Условия появления первых журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:50, реферат

Описание

Условия появления первых европейских журналов в первую очередь определялось созданием в XVII в. определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием "La Republique des Lettres" ("Республика литераторов", или "Республика ученых"). Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное "братство литераторов", объединенных задачей поиска истины в "невидимые колледжи", свободные от теологических догм. Помимо личных встреч, члены La Republique des Lettres нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода.

Работа состоит из  1 файл

Условия появления первых журналов.docx

— 100.29 Кб (Скачать документ)

Условия появления первых журналов 
 
Условия появления первых европейских журналов в первую очередь определялось созданием в XVII в. определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием "La Republique des Lettres" ("Республика литераторов", или "Республика ученых"). Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное "братство литераторов", объединенных задачей поиска истины в "невидимые колледжи", свободные от теологических догм. Помимо личных встреч, члены La Republique des Lettres нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода. Переписка эта была иного свойства, нежели эпистолярное наследие античности, средневековья или Ренессанса: "каждый, стремящийся к знанию, должен был ориентироваться теперь не на Учителя и его интерпретаторов, т.е. не на готовое знание, а на самого себя и на других как равноценных (в смысле равного их участия в формировании нового знания) личностей" [81]. Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания (в том числе и периодические). 
 
Слово "журнал" восходит к латинскому "diurnalis" ("ежедневный"), что напоминает "acta diurna" Юлия Цезаря. Особенность первых европейских журналов — преимущественно научная ориентация. Научная переписка не могла вовлечь в коммуникацию достаточно большое число Информационно-пропагандистские возможности периодического были несоизмеримо выше. 
 
Первый европейский журнал [81а] — "Journal des Savants" ("Журнал ученых", 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы [82]. 
 
"Journal des Savants" увидел свет в Париже 5 января 1665 г. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене научной информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных новые научные теории и другие материалы облекались в форму Журнал был ориентирован на научную полемику, на "провокацию" спора. В издании "Journal des Savants" Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервилль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 г. [83].  
 
В 1665 г. с опозданием в несколько недель в Англии появился журнал ""Philosophical Transactions of the Royal Society" ("Философские труды Королевского общества") под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно. Любопытно, что из десяти публикаций, составивших первый номер, три были взяты из "Journal des Savants". 
 
В 1668 г. в Риме появился первый итальянский журнал его редактором Надзари по образцу французского "Journal des Savants", а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Журнал, в котором помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 г. [84]. В 1682 г. Отто Менке предпринял в Лейпциге издание латинского журнала "Acta Eruditorium" ("Ученые записки"), который быстро приобрел известность, став столь же популярным, как и "Journal des Savants". В его издании деятельное участие принял Готфрид Вильгельм опубликовавший на страницах этого журнала многие свои Журнал "Acta Eruditorium" просуществовал до 1731 г. 
 
Цензурные преследования, существовавшие в большинстве Европы, заставили обратить внимание журналистов на возможность публикаций своих изданий в Голландии. Влиятельный французский мыслитель, философ-скептик Пьер Бейль, которого Г.Геттнер характеризовал как "смелую фаустовскую натуру, в которой неустанно бродят все глубочайшие вопросы человечества" [85], был вынужден за свои религиозные убеждения эмигрировать в Голландию. Там в 1684 г. он стал печатать периодическое философско-литературное издание "Nouvelles de la republique des lettres" ("Новости литературной республики"). В предисловии к первому номеру Пьер Бейль писал, что "мы свободны от неразумной пристрастности. Мы будем выступать скорее в роли докладчика, чем в роли судьи, и мы приведем выдержки из книг, направленных против нас, столь же добросовестно, как и книг выступающих за нас" [86]. Издание Бейля имело широкий резонанс, утвердив авторитет редактора в европейских интеллектуальных кругах. Во Франции распространение "Nouvelles de la republique des lettres" было запрещено. В журнале Бейля содержались рецензии на книги по вопросам философии, богословия, истории и литературы, а также полемические сочинения политического и религиозного характера Французских религиозных ортодоксов раздражала независимость материалов, публикуемых в издании Бейля. Да и в более терпимой к инакомыслию Голландии ряд публикаций Бейля привел к тому, что независимый редактор лишился места профессора истории и философии в Роттердамском университете. 
 
Нападки недоброжелателей и пошатнувшееся здоровье заставили Бейля через три года прекратить свое издание. Бонаж де Боваль продолжил труд Бейля, переименовав журнал в "Histoire des ouvrages des savants" ("История трудов ученых", или "Летопись творений ученых"). В новом виде журнал просуществовал до 1709 г. 
 
В 1688 г. Жан Леклерк, эмигрант и идеологический противник Бейля предпринял в Амстердаме издание журнала "Bibliotheque universelle et historique" ("Всеобщая историческая библиотека"). Журнал "Bibliotheque universelle et historique" просуществовал пять лет и прославился тем, что уже в первых номерах Леклерк опубликовал обширные извлечения из основополагающего труда великого английского философа Джона Локка "Опыт о человеческом разуме", вызвав бурную полемику во многих странах Европы. 
 
Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания "Mercure galant" ("Галантный Меркурий"), основанного в 1672 г. Королевскую "привилегию" на издание этого журнала получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, известный литературный противник Мольера. В первые годы "Mercure galant" выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники [87].
 
 

Первые  газеты в Европе 
 
1609 г. считается годом рождения европейской газетной периодики. Место появления первых газет — Германия. Газета, начинавшаяся словами "Relation: Aller Furnemmen", появилась в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Издавал страсбургский еженедельник типограф Иоганн КаролюС. В том же 1609г. в Аугсбурге появилась "Avisa Relation oder Zeitung" — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте [60]. Проникшее в немецкую печать итальянское слово "avviso" свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi. 
 
В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617-м — в Берлине, в 1618-м — в Амстердаме, в 1620-м — в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне. 
 
С 1609 по 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение периодических изданий объясняется возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции. В Англии первая еженедельная газета появляется в 1621 г., в Швеции — в 1624-м, во Франции — в 1631-м, в Италии — в 1636-м, в Испании — в 1641-м [61]. 
 
У истоков французской и английской прессы оказались голландские "куранты". Политическая ситуация в Англии и Франции в 1620-х гг. препятствовала развитию независимой периодической печати. Поэтому первые французские и английские газеты появились в свободной от цензурных запретов Голландии. В 1620 г. в Амстердаме публиковались еженедельные газеты (дословные переводы на английский и французский голландских "курантов"), тираж которых быстро расходился в Англии и Франции. Эти издания имели коммерческий успех. 
 
Период доминирования голландских газет в Англии длился недолго. Первым английским изданием, соответствующим понятию газеты, считаются "Corante, or Weekly Newes from Italy, Germany, Hungary, Poland, Bohemia, France and the Low Countreys" ("Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и иных стран"), появившиеся в Лондоне 21 сентября 1621 г. Это издание напоминало голландские образцы (что видно даже из заглавия), а вместо имени издателя были напечатаны инициалы — "N.B." Трудность расшифровки заключается в том, что в указанный момент в Лондоне активно работали два типографа, чьи имена соответствуют данным инициалам, — Натаниэль Баттер и Николас Борн. Они известны как издатели информационных листков, бюллетеней новостей и иной продукции такого рода. 
 
Официальная пресса Франции первоначально была представлена "Mercure francais" ("Французский Меркурий") — официальным вестником, выходившим в Париже. Он был основан Жаном Ришаром в 1611 г. Однако "Mercure francais" выходил всего раз в год и не оказывал большого влияния на общественное мнение, так как его публикации отличались откровенной проправительственной ориентацией. 
 
Кардинал Ришелье — первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Став первым министром Франции в 1624 г., кардинал стал конфиденциально курировать все публикации "Mercure francais" и назначил редактором падре Жозефа, которого современники называли "подлинным alter ego" кардинала и "серым преосвященством". 
 
Однако малотиражный "Mercure francais", выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа. 
 
Создать первую национальную французскую газету было суждено королевскому медику Теофрасту Ренодо. Должность при дворе он получил благодаря протекции падре Жозефа, который и привлек Ренодо к работе в "Mercure francais". Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил Ренодо выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. "Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование — знать латынь, уметь читать по-гречески — и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет" [62]. 
 
В 1630 г. Ренодо оформил официальное разрешение на владение Адресным бюро, получив монополию на сбор информации по всей территории Франции. Следующим шагом стало издание газеты. Первый номер "La Gazette" увидел свет 30 мая 1631г. С легкой руки Теофраста Ронодо слово "газета" вошло во многие европейские языки [63]. "La Gazette" выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости из Рима, Праги, Константинополя. Тематика — торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж "La Gazette" первых лет издания не превышал 1200 экз., сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался "Recueil des Gazettes" ("Годовой сборник "La Gazette"). "La Gazette" воспринималась как печатный орган правительства, а потому смогла просуществовать 150 лет (при потомках Ренодо) вплоть до революции 1789 г. 
 
Первой ежедневной газетой в Европе стала "Einkommende Zeitung", которая появилась в 1650 г. в Лейпциге. Первая английская ежедневная газета "The Daily Courant", выходившая всего на двух страницах, появилась лишь в 1702 г. 
 
К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальной власти и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. По мере становления газетной периодики в Европе отмечается тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В 1640-е гг. в названиях многих газет появляются указания на место издания — например, "London Informer". Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика появятся только в начале XVIII в.). В левом углу первой страницы размешались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. появляются новшества в верстке материала, и газетный текст делится на две колонки. В середине XVII столетия в газетах появляется 
 
реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса. В начале XVIII в. объем газет увеличился до 4 страниц. 
 
В Англии "после 1771 г., когда обеими палатами было молчаливо разрешено публиковать дебаты, это стало одной из основных задач газеты. С этих пор ее немногочисленные читатели были хорошо осведомлены в политике, так как во время парламентских сессий больше половины газеты отводилось отчетам о сессии. Много места — целая страница, а то и более — отводилось платным объявлениям, сообщениям о книгах, концертах, театрах, нарядах и различных людях, нуждающихся в домашних слугах. Остальное место в газете было занято поэзией, серьезными и юмористическими статьями, письмами в газету (подписанными именем корреспондента или псевдонимом), обрывками информации и театральными или светскими сплетнями, перемешанными с газетными объявлениями и длинными официальными отчетами об иностранных делах" [64]. Тиражи этих изданий были небольшими -несколько тысяч экземпляров считались хорошим показателем.
 
 
 
 

Лекции  по истории зарубежной журналистики 

Просветительская  журналистика, первые журналы, персональный журнализм

Эпоха Просвещения  стала поворотным этапом в истории  европейской цивилизации, явлением во многом итоговым. Европа сделала  решительный шаг к переходу к  новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы в 18 в. начали сменяться демократическими. Феодальные экономические отношения уступают место капиталистическим, в науке и философии утверждается рационализм, в политической и религиозной жизни – принципы толерантности (обосновываются и получают юридическое оформление концепции «естественных прав человека» и демократии). Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом – 18 столетие стало эпохой кровавых революционных потрясений и войн за независимость.  
 
Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название «Просвещение». «Просвещение с помощью света разума» – таков был лозунг прогрессивных сил Европы. Новые идеи получали распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, все возраставшей переводческой деятельности и переписке». 
 
Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца 16 столетия. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Высказанное Локком положение о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными», для многих звучало подлинным откровением (в работе «О гражданском правлении», 1690). Вольтер писал, что «Локк развернул перед человеком картину человеческого разума, как превосходный анатом объясняет механизм человеческого тела». Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево) отправились в Англию, чтобы на месте ознакомиться с тем, что казалось им самим передовым и плодотворным в области культуры, идеологии и государственного устройства. В этот период и стали появляться первые журналы.  
 
