Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:57, статья

Описание

В данной статье речь идет о трех жанрах, составляющих специфику газетной телевизионной критики последнего десятилетия ХХ века. К сожалению, этих жанров в современной газетной практике становится все меньше. Телевизионная критика постепенно уходит со страниц газет, замещая анализ на рассказы об историях, приключившихся на съемках передач, или интервью с известными людьми. В результате нашего исследования выяснилось: анализа телепередач в газетах становится все меньше, материалы о телевидении выполняют преимущественно развлекательную, а не образовательную функцию.

Работа состоит из  1 файл

жанровая специфика газеты тв 90-е.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

    «Независимая  газета»: 1. Большее внимание к творчеству личности, ее работе в коллективе.

    2. Стремление выявить психологические качества/недостатки героя, не остается без внимания его внутренний мир, желание как-то преобразовать действительность.

  1. На многочисленных примерах из практики героя показывается его предприимчивость, умение вести дело, наличие интеллектуального потенциала.

    «Московский комсомолец»: 1. Акцент на личной жизни ТВ-персоны: мелкие подробности семейной жизни, светская жизнь, сексуальная ориентация и т.п.

    2. Излишняя детализация скандалов, в которых был замечен герой.

  1. Избирательность объекта изучения. Герой творческого портрета обязательно работает или делает передачу, выходящую на телеканале – партнере газеты. О медийных продуктах конкурентов в данном жанре не сообщается.
  2. Эпатажные заголовки, привлекающие внимание. Например: «Татьяна Веденеева: «Я давно уже не девочка» и другие. Ккак правило, смысловой акцент материалов смещен с творческой деятельности на личную жизнь героя.

    От  анализа к оперативной  фактуре

    Мы  рассмотрели три жанра, через  которые наиболее заметно проявляется  телевизионная критика в выбранных  для изучения газетах. В первой половине 1990-х каждое издание открывает постоянную телевизионную рубрику и привлекает к сотрудничеству телекритика. Однако разнообразие медийных рубрик не позволяет нам говорить о широком спектре освещения проблем современного телевидения России.

    Совокупность  материалов о телевидении имеет  разветвленную жанровую структуру. Но в середине хронологического периода исследования телекритика стала трансформироваться. Происходит постепенное смещение приоритетов авторов медийных рубрик в сторону оперативной информации. Аналитика существует, но постепенно становится прерогативой лишь части газет, таких как «Известия», «Литературная газета», «Московские новости» и «Независимая газета».

    В публикациях о телевидении все  более конкретизируется объект описания: внимание авторов постепенно переключается с телепередач на освещение фактов внутренней, закулисной, жизни современного федерального ТВ. При этом приоритет в освещении отдается скандальным темам из светской жизни известных телевизионных персон.

    В телевизионную критику пришли новые авторы. Эта область современной журналистики в федеральных газетах, как видно из сплошного контента публикаций, не испытывает недостатка в количестве пишущих о телевидении. Параллельно работают профессиональные критики, пришедшие в критику телевизионную в конце 1980-х годов из других ее областей (литературной, музыкальной, театральной и кинокритики) и молодые авторы, только начинающие пробовать себя в данной роли.

    Разнообразие  оценочной палитры, объекта исследования и неповторимости авторского стиля характерно, прежде всего, для телевизионных обозрений. Обозрениями все чаще называются пересказ содержания отдельных телепередач, пусть и объединенный одной общей темой, оценка программ не с художественно-эстетических принципов построения творческих телевизионных продуктов, а большей частью с субъективной точки зрения (нравится/не нравится). Мы считаем, что применение широкого жанрового спектра говорит о желании авторов, пишущих о ТВ, найти новые формы подачи порой поточной и однообразной информации о российском телевидении.

    В ходе исследования также выяснилось, что аналитические публикации, посвященные современному российскому телевидению, постепенно исчезают с газетных полос, уступая место анонсам или интервью с популярными актерами – героями телепередач (сериалов). А в такого рода материалах ради привлечения внимания читателей ставка сделана на развлечения: в центре внимания теперь – не обсуждение авторского замысла, творческой идеи передач, а подробности забавных случаев, произошедших на съемочной площадке, или какие-то скандальные происшествия из жизни  героев ТВ-программ.

Информация о работе Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы