Типы заголовков в печатных средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:02, реферат

Описание

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 34.71 Кб (Скачать документ)

    Стиль заголовков в газете – одно из ее отличий от других периодических  изданий. Этот стиль не следует менять в течение достаточно длительного  времени. По стилю заголовков публикаций, как и по другим особенностям дизайна  издания, постоянный читатель может  узнавать свою газету, даже не глядя  на ее название.

    Создавая  текст, журналист всегда ставит перед  собой задачу - не только информировать  читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и обязательно дать оценку сообщаемому. Тем самым функционально-стилевое единство языка газеты обеспечивается постоянной реализацией в газетных текстах информативных и оценочных элементов. Конечно, «разрешающая способность» различных групп газетных жанров неодинакова в плане использования в них этих средств, но одновременная ориентация на информативность и оценочность свойственна всем типам газет, всем материалам массовой коммуникации. Эта особенность публицистики и публицистического стиля нашла отражение и в газетных заголовках.

    Основные  признаки публицистического  стиля. Вопрос о выделении  газетного стиля 

    Прежде  чем говорить о собственно заголовках газетных статей, необходимо осветить особенности всего публицистического  стиля в целом и газетного  подстиля в частности, так как это необходимо для уяснения закономерностей и путей формирования заглавия статьи.

    Публицистический  стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка  и широко применяется в различных  сферах общественной жизни: в газетах  и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового  читателя и документальное кино. В  различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название публицистического стиля  тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует  содержательные особенности относимых  к ней произведений.

    Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся  к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют  целью информировать как можно  более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов  на эти проблемы.

    Информирование  граждан о положении дел в  общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого  стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков: «Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями», «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везете товарища! Три часа социализма на Трех вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

    Слово «газетность» отсутствует в толковых словарях современного русского языка. Но оно употребляется учёными-лингвистами для определения языка и стиля газеты. Это определённые способы создания публицистичности, экспрессивности газетной речи, обусловленное назначением газеты как средства массовой коммуникации. Отличительные черты газетности: информативно насыщенный, предельно сжатый текст; тщательный отбор фактов и их социальная типизация, предполагающая оценочный подход; воздействующая роль газетного слова; преодоление стереотипа, заключающееся в выработке особых форм выражения экспрессии. Г.Я. Солганик также отмечает в качестве отличительных черт языка газеты социальную оценочность, коммуникативную общезначимость, особый характер экспрессивности.

    Газетный  текст - это своеобразное явление, которое  стоит несколько особняком в  ряду других видов текстов. Даже на поверхностный взгляд специфика  языка газеты совершенно очевидна. Она связана с тем, что в  газете есть особые речевые образования - заголовки, подзаголовки, рубрики. Таким  образом, газетный текст является специфическим  типом текста, занимающим особое место  в сложной иерархической системе  текста. При этом заголовок - это обязательная структурно-композиционная категория любого газетного текста. Он несёт на себе важнейшую коммуникативную нагрузку.

    В газете подбор заголовков имеет свои особенности и сложности. Журналисты незамедлительно откликаются на текущие события. Им приходится каждодневно  изобретать, придумывать всё новые  и новые названия. Ведь для каждого  номера газеты нужно подобрать несколько  десятков заголовков. И не случайно в процессе подготовки номера столь  часто меняют заголовки некоторых  материалов, которые дали им их авторы, – руководители редакции стремятся  найти самые удачные варианты заголовков, которые должны привлечь внимание читателей. Многим публицистам  известны «муки заголовка», связанные  с поиском названия для статьи, репортажа или другого журналистского произведения. Каждый находит заголовок по-своему: одни определяют его, лишь завершив текст; другие предпочитают сначала дать своему будущему выступлению заголовок – иногда условный, который как бы дает направление всей работе, и затем уточняют его в соответствии с завершенным материалом; третьи ищут его в течение многих часов, а то и дней, советуясь с коллегами по редакции...

    Профессиональное  мастерство работы с заголовками  включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных  материалов на полосах номера. К  этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка  и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок  дает первичное представление о  теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический –  уточняет, поясняет, иногда развивает  стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного  выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок –  название раздела, части крупного текста.

    Важную  роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

    Иногда  для объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть  и посвященных общей теме, используют шапку, как бы накрывающую сверху все публикации, стоящие под нею.