Какими же были условия появления первых европейских журналов. Условия эти определялись в первую очередь созданием в 17 веке определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием «Республика литераторов» или «Республика ученых». Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное «братство литераторов», объединенных задачей поиска истины в «невидимые колледжи», свободные от теологических догм. Помимо личных встреч члены этих групп нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода. Переписка эта была иного свойства, нежели эпистолярное наследие античности, средневековья или Ренессанса: каждый, стремящийся к знанию, должен был ориентироваться теперь не на Учителя и его интерпретаторов, т. е. не на готовое знание, а на самого себя и на других как равноценных личностей (в смысле равного их участия в формировании нового знания). Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания (в том числе и периодические). 
 
Слово «журнал» восходит к латинскому «дьерналис» («ежедневный»), что напоминает «акта дьерна» Юлия Цезаря. Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация, но научная переписка не могла вовлечь в коммуникацию достаточно большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал («Журнал ученых», 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы. 
 
Это издание увидело свет в Париже 5 января 1665 года. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных исследований, новые научные теории и другие материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года. 
 
А в Англии, с опозданием всего в несколько недель (1665), появляется журнал «Философские труды Королевского общества» под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно. Любопытно, что из десяти публикаций, составивших первый номер, три были взяты из Французского «Журнала ученых». 
 
В 1668 году в Риме появился первый итальянский журнал, который был задуман его редактором Франческо Надзари по образцу все того же французского, а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Издание, в котором помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 года. 
 
Цензурные преследования, существовавшие в большинстве стран Европы, заставили обратить внимание журналистов на возможность публикаций своих изданий в Голландии. Влиятельный французский мыслитель, философ-скептик Пьер Бейль, которого Г. Геттнер характеризовал как «смелую фаустовскую натуру, в которой неустанно бродят все глубочайшие вопросы человечества», был вынужден за свои религиозные убеждения эмигрировать в Голландию. Там в 1684 году он стал печатать периодическое философско-литературное издание «Новости литературной республики». В предисловии к первому номеру Пьер Бейль писал, что «мы свободны от неразумной пристрастности. Мы будем выступать скорее в роли докладчика, чем в роли судьи, и мы приведем выдержки из книг, направленных против нас, столь же добросовестно, как и книг, выступающих за нас». Издание Бейля имело широкий резонанс, утвердив авторитет редактора в европейских интеллектуальных кругах. Во Франции распространение «Новостей литературной республики» было запрещено. В журнале Бейля содержались рецензии на книги по вопросам философии, богословия, истории и литературы, а также полемические сочинения политического и религиозного характера. Французских религиозных ортодоксов раздражала независимость материалов, публикуемых в издании Бейля. Да и в более терпимой к инакомыслию Голландии ряд публикаций привел к тому, что независимый редактор лишился места профессора истории и философии в Роттердамском университете. Нападки недоброжелателей и пошатнувшееся здоровье заставили Бейля через три года прекратить свое издание. Бонаж де Боваль продолжил труд Бейля, переименовав журнал в «Летопись творений ученых», который в новом виде и просуществовал до 1709 года. 
 
А в 1688 году Жан Леклерк, эмигрант и идеологический противник Бейля, предпринял в Амстердаме издание журнала «Всеобщая историческая библиотека», который просуществовал пять лет и прославился тем, что уже в первых номерах Леклерк опубликовал обширные извлечения из основополагающего труда великого английского философа Джона Локка «Опыт о человеческом разуме», вызвав бурную полемику во многих странах Европы. 
 
Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Галантный Меркурий», основанного в 1672году. Королевскую «привилегию» на издание получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, известный литературный противник Мольера. В первые годы журнал выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники. 
 
Итак, это начало эпохи Просвещения, вторая половина 17-го века. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей. Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу – тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми». 
 
Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны английской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на мелкую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами. 
 
После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. По мнению Г. Геттнера, тюремное заключение сделало Дефо еще любезнее народу; он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. Но всего более занимало его издание «Обозрения отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции», выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова и которое поэтому и должно собственно считаться первым началом английской журналистики». Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 года и даже получил прозвище «господин Ревью». (персональный журнализм) В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Их всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Как остроумно заметил Теккерей, Аддисон – «мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья, он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады». 
 
Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта». Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения. 
 
В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым уготовлена была долгая жизнь. – «Битва книг» и Сказка бочки». «Сказка бочки – один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии этого публициста. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Под масками Петра, Мартина и Джека возникают образы католицизма, лютеранства и кальвинизма (пуританства). 
 
Политические пристрастия Свифта сделали его редактором торийского еженедельника «Исследователь» (он вел его с ноября 1710 по 1711). В этой газете он опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии противников. В пылу политической борьбы Свифт писал, что «партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей». Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествие Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху). 
 
Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году. 
 
Журналу Стиля, получившему название «Болтун» и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевала английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. Аддисон нашел свое призвание и самый восхитительный собеседник заговорил. 
 
С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер включались также мелкие объявления и заметки («Болтун» выходил три раза в неделю). Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии этих авторов – «Зритель». На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» – сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир: «Так и живу я на свете, скорее как Зритель, созерцающий человечество, чем как один из его представителей; таким образом я стал прозорливым государственным деятелем, военным, торговцем и ремесленником, никогда не вмешиваясь в практическую сторону жизни. Теоретически я прекрасно знаю роль мужа или отца и замечаю ошибки в экономике, деловой жизни и развлечениях лучше других, чем те, которые не редко ускользают от тех, кто замешан в деле. Короче говоря, я во всех сторонах своей жизни оставался наблюдателем, и эту роль я намерен продолжать и здесь». 
 
