительного временного периода истории, поэтому одна из специфических черт его на экране - изображение прошлого. «Автор, прослеживая обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства, а также социальный смысл деятельности».3  Журналист сам решает какими методами ему воспользоваться, а это может быть :

  • длительное наблюдение
  • портретное интервью
  • «скрытая камера»
  • архивные кадры.

Факты и события не просто фиксируются, но и осмысливаются  под углом  зрения автора. Затем данная информация подается зрителю, учитывая интересы создателя  фильма.  Факт является  основой, исходным материалом. Оформление данного  материала зависит от целей, которые  преследует журналист: «Отсюда  и  композиционное построение, не подчиненное  «фабуле фактов», их свободный отбор  и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика   (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения)».4 Разнообразие  художественных средств позволяет журналисту выполнить поставленную задачу. Это далеко не простое занятие. Из-за разнообразия элементов журналист сталкивается с некоторыми трудностями. Для экранного очерка одна из таких проблем -  отображение уже совершившихся событий или исторических  фактов. Выходом из данной ситуации является воссоздание событий. Для этого требуется большой талант и профессионализм всей съемочной группы, начиная от актеров и заканчивая режиссером. Требуется сделать все возможное, чтобы на экранах появилась подлинная правда жизни. Для успешного выполнения поставленной цели необходимы талантливые актеры, хорошая авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательное соблюдение чувства меры, художественного такта. Но и здесь есть свои минусы. Документалисты стараются избегать подстановочных сцен: «Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану».5 Документальная основа, облаченная в художественную  обобщенную форму результат большого труда. Очерк требует от журналиста творческого мастерства,  профессионализма и таланта. 
 

1.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ:  ИНТЕРВЬЮ И РЕПОРТАЖ

«Каждое ружье на всякий случай считай заряженным; каждый микрофон   включенным».

                                    Анджей Вишневский

На сегодняшний  день система жанров подразделяется на три вида:

- информационные  жанры

- аналитические  жанры

- художественно-публицистические  жанры

Однако  это деление несколько условно, так как все жанры взаимосвязаны  между собой, интервью не исключение.

 «Интервью  (англ. interview)   опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого   взгляд, мнение. Стало быть, интервью -  обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Является одним из методов получения информации в журналистике».6

В современном  мире зритель хочет знать все, и как можно быстрее. Именно поэтому сейчас так популярен информационный жанр, главные качества которого - новизна и актуальность. Собственно говоря, к информационному жанру и относится интервью, характеристики, которого позволяют слушателю воспринимать сказанное как бы «из первых рук». Именно этим можно объяснить популярность жанра интервью в современной журналистике. Следует отметить, что интервью называют не только жанром, но и методом получения информации, его относят не к теоретическим, а эмпирическим методам. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи.

Виды  интервью7:

Интервью-диалог - беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

Интервью-монолог - выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

Интервью-портрет - на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

Интервью-беседа - журналист ведет беседу с человеком  на равных. Предмет разговора - проблемная актуальная ситуация, выход из которой  следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника  информацию, но и сам высказывает  свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

Коллективное  интервью - представление о мнении нескольких людей, по тем или иным вопросам.

Анкета - массовый вид интервью, заочная  беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие  в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика  «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

Блиц-опрос: его целью является получение  мнений людей различного социального  статуса по одному актуальному вопросу.

Также иногда интервью относят к аналитическим  жанрам. Данной  группе характерна не только констатация фактов, но также  анализ и поиск путей решения  проблемы. Сюда относят: проблемные и  портретные интервью. Виды интервью разнообразны, именно поэтому его относят как  к информационным, так и к аналитическим жанрам. По форме подачи материала можно определить жанр, по содержанию - к какой группе относится информационной  или аналитической. «Информационное интервью отвечает на вопросы: Что? Где? Когда?; Аналитическое: +Почему? Каким образом? Что это значит?»8

Моя работа выполнена в жанре очерка, особенность  этого жанра - яркость и красочность. Очерк позволяет  использовать черты  различных жанров: интервью, репортаж, отчет, зарисовка. Это дает автору возможность  сделать свой материал интересным и  информативным. Но при этом важно  сохранить сюжетно-стилистическое единство материала. Сфера применения интервью очень широка. На сегодняшний день интервью действительно является одним из часто используемых  жанров.  Но следует помнить,  что умение вести беседу- это искусство. И интервью требует самой тщательной подготовки.  Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они давали направленность ходу беседы, акцентировали внимание на тему, которая интересует журналиста.

Задачи  журналиста:

1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу

2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет

Технология  создания интервью:

1) стадия подготовки (создание вопросника, проработка хода беседы, сбор необходимого материала)

2) сама беседа (нужно учитывать, этические и социальные факторы)

3) написание  самого материала (обязательная вычитка окончательного варианта текста  интервьюируемым)

Телевизионное интервью обогатило жанр интервью существенными  качествами- зрелищностью. Источником становиться не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение  собеседников, а нередко и окружающая среда. Именно поэтому можно объяснить  такую популярность интервью на современном  телевидении.

«Репортаж -  жанр журналистики, спецификой которого является оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное  освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем  или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия  автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа  от просто корреспонденции. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень   латинский («reporto»   передавать)»9.

В репортаже  главное наблюдение,  журналист  должен обязательно присутствовать на месте действия. Находясь на месте, репортер должен хронологически фиксировать происходящее, следить за ходом событий, акцентировать внимание на важных моментах, следить за реакцией и поведением участников и очевидцев. Для репортажа характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д.

Особенности репортажа:

- эффект  присутствия                                           - мнение экспертов

- достоверность                                                     - данные документов

- фактографичность                                              - сведения очевидцев

- оценка  журналиста                                             - анализ информации

Репортер  стремится, возможно, быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Роль  корреспондента велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором  и организатором. Не всякое событие  достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость.

По темам  репортаж может быть самым разнообразным:

- политический

- культурный

- военный

Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра - его  динамичность. Задача репортера и  предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. А именно, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности событии, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Информация о работе Телевизионные жанры, используемые при создании фильма