Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:13, реферат
Большой интерес представляет собой перевод газетных заголовков. Особенности развития прессы в Великобритании оказали значительное влияние на формирование газетных заголовков, перевод которых часто связан с рядом трудностей. Для выработки правильного понимания и перевода газетных заголовков английских СМИ не достаточно знать теории перевода. Для правильного и эффективного перевода газетных заголовков необходимо выделить их особенности, а также трудности, которые могут возникнуть в процессе перевода.
Целью является выявление особенностей перевода заголовков английской прессы на русский язык.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Заголовок в газете……………………………………………………….3
Глава 2. Стилистические особенности английских газетных заголовков и их передача при переводе……………………………………………………………4
Глава 3. Лексические особенности английских газетных заголовков и их передача при переводе……………………………………………………………6
Глава 4. Грамматические особенности английских газетных заголовков и их передача при переводе………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Заголовок в газете………………………………
Глава 2. Стилистические особенности
английских газетных заголовков и их
передача при переводе………………………………………………
Глава 3. Лексические особенности
английских газетных заголовков и
их передача при переводе………………………………………………
Глава 4. Грамматические особенности
английских газетных заголовков и их
передача при переводе………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современное общество невозможно представить себе без средств массовой информации. Их роль настолько велика, что зачастую СМИ называют «четвертой властью».
Одной из древнейших форм средств массовой информации является пресса. Она независима, потенциально способна выступать в качестве самостоятельной силы. Пресса занимает важное место в культурной и политической жизни страны, помогая человеку ориентироваться в окружающей действительности.
Неотъемлемой частью газетных публикаций является заголовок. Хороший заголовок во многом повышает конкурентоспособность периодического издания. В прессе заголовок занимает самую сильную позицию. Именно на него читатель обращает внимание в первую очередь. Поэтому от характера и оформления заголовков во многом зависит имидж газеты или журнала, а также и воздействие той или иной публикации на читателя: содержательную статью с неправильно выбранным заголовком не замечают, в то время как даже самая посредственная статья может завоевать популярность благодаря своему яркому, выразительному заголовку. Таким образом, заголовок представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации.
Большой интерес представляет собой перевод газетных заголовков. Особенности развития прессы в Великобритании оказали значительное влияние на формирование газетных заголовков, перевод которых часто связан с рядом трудностей. Для выработки правильного понимания и перевода газетных заголовков английских СМИ не достаточно знать теории перевода. Для правильного и эффективного перевода газетных заголовков необходимо выделить их особенности, а также трудности, которые могут возникнуть в процессе перевода.
Целью является выявление особенностей перевода заголовков английской прессы на русский язык.
Глава 1. Заголовок в газете
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой заголовок определяется как название какого-либо произведения (литературного, научного, музыкального и т.п.) или отдельных его частей. Согласно словарю Даля, заголовок - это выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено его название. Заголовком также называют название отдела, главы книги.
Оба этих определения соответствуют и газетному заголовку. Однако стоит отметить, что газетный заголовок обладает рядом особенностей, отличающих его от заголовков других стилей, что связано с его функциями.
Существуют разнообразные виды заголовков. Но как бы ни были разнообразны модели заголовков, они все же имеют много общих черт. Газетные заголовки написаны сжатым и лаконичным языком. Но так как газеты нацелены чаще всего на широкий круг читателей, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений. В то же время газетный заголовок должен быть достаточно выразительным, чтобы привлечь внимание читателя.
Заголовок должен давать представление о тексте еще до ознакомления с ним.
Заголовок должен состоять в основном из ключевых слов статьи. Ключевые слова должны быть подобраны так, чтобы они выражали содержание заключенных в них понятий однозначно. При этом заголовок не должен содержать более 5-6 слов, в нем не должно быть сложных конструкций. Короткий заголовок лучше воспринимается и запоминается.
Сейчас в газетной речи наблюдается взаимодействие книжного и разговорного вариантов литературного языка, а также сильно влияние просторечия и жаргона на язык СМИ.
Глава 2. Стилистические особенности английских газетных заголовков и их передача при переводе
Понять характер английского газетного заголовка можно, выделив его основные стилистические особенности:
1. Использование
Этот набор языковых средств используется для того, чтобы максимально ускорить и упростить чтение материала:
Churches call for end to racial tension
Церковь призывает положить конец расовым противоречиям
(К примеру, клише, как ничто
2. Разговорно-фамильярный характер английских заголовков
Для английского читателя
такой разговорно-фамильярных
EU to slap fresh sanctions on Syria
Новые санкции ЕС в отношении Сирии
Say hello to intelligent pills
Разработана «интеллектуальная» пилюля
3. Экспрессивность
Англоязычные заголовки
характеризуются большей
After EU "Yes", Croatia needs reforms, tight budget
Хорватия на пороге в ЕС: необходимы реформы
(Английский газетный заголовок экспрессивен за счет своего разговорного характера. Для того, чтобы предать русскому заголовку эту экспрессивность, используется фразеологизм « на пороге ч-л./к-л.»)