Тираж «Зрителя» вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «Зрителю» достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. «Зритель» просуществовал два года – всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «Опекун». «Опекун» имел почти такой же успех как и «Зритель», однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера. 
 
Влияние «Зрителя» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. 
 
Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками. «Шептун» (1709), «Ворчун» (1715), «Болтунья» (1710), «Осведомитель» – издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта, «Попугай» (1728), «Всеобщий зритель» (1728-1746) – издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики. Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение 18-го века и были переведены на большинство европейских языков. 
 
Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Французский зритель» (1722-1723), где само заглавие перекликается с английским «Зрителем», заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем – изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии. 
 
Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734гг. скрываться то в Англии, то в Голландии Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «За и против» 1733-1740 г. Он создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево манифестировало приверженность к объективности.  
 
Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие. Сам Вольтер добивался того, чтобы рецензии на его произведения помещались в журнале аббата Прево. 
 
В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями как «Разумник»,(1713-1714), «Веселая молва» 1718, «Беседы живописцев» (1721-1723), швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда «Честный человек»(1728), «Вольнодумец»(1745), «Ипохондрик»(1762). Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», который издавал Г. Э. Лессинг. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера. Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось. Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768) ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.  
 
Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма – практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Итак, мы с вами поняли какие важные изменения произошли в Европе при ее вступлении в «век Просвещения» периода конца 17 начало 18 века. Они связаны с серьезной модификацией культурной обстановки эпохи. Священный текст с его сакральным отношением к слову постепенно уступал первенство тексту научному, опирающемуся на разумное постижение действительности, на опыт, помогающий познавать законы природы и общества. Считается, что именно в это время знание приобретает информационную форму, перестает быть чем-то априорно данным человеку, который, следуя ренессансным традициям, начинает читать мир как книгу, но не просто читать: появляется ощущение того, что действительность можно усовершенствовать.  
 
Развитие журналистского профессионализма происходило столь же динамично в этот период, как и становление самой прессы. А такое явление как персональный журнализм требовало от человека профессионального универсализма. Вернемся не надолго к творчеству Даниеля Дефо: его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Он считал своими журналистскими достоинствами умение отбирать факты и использовать их, а также владение богатым словарным запасом, способность критически оценивать собственную работу. Дефо был не чужд и политической активности, которая принесла ему серьезные неприятности, а затем вынудила стать главой секретной службы английского премьер-министра (принять это предложение писателя побудило тяжелое материальное положение его семьи). Ричард Стиль, который, как мы уже знаем, считается одним из основателей английской журналистики, был не только редактором, но и основным автором своих изданий. 
 
История подтверждает, что звездными часами персонального журнализма стали периоды наивысшего общественно подъема, когда необычному времени требуются исключительные личности. Как пример, служение истине становится лейтмотивом творчества тех французских журналистов, которые создавали свои произведения в годы Французской революции 1789 года, когда взлет персонального журнализма наиболее ярок. Французские просветители-энциклопедисты в середине 18 века обратились к проблеме специфики журналистского труда. По их мнению, есть два типа журналиста: один светит «отраженным светом», обозревая и комментируя новинки литературы, науки, искусства и т. д.; другой обладает достаточным талантом и смелостью, чтобы служить прогрессу. Все это происходило в 18 веке. А чуть позже, в19 веке стал формироваться «новый журнализм», когда фундаментальной функцией издания признавалось распространение информации. Преобладающее место стало принадлежать не «взглядам и мнениям», а «новостям» и погоне за сенсацией (вспомните, в какой из исторических периодов погоня за сенсацией главенствовала? Напр. Немецкие «летучие листки» 15-16 вв. изобиловали информацией о чудесах, эпидемиях, исцелениях). Хотя в этот период времени имели место две концепции, отражавшие разные представления о назначении журналиста: политический борец и социальный философ, и нечто вроде предпринимателя, исходящего из соображений выгоды.  
 
Итоги. Эпоха Просвещения – период демократии. 1689 – принятие «Билля о правах» – новая модель взаимоотношения личности и государства. Появление интеллектуальной среды: «Республика ученых» - объеденены задачей поиска истины. Во Франции первый журнал Кольбера. Журнал Дени де Салло. В Англии первый журнал Олдберна. Философско-литературное издание Пьера Бейля. Появление журналов литературно - критического содержания. Великий памфлетист и полемист эпохи Просвещения – Д. Дефо – сатира его достигает цели. Язык просветительских изданий отличается простотой и ясностью. Два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Издания Аддисона и Стиля. Сила публицистического дарования Свифта. Во Франции идеи Стиля используют редакторы Мариво и аббат Прево. Изменения в период эпохи Просвещения – модификация культурной обстановки эпохи (сакральный текст заменяет научный). Д. Дефо – основатель «персонального журнализма».
 
 
 

СМИ на современном этапе  развития

В XX в. издательское дело, став большим бизнесом, приобретало  все характерные формы современного индустриального и коммерческого  производства и в борьбе за существование  освобождалось от старомодных привычек и приемов. Два кризиса в циклическом  развитии бизнеса - биржевая паника 1893 года и депрессия 1896-1897 годов поставили  издательское дело под контроль финансового  капитала, и отныне банки и инвестиционные компании снабжали издательства капиталом  и требовали наибольшей эффективности  производства с целью получения  устойчивых прибылей. После бурного  всплеска макрекерства американская журналистика входит (в большинстве своем) в  русло консерватизма. В издательской политике, как правило, главный акцент делался не столько на увеличение тиражей, сколько на привлечение  рекламы, а для этого периодическому изданию необходимо избегать проявлений радикализма. Появились газетно-журнальные синдикаты, объединявшие и координировавшие деятельность нескольких периодических  изданий. 
 
