Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:29, доклад
Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио. На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории.
В то время как в Стране восходящего солнца последовал период бурного развития радио, в значительной части азиатских государств, превращенных в колонии европейских государств, США и Японии, прогресс радиовещания тормозился колониальными властями. Системы радиовещания, созданные в Индии, французском Индокитае, ряде других стран Азии, были предназначены главным образом для информационного обслуживания европейцев – граждан метрополий, проживающих в колониях. Развитие коммерческого радиовещания сдерживалось по политическим и экономическим причинам. Узость местного рекламного рынка не оставляла надежды на экономическое процветание частных станций.
Становление
радиовещания в Африке и странах арабского
мира было осложнено рядом факторов политического
и экономического свойства. Главным из
них было колониальное господство, сохранившееся
в некоторых странах вплоть до шестидесятых
годов (а по владениях Португалии – Анголе
и Мозамбике – до середины семидесятых
годов, в Зимбабве – до 1980 г., в Намибии – до
конца восьмидесятых, когда было покончено
с южноафриканской оккупацией страны).
Первая на африканском континенте радиостанция
вышла в эфир в Иоганнесбурге (Южная Африка)
в 1920 г. Эта станция, как и другие вещательные
службы в британской Южной Африке, созданные
в двадцатые-тридцатые годы, была призвана
обслуживать главным образом англичан.
Финансирование радиостанций в Южной
Африке производилось по британскому
образцу: действовала система абонентской
платы, взимаемой почтовой службой с пользователей
радиоприемниками. Передачи велись исключительно
на английском языке. Единственным «шагом
навстречу» коренному населению Южной
Африки было введение сниженного тарифа
абонентской платы за пользование приемниками
для немногочисленных радиослушателей-африканцев.
Лишь в период второй мировой войны радиостанции
в британских колониях в Африке начали
вести передачи собственного производства
на местных языках – суахили, кикуйю, кикамба
и др., а также на арабском языке.
На
рубеже двадцатых-тридцатых годов
радиовещание осуществлялось в более
чем 70 странах мира, а всемирная
аудитория радиослушателей
Оформившись
как новое средство массовой информации,
радио продолжало стремительно развиваться
в 1930-е годы. Организационное становление
радиовещания зависело от того, какие
интересы доминировали при создании вещательных
организаций – коммерческие либо политические,
а также от господствующих в обществе
отношений собственности, ценностных
и идеологических установок. В предвоенные
годы оформились три основных модели организации
и финансирования радиовещания, основы
которых были заложены в предыдущее десятилетие: частная
коммерческая, государственная,
общественная.
Частная коммерческая модель радиовещания в ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70% – сельских. Электрификация аграрных районов, активно проводившаяся в годы правления президента Ф.Д. Рузвельта, способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.
За
короткий срок радио превратилось в
средство массового распространения
коммерческой рекламы. Стремительный
рост радиовещания в США не только
способствовал превращению
Реальностью
тридцатых годов стала
В
ответ на бойкот со стороны агентств
крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали
свои службы радийных новостей. С середины
тридцатых годов получает распространение
практика направления радиорепортеров
в зарубежные командировки для непосредственного
освещения основных мировых событий. В
течение года после начала бойкота, оказавшегося
неэффективным, UP и INS
Некоторые
крупные издательские и вещательные
корпорации предприняли инициативы
с целью преобразовать
Стремление
ослабить последствия конкуренции
с радиовещательными компаниями
вынуждало издателей искать и
другие формы взаимодействия с ними.
Все более широкое
Возможности радио активно осваивались политиками. Большую известность получили регулярные радиообращения к американскому народу творца «нового курса» –президента Ф.Д. Рузвельта. Радиообращения оказывали существенное влияние на отношение общественности ко многим проблемам национальной и международной политики.
В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу (впоследствии известный телевизионный обозреватель).
Усиление коммерческих аспектов в деятельности частных радиокомпаний во многом определило и характер программной политики, и формирование системы жанров вещания. Зависимость от рекламных доходов, которые превратились в основной источник финансирования деятельности коммерческих радиостанций, необходимость постоянной борьбы за внимание аудитории в условиях острой конкуренции породили тенденцию к преимущественному использованию форм вешания, способных привлечь большое число слушателей и максимально благоприятствующих успеху рекламной деятельности – главным образом, развлекательных.
Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» –претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек (основной категории женской части населения того периода). Сентиментальные сюжеты «мыльных опер» были посвящены главным образом взаимоотношениям мужчины и женщины. Такого рода эмоционально насыщенные передачи, транслируемые как правило в дневное время, служили весьма удобным средством привлечения внимания женской аудитории и почти идеальной «упаковкой» для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»).
Одновременно
широкое распространение
В дальнейшем жанровые формы коммерческого радиовещания США были воспроизведены во многих странах мира с рыночной экономикой, требующей поощрения потребительской активности населения средствами рекламы. На основе наработок в сфере радиовещания впоследствии происходило формирование системы жанров и форм вещания коммерческого телевидения.
Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г. коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.
В
1920-е годы в США часть первых
радиостанций была создана университетами
и колледжами, которые организовали
образовательное и
.
Становление международного радиовещания. Уже на заре радио передачи первых станций могли распространяться за пределами страны, на территории которой находился передатчик. Присущее радиосигналу свойство доставлять информацию на большие расстояния, преодолевая барьеры в виде национальных границ, вызвало целый ряд технических, политических и юридических проблем. Формирование международного радиоэфира выявило насущную потребность регулирования в этой области. В 1927 г. на международной конференции в Вашингтоне было инициировано разделение частот вещания между различными государствами мира, чтобы упорядочить радиовещательную деятельность и предотвратить наложение радиосигналов в эфире. Однако международное распределение частот приобрело официальный статус только после Мадридской конференции 1932 г. В дальнейшем оно регулировалось Международной конвенцией по телекоммуникациям.
Целенаправленные
радиопередачи, имеющие адресатом зарубежную
аудиторию, начались еще в середине 1920-х
годов. В 1924 г. были организованы радиопередачи
из США на страны Латинской Америки, осуществлявшиеся
под эгидой Панамериканского союза. В
1929 г. североамериканские вещательные
корпорации NBC и