4. Сжатый, отрывистый ритм заголовка
Английские заголовки, вследствие стремления к краткости и лаконичности, имеют более сжатый, отрывистый ритм, чем русские заголовки:
Русским газетным заголовкам лаконичность присуща в меньшей степени, поэтому в англо-русских переводах нередко приходится выбирать более пространный вариант:
Obama Drastically Cuts Military; Sparks Heated Debate in Congress
Радикальное сокращение президентом США вооруженных сил вызвало бурные прения в Конгрессе
(В этом случае
лаконичность и сжатость
Выделенные особенности в общих чертах характеризуют свойства и различия стиля русских и английских газетных заголовков. Теперь же необходимо рассмотреть конкретные лексические и грамматические особенности английских газетных заголовков.
5. Многоступенчатая структура
В английских и американских газетах заголовки часто бывают многоступенчатыми (состоящими из самой «шапки» и подзаголовка). Такие заголовки представляют собой многоступенчатое изложение основных положений газетной статьи или газетного сообщения. Эта тенденция также наблюдается и в русском языке :
Haas questions future
German considering whether he is able to continue at the top level
Томми Хаас ставит под сомнение будущее
Немецкий теннисист оценивает свои шансы на то, чтобы и дальше оставаться среди лучших
Глава 3. Лексические особенности английских газетных заголовков и их передача при переводе
Для газетных заголовков свойственно обилие общественно-политических терминов, числительных, неологизмов, интернациональных слов, диалектизмов, поэтизмов, перевод которых обычно не вызывает сложностей. Мы же рассмотрим лексические особенности английский газетных заголовков, которые обычно создают трудность при переводе.
1. «Заголовочный жаргон»
В области лексики для заголовков английских газет характерно частое использование небольшого числа специальных слов, составляющих своего рода "заголовочный жаргон": ban, bid, claim, crack, crash, cut, dash, hit, move, pact, plea, probe, quit, quiz, rap, rush, slash и др. Отличительной особенностью такой "заголовочной лексики" является не только частота их употребления, но и универсальный характер их семантики:
Вследствие широкой семантики «заголовочного жаргона» часто приходится прибегать к конкретизации при переводе заголовков:
Russia claims US interest in S. Sudan motivated by oil
Россия считает, что интересы США в Южном Судане связаны с нефтью
(Многозначное слово «to claim» имеет следующие значения в русском языке: 1) требовать; предъявлять требования; 2) заявлять, утверждать; 4) возбуждать иск о возмещении убытков и др. В соответствии с содержанием статьи при переводе глагола «toclaim» на русский язык используется более узкий по значению глагол «считать».)
India uproar at call in Russia to ban Bhagavad Gita
Индия возмущена попыткой запретить в России Бхагават-гиту
(Глагол «to ban» имеет значения: 1. налагать запрет; запрещать; 2. лишать права пользования; 3. проклинать; 4. объявлять вне закона и др. В данном примере переводится как «запрещать».)
2. Фразеологизмы, клише, игра слов, умышленно изменённые устойчивые выражения, аллюзии и различные устойчивые сочетания
Задача переводчика в данном случае связана не только с распознаванием этих явлений в газетных заголовках, но и с соблюдением стилистических и грамматических особенностей заголовков языка перевода.
Аллюзия: Mars attacks! Morocco pelted with rocks from the Red Planet
Марс атакует! На Марокко обрушился метеоритный дождь с Марса
(Аллюзия к фильму Тима Бертона «Марс атакует!» )
Angela Merkel and the euro: the new iron chancellor
Ангела Меркель и евро: новый железный канцлер Германии
(Отсылка к
федеральному канцлеру Отто
Фразеологизмы: Volcano emission just a drop in the ocean
Извержение вулкана: лишь капля в море
(Данный фразеологизм
не вызывает сложности при
переводе, поскольку является достаточно
распространенным и имеет
China growth: still up in the air
Экономический рост Китая: все еще большой вопрос
(В русском языке фразеологизм «up in the air» можно заменить следующими выражениями: «вилами по воде писано», «бабушка надвое сказала» , «поживем-увидим». Эти выражения в силу своего разговорного характера не могут быть использованы при переводе данного заголовка. Так как русским газетным заголовкам свойственен более нейтральный оттенок, фразеологизм «up in the air» следует перевести как «большой вопрос».)
Клише: Iran nuclear drive could spark arms race: Hague
Уильям Хейг: Иранская ядерная программа может спровоцировать гонку вооружений
Obama Drastically Cuts Military; Sparks Heated Debate in Congress
Решение Обамы о сокращении численности вооруженных сил вызвало бурные прения в Конгрессе
( Клише необходимы
в газетных заголовках, поскольку
они вызывают нужные
3. Смешение книжной и разговорной лексики
В газетных заголовках особенно широко используются жаргонизмы и другие лексические элементы разговорного стиля. Даже если в самой статье какая-либо ситуация описывается в более сдержанном стиле, заголовок часто носит более разговорный характер:
Chief Minister Sacked for Bribery
Премьер-министр Бирмы уволен за взяточничество
(Несмотря на
серьезный характер сообщения
в английском заголовке
4. Сокращения
Перевод сокращений обычно
не вызывает сложностей при переводе
заголовка. Трудности могут вызывать
те сокращения, которые не имеют
в русском языке официального
эквивалента. Часто сокращению подвергаются
фамилии или фамильярные