Успешная работа периодического издания была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь). В самостоятельные журналистские специальности, необходимые для работы в солидном периодическом издании, выделились фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту. Поэтому уже в начале века возникла проблема подготовки журналистских кадров.  
 
Сложилось два противоположных подхода к данной проблеме. Одни считали, что лучшей школой для журналиста должна стать редакция газеты или журнала, где можно получить необходимый опыт. Другие были убеждены в необходимости создания специальных журналистских школ. Первая журналистская школа (по уровню обучения сопоставимая с университетскими стандартами) была в 1908 г. при университете штата Миссури. Джозеф Пулитцер передал 2 млн. долларов на создание журналистской школы в Колумбийском университете в Нью-Йорке, которая благодаря этому взносу была открыта в 1912 г. 
 
Аналогичные журналистские школы стали открываться в Германии, Англии, Италии и других странах, Общее количество ежедневных газет в США к 1915 г. превысило 2200, однако после 1915 г. их количество стало снижаться ввиду ряда причин (для сравнения, в 1995 г. количество ежедневных газет составило 1586). Одна из причин - проявившаяся тенденция к слиянию периодических изданий. В 1916 г. Фрэнк Манси предпринял целую серию слияний старейших нью-йоркских газет. В результате его деятельности слиянию подверглись такие прославленные в прошлом издания, как "The New York Sun", "The New York Tribune", "The New York Herald". 
 
Послевоенная идеологическая экспансия США привела к созданию глобальных периодических изданий, какими в настоящее время являются газеты "Financial Times" или "The International Herald Tribune". Любопытна в этом отношении судьба газеты "The International Herald Tribune", созданной на базе парижского издания "The New York Herald" в тот момент, когда нью-йоркское издание потерпело поражение в конкурентной борьбе с "The New York Times". 
 
Монополизация газетно-издательского бизнеса - объективное следствие общих тенденций в мировой экономике, хотя наличие корпораций-монополистов не уничтожает возможность существования независимых изданий. Другое дело - степень их влияния на идеологические и культурные процессы. В настоящее время крупнейшими монополиями издательского мира США являются кампания Ганнет, финансовая группа Руперта Мэрдока, газетный трест Ньюхауза, издательский трест Херста и несколько других корпораций, большинство которых не ограничиваются только газетно-журнальной продукцией, а активно используют радиостанции и телеканалы, системы кабельного телевидения. Газетное производство не прекратилось в результате активного внедрения в повседневную жизнь телевидения, видео или различных компьютерных технологий. Напротив, мировая статистика фиксирует следующие данные по периодической печати: в середине 1990-х гг. в мире издается около 9400 ежедневных газет, причем за последние десять лет их число и тиражи возросли приблизительно на 12%; около 20% всей газетной периодики приходится на США. 
 
В функционировании современных СМИ можно выделить две модели глобальных коммуникаций - "олигархическая" (господство групп монополизированного информационного капитала) и "партисипационная" (participatory democracy - совместное участие организованных групп лиц в общественных акциях). С первой связывают вертикальный тип распространения информации и социально-политический подход к средствам массовой коммуникации, со второй - горизонтальные, многоканальные диалоговые системы и прагматизм "западной концепции", ориентирующей на решение не идеологических, а утилитарных проблем, таких, как доступ к спутниковым связям, получение сведений о странах третьего мира, приобретение газетной бумаги по ценам, сулящим выгоды, и многие другие, возникающие при переводе информационных связей на рыночные отношения. В послевоенные годы газеты более успешно адаптировались к новым реальностям телевизионной эры, когда телевидение в определенной степени воздействует на концепцию подачи материала и дизайн периодического издания. Например, газета "USA Today", созданная в 1982 г. издательской корпорацией «Ганнет», была задумана как общенациональное издание нового типа. Слова Аллена Ньюхарта, произнесенные 15 сентября 1982 г. стали девизом газеты: “USA Today” стремится стать форумом для лучшего взаимопонимания и объединения, чтобы США стали единой нацией". Модель этого издания (подхваченная многими газетами) соответствует специфике мышления нового телепоколения - запоминающаяся графика, многоцветная печать, деление газеты на несколько секций (новости политического и общего характера, финансовые новости, спорт, культура и отдых), ориентация на публикацию кратких статей, большое количество развлекательных материалов. 
 
Журналам также необходимо было пойти на ряд шагов по адаптации к новым условиям.  
 
Вполне естественным шагом стало появление гибридных форм журнальной продукции, которые тяготели к газетной форме подачи новостей, а также уделяли большое внимание хроникально-документальному изобразительному ряду. В 1923 г. Генри Люс и Брайтон Хэдден предприняли издание еженедельного журнала "Time", ставшим первым "журналом новостей" в истории американской прессы. В дальнейшем Люс приобрел журналы "Fortune", "Life", "Sports Illustrated", исповедовавшие тот же стиль подачи информации. 
 
Журнал "Time" сохранил свое лидирующее положение в качестве "журнала новостей" в наши дни. К нему вплотную приблизились журналы "Newsweek" и "U.S. News and World Report", которые вместе с "Time" составляют ведущую тройку подобного рода изданий. Все они являются международными изданиями, что отразило тенденцию к глобализации периодических изданий. 
 
Одним из лучших "журналов мнений" в американской журналистике XX в. стал журнал "The New Yorker". "Журнал мнений" традиционно обращается к более узкому, но и более устойчивому кругу читателей-интеллектуалов, желающих получать образцы серьезной литературно-критической продукции. Именно для этой аудитории был создан еженедельный журнал "The New Yorker", основанный в 1925 г. Гаролдом Россом. В первые годы своего существования "The New Yorker" удалось собрать сильный по литературному уровню круг авторов (Джеймс Тербер, Огден Нэш, Ринг Ларднер) и привлечь широкую читательскую аудиторию, создав особый орган "утонченного городского юмора" и новую эстетику качественного журнализма. Журнал смог сохранить верность избранному курсу и стать своеобразным стандартом хорошего вкуса. В американском литературоведении даже появился термин "проза журнала "The New Yorker", являющийся синонимом качественной прозы уровня Сэлинджера или Трумэна Капоте. Нынешний тираж этого издания составляет около 800000 экз., а это хороший показатель для такого рода издания. "Журналы мнений" смогли выжить в телевизионную эпоху частично благодаря тому, что смогли завоевать определенные аудитории, оставшиеся недоступными для телевидения ввиду их малочисленности или специфичности. 
 