    Заголовки применяют отдельно или в сочетании  друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который  входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление  о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление  или характер текста. Нередко к  ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

    Воздействие заголовка на читателя в немалой  степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его  центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка  – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях  к компьютерному набору и верстке  газет открыл возможности быстрого решения на высоком профессиональном уровне всех задач и проблем, возникающих  на этом направлении подготовки газетного  номера. Знания, необходимые для  этого, дает специальный курс производства и оформления печатных периодических  изданий.

    Заголовок - это своеобразный элемент текста, имеющий двойную природу. С одной  стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая «над» ним и  перед ним. Поэтому заголовок  воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий  определённую самостоятельность. С другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного текста (началом, серединой, концовкой), вместе с которыми он составляет архитектонику текста. Эта «двойственная природа заголовка» и определяет многие его особенности.

    В современной газетной статье заголовок  выступает как совокупность лингвистических  и графических средств и приемов, которая дает читателю предварительные  сведения о содержании публикации и  привлекает к ней внимание. Степень  автономности заголовка тоже варьируется. Так, среди газетных заголовков выделяются автосемантичные, понятные без опоры на текст, и синсемантичные, смысл которых, как и статьи в целом, становится очевидным только при взаимодействии заглавия с текстом. В связи с этим можно выделить четыре основных типа отношений между заголовком и текстом газетного заголовка:

    1. Репрезентативные отношения —  заголовок несет основную мысль,  главную идею газетного заголовка,  выступая, таким образом, резюмирующим, надтекстовым элементом информационного сообщения. Такой тип отношений характерен для рубрики «Хроника» газеты «Известия»: «ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРОВОДИТ ПЕРЕГОВОРЫ В АРМЕНИИ» («Известия». 31.05.05).

    2. Рекламные отношения — заглавие  только привлекает внимание к  газетному материалу, не раскрывая  его сущность. Как правило, заголовок  при таком типе отношений по  структуре представляет собой  словосочетание, которое только  называет объект/cубъект публикации или намекает на него. Это имплицитный тип отношений между заглавием и текстом — по прочтении текста читатель разгадывает смысл заглавия. Такой тип отношений часто встречается в рубрике «Слухи» «АиФ» и ее новых подрубриках, например, «Кошелек»: «ОСАГО В ОСАДЕ» («АиФ». 20.12. 06).

    3. Диалогические отношения, которые  задаются вопросительным предложением, вычлененным в заголовок. Основной  корпус текста и лид (если он есть) служат ответом на поставленный в заголовке вопрос. Коммуникативное задание вопросительных предложений связано с получением или проверкой информации: «КУДА КАТИТСЯ РОССИЯ?» («Московский Комсомолец», «NON-STOP». 31.05.05).

    Этот  тип представлен прежде всего в «Московском Комсомольце» и «АиФ». Широкое распространение вопросно-ответных структур в газетном заголовке связано с тем, что всякое речевое произведение диалогично по своей сути: реальное целостное понимание активно ответно и является ничем иным, как начальной подготовительной стадией ответа.

    4. Включительные отношения — при таких отношениях заголовок является частью основного корпуса текста. Как правило, в этом случае заголовок образует вместе с текстом единый заголовочный комплекс или является первым предложением всего корпуса текста, неся функцию зачина (начала повествования), а не рекламную и репрезентативную. Такие отношения характерны для газетных заголовков рубрики «NON-STOP» «Московского Комсомольца»: «...ПОТРЕБУЮТСЯ ГОДЫ, чтобы принять законодательство, соответствующее передовым стандартам высокоразвитых стран». («МК», «NON-STOP». 24.06.04).

    Таким образом, заголовок газетной статьи, выполняя две основные функции, —  информативную и рекламную, может  находиться с основным корпусом текста в различных отношениях, определяющих структуру самого заголовка и  характер рубрики всего издания. Отмечается, что заголовок выполняет  еще две присущие только ему функции  благодаря использованию графических  средств (шрифта), месту расположения на газетном листе и в рубрике  — распределительную (выстраивает  газетные статьи по тематике и степени  релевантности информации) и соединительную (определяет место газетной статьи в подборке). Правильно составленные заголовки не только разделяют газетный материал, выступая надтекстовым элементом блока информации, но и объединяют публикации в рамках одной рубрики. 
 
 

Информация о работе Типы заголовков в печатных средствах массовой информации