Своеобразной метажурналистикой можно считать появление в начале XX в. так называемых дайджестовых изданий, из которых самым известным стал созданный Де Виттом Уоллесом нью-йоркский "The Reader's Digest" (1922), резюмирующий и печатающий фрагменты из других периодических изданий. Тираж этого издания в настоящее время исчисляется десятками миллионов, а сам журнал издается на многих языках, включая китайский. В целом журналы смогли сохранить свое место в структуре СМИ - в середине 1990-х гг. в США издается свыше 11000 журналов. 
 
Развитие СМИ в 1980-гг. было дополнено появлением таких феноменов, как кабельное телевидение, спутниковое вещание, новые типы аудиовизуальной продукции (видеокассеты, различные типы CD), персональные компьютеры, компьютерные информационные сети (типа "internet"), системы видеотекса. Это приводило к возникновению кратковременных "бумов" на тот или иной тип электронных технологий (например, "видеобум" рубежа 1980-х гг.). Проходило время, и новая технология занимала свое место в коммуникационной иерархии. Сосуществование (или сотрудничество) печатной и электронной культуры стало свершившимся фактом, тогда как большинство апокалиптических прогнозов о смерти того или иного типа СМИ в результате появления новой коммуникационной технологии так и остались в прошлом. Помимо 5 основных телесетей (ЛВС, CBS, NBC, Fox, PBS) в США существуют около 500 каналов кабельного телевидения. Эти каналы дифференцируются, ориентируясь на определенную зрительскую аудиторию. Существуют кабельные сети, специализирующие на показе старых художественных (Cinemax, Comedy или Movie Channel) и анимационных (Disney) фильмов, каналы последних достижений науки и техники (Discovery), цифровые музыкальные каналы (MTV), каналы спортивной классики с повтором лучших баскетбольных матчей или боксерских боев (Show-time), каналы научной фантастики и "фэнтази" (Sci-Fi), каналы заочного обучения (Learning), юридические (Court TV) и религиозные каналы (Faith), рекламные каналы и т.д. Информационным блокам отводится примерно четверть общего времени кабельного вещания. 
 
Данные по американским СМИ на 1994 г. определяются следующими показателями - 5000 коммерческих радиостанций, работающих на УКВ, 5000 коммерческих радиостанций, вещающих на других частотах, 1550 радиостанций, носящих образовательный характер и работающих на УКВ, 1153 коммерческие телестанции, 363 общественно-образовательные телестанции. 
 
Использование новых коммуникационных технологий может помочь завоевать уже устоявшийся рынок электронных СМИ. Так, кабельная телесеть CNN (центр - Атланта, штат Джорджия) была создана Тедом Тернером в 1980 г. Акцент в новой телекомпании был сделан на круглосуточном канале новостей. Причем новости CNN отличаются необыкновенной оперативностью, корреспонденты этой телекомпании работают в самых горячих точках планеты, практически мгновенно передавая информацию в очередной блок новостей CNN. За этой кабельной сетью числится немало опережающих другие сети сообщений и подробных репортажей о крупных событиях: прямая трансляция слушаний в американском сенате, репортажи о покушениях на президента Рейгана и папу римского, о бракосочетании наследника британского престола и убийстве президента Египта. Си-Эн-Эн была единственной сетью, передавшей запуск шаттла "Челенджер", взорвавшегося через несколько секунд после старта. После слияния корпорации Теда Тернера с теле и кинокорпорацией Time Warner в октябре 1996 г., CNN вошла в состав нового объединения, финансовые возможности которого позволят компании выйти на новые рубежи в информационном бизнесе. 
 
Активная экспансия американских электронных СМИ порождает ряд проблем, связанных с наступлением диктата американского стандарта масс-культуры и утраты национальной специфики (хотя этот вопрос далеко не однозначен). Примером музыкальной экспансии можно считать американский спутниковый музыкальный канал MTV (очень популярный в Европе), который недавно приобрел европейский канал "Super Channel". Сейчас 10 европейских спутниковых каналов принадлежат американским кампаниям. 
 
Проблемы, возникшие в результате наступления эпохи новых электронных технологий, по всей видимости, требуют принципиально новых решений. В этом контексте важной представляется мысль, высказанная на международном симпозиуме "Новая эра компьютерной техники" (1992): "Новая эра компьютерной техники означает нечто более важное, нежели просто время изобретения новых машин, работающих скорее и эффективнее при решении проблемы, которые еще несколько десятилетий назад не могли рассматриваться людьми. Новая эра, если ее обещания исполнятся, может заставить признать тот коренной факт, что мир политики скован традиционными способами подсчетов и оценок, силами и влияниями в формах, которые для сегодняшнего дня оказываются слишком механическими и опирающимися на ценности XIX века. Наступила пора отхода от упрощенных и старомодных истин. И если США (и другие страны) стремятся осмыслить свое положение в мире сегодняшнего дня, они не могут просто ссылаться на страхи и ожидания, известные еще с прошлого столетия. Каждое современное государство должно осознать свои силы и слабости в контексте современности".
 

Журнал

— от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию "журнал", зап.-европ. языки не знают: французы или говорят о journaux mensuels и hebdomadaires, в отличие от journaux quotidiens, или употребляют термин Revue, кот. не вполне покрывает соответствующее русское слово; у англичан периодические издания, помимо газет, обнимают еще reviews и magazines — два понятия, объединяемых в одно нашим словом "журнал". Слово revue (review, обозрение) из английской и французской журналистики проникло и в другие зап.-европ. страны: отсюда Rivista (итал.), Rundschau (нем.), Revista (испан.) и т. д. Соответствующие нашим Ж. заграничные издания представляют три господствующих типа: 1) издания ежемесячные, смешанного содержания, в которые входят беллетристика, популярно-научные и критические статьи и обозрение текущих явлений политических, социальных и литературных; 2) еженедельные Ж. для семейного чтения, в изобилии издающиеся, главным образом, в Германии и Англии, в большинстве случаев иллюстрированные, с массою материала для легкого чтения; 3) издания специальные, посвященные какой-либо отрасли наук и выходящие обыкновенно четыре раза в год, реже — ежемесячно или еженедельно. Особняком стоят возникшие в Англии, большею частью выходящие по четвертям года органы политических партий. Иностранная журналистика представляет много черт, существенно отличающих ее от русской. Самый объем заграничных журналов в большинстве случаев меньше: их назначение — не заменять книги, а давать возможность следить за текущею жизнью или доставлять материал для легкого чтения. Политическое значение имеют преимущественно газеты; из журналов многие и притом весьма популярные отличаются своею беспринципностью. Таковы в особенности журналы типа английских magazines, разнообразное содержание которых объединяется лишь интересом его для публики. В зависимости от этого менее значительна за границей и роль журналов в истории общественного развития. Идея литературного Ж. возникла во Франции, благодаря Теофрасту Ренодо, периодически публиковавшему в своем "Bureau d'Adresse" рефераты на литературные и научные темы. Около 1663 г. Мезерэ получил привилегию на издание литературного Ж., но не успел ее применить к делу до 5 янв. 1665 г., когда его мыслью воспользовался советник парижского парламента Дени де Салло и выпустил первый номер "Journal des Savants". Вскоре запрещенный, этот журнал возобновился в январе 1666 г. под редакциею аббата Галлуа и беспрепятственно выходил до 1701 года, когда его приобрело правительство и поручило комиссии ученых редактировать его. Незадолго перед революциею он заметно оживился, но в смутное время перестал выходить; в 1816 г. правительство снова стало издавать его. "Journal des Savants" редактируется комиссиею из выборных членов, в которую входят: 1) так называемые ассистенты и 2) авторы, обязанные доставлять по меньшей мере по три статьи ежегодно; все сообщения обсуждаются на общих собраниях. В 1701 г. принц Луи-Август Бурбон стал издавать "Memoires pour servir à l'Histoire des Sciences et des Arts" (1701-67), б олее известные как "Journal de Trévaux" — долгое время лучший из всех французских журналов. Первым юридическим Ж. был "Journal du Palais" (1672), медицинским — "Nouvelles Dé couvertes dans toutes les parties de la Médecine" (1679). Б огословские Ж. ведут свое начало от "Journal Ecclésiastique" (1680), историко-литературные — от "La Clef du Cabinet des Princes de l'Europe" (1704-6), более известного как "Journal de Verdun" (продолжался до 1794 г.). Литературная критика была столь же несвободна, как обсуждение политики; никто не имел права спорить с мнением "Journal des Savants" или "Mercure de France", что послужило поводом к появлению обширной "вольной" французской периодической литературы в Голландии. Один из лучших журналистов своего времени, Бэйль, стал издавать "Nouvelles de la République des Lettres", 1684-1718. Ж. Леклерк, один из ученейших и остроумнейших критиков XVIII в., изд. под ряд три Ж.: "Bibliothè que Universelle et Historique", 1686-93, "Bibliothèque Choisie", 1703-13, и "Bibliothèque Ancieinne et Moderne", 1714-27. О ни составляют одну серию и, кроме ценных критических статей, содержат рассуждения, статьи по разным вопросам и биографии, подобно ученым Ж. новейшего времени. "Journal Litté raire", 17 13-22, 1729-36, был основан обществом молодых людей, положивших себе за правило совместное обсуждение своих статей. Несколько Ж. были специально посвящены Англии или Германии: "Bibliothè que Anglaise", 1716-28; "Mémoires Littéraires de la Grande Bretagne", 1720-24; "Bibliothèque Britannique", 1733-34; "Journal Britannique", 1750-57; "Bibliothèque Germanique", 1720-40; "Nouvelle Bibliothèque Germanique", 1746-59. П ри сотрудничестве специалистов по разным отраслям выходил Ж. "L'Europe Savante", 1718-20. Дело Леклерка нашло себе продолжение в "Bibliothè que Ralsonnée des Ouvrages des Savants", 1728-58, и "Bibliothèque des Sciences et des Beaux-Arts", 1754-80. Все эти Ж. выходили в Амстердаме или Роттердаме, но по содержанию и именам сотрудников всецело относятся к Франции. В XVIII в. стали появляться подражания и переводы английских литературных журналов. Мариво издал "Spectateur Français", 1722, принятый публикою очень холодно; за ним последовали "La Spectatrice", 1728-30, "Le Radoteur", 1775, "Le Babillard", 1778-79 и мн. др. В первой половине XVIII в. во Франции было мало оживления в журналистике. Янсенисты печатали и тайно рассылали свои "Nouvelles Ecclésiastiques", 1728-1803, на что иезуиты отвечали своим "Supplé ment des Nouvelles Ecclésiastiques", 1734-48. В ременным успехом пользовались "Mé moires Secrets de la République des Lettres", 1744-1848, м аркиза д'Аржан. "Observations sur les Ecrits Modernes", 1735-43, в течение 8 лет воевали с Вольтером. Их продолжением служили "Jugements sur quelques Ouvrages nouveaux", 1744-45. Имя Фрерона, самого сильного из антивольтерьянцев, связало с "Lettres sur quelques écrits de ce Temps", 1749-54, за которым последовала "L'Annè e Littéraire" (1754-90). Т ого же направления держались "Observations sur la Litté rature Moderne", 17 49-52 и "L'Observateur Littéraire", 1758-61. За это время появилось несколько специальных изданий: по сельскому хозяйству — "Journal Economique", 1751-72; по торговле — "Journal de Commerce", 1759; по биографической литературе — "Né crologe des Hommes célèb res de France", 1764-82; по политической экономии — "Ephé mérides du Citoyen", 1765; п о воспитанию — "Journal d'Education", 1768; по модам — "Courrier de la Mode", 1768. В 1770 г. появился первый театральный орган, "Journal des Thé âtres", о дновременно с "Journal de Musique" и "Encyclopédie Militaire"; "Journal de Marine" появился в 1778 г. В 1754 г. Фрерон, Гримм, Прево и др. стали издавать первый журнал для общего обзора иностранной литературы — "Journal Etranger" (до 1762). Против него направлена была "Gazette Litteraire", 1764-66, в числе редакторов которой были Вольтер, Дидро, д'Аламбер. Для легкого чтения служили "Journal des Dames", 1759-78 и "Journal de Monsieur", 1776-83. "Mé moires Secrets pour servir a l'Histoire de la République des Lettres", 1762-8 7, или, по фамилии основателя, "Mémoires de Bachaumont", дают подробные сведения о литературной и общественной жизни за двадцать пять лет. Подобного же характера была и "Correspondance Litté raire Secrète", 1774-93, в которой Метра был главным сотрудником. "L'Esprit des Journaux", 1772-1818, представляет собою важный историко-литературный сборник; многие номера его стали теперь библиографическою редкостью. Идейное движение конца прошлого века более всего заметно в "Annales Politiques, Civiles et Litté raires", 1777-92. "Décade Philosophique", о снованная Женгене, была первым толстым периодическим изданием, появившимся после бурь революции. Редакция ставила себе целью борьбу с одичанием литературных вкусов. Во время Империи "Décade" была единственным прибежищем оппозиции. Особенностью времен Реставрации являются "полупериодические" издания, как, напр., антироялистские Ж. "La Minerve Eranç aise", 1818-20; "Bibliothèque Historique", 1818-20. В 1828 г. Гизо, Ремюза, де Брольи и прочие "доктринёры" стали издавать "Rev ue Française", н амереваясь привить на французской почве ежемесячник типа английских литературно-общественных обозрений. В 1829 г. Сегюр, Дюпейрон и Моруа стали издавать "Revue des Deux Mondes", но по недостатку средств не могли довести до конца и первого года. Нынешний Ж. этого названия ведет свое начало с 1831 г., когда Франсуа Бюлоз, бывший пастух, приобрел право на издание и так упрочил его успех, что под конец жизни оно давало ему не менее 365000 франков ежегодного дохода. Журнал скоро завоевал себе прочную репутацию и благодаря сотрудничеству многих академиков стал считаться преддверием академии. В 1834 году Бюлоз приобрел и "Revue de Paris", 1829-45, и стал издавать его одновременно с "R. d. d. Mondes"; один из Ж. посвящен был исключительно литературе и искусствам, другой более занимался философиею. Луи Блан в 1839 г. стал издавать скопированную с английских политических журналов "Revue du Progrès", которая должна была служить органом крайней левой. Несмотря на талантливость редактора и сотрудников, она просуществовала очень недолго и в 1841 г. была заменена менее радикальною "Revue indépendante", основанною Пьером Леру, Виардо и Жорж Занд; февральская революция положила конец этому Ж. "Le Correspondant", основанный Монталамбером и де Фаллу, 1843, сделался органом легитимистов и католиков. Как органы консервативной партии появились: в 1852 г. "Revue Contemporaine" и в 1856 г. "Athenaeum Français". В настоящее время "Revue des deux Mondes" — наиболее распространенный из французских литературных Ж. Редактором его состоит с 1893 г. известный критик Брюнетер. Политические его взгляды колеблются между правым и левым республиканским центром. Между другими литературно-критическими журналами выдаются: "Revue Britannique", с 1825 г., "Revue Critique d'Histoire et de Littérature", с 1856 г., "Revue Politique et Littéraire", с 1863 г., "Le Livre", с 1880 г. — ежемесячник, посвященный библиографии и литературной истории. В 1879 г. возникла издаваемая г-жою Адан "Nouvelle Revue", в последние годы соперничающая с "Revue des deux Mondes". История и археология представлены в "Bibliothèque de l'Ecole des Chartes", "Cabinet Historique", "Revue Historique" и "Revue Archéologique". Изящные искусства подвергаются обсуждению в ежемесячной "Gazette des Beaux-Arts" и в еженедельном "d'Art". Специально-философских Ж. во Франции два: "La critique philosophique", орган французских новокантианцев, и "Revue Philosophique", следящая за новейшими течениями в общеевропейской философии. Географический Ж. "Le Tour du Monde" дает иллюстрированные описания путешествий и экспедиций. К области точных наук относится "Revue scientifique". "Revue des Revues" дает ежемесячно короткое критическое обозрение вновь вышедших книжек Ж., с перепечаткой наиболее характерного. Обзор и перечисление всех выходящих во Франции Ж. помещается в "Annuaire de la Presse Française et du Monde Politique". В 1893 г. во Франции насчитывалось 1635 еженедельных Ж., 678 ежемесячных, 184 двухмесячных, 131 трехмесячный, 40 полугодовых и 199 выходящих три раза в месяц или в неопределенные сроки. Статистические данные о числе подписчиков во Франции не опубликовываются. Гонорары сотрудникам, напр. в "Revue des deux Mondes", платятся следующие: 400-800 франков за лист добровольным сотрудникам и 800-1200 — приглашенным.

Информация о работе Условия появления первых журналов