Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:57, статья
В данной статье речь идет о трех жанрах, составляющих специфику газетной телевизионной критики последнего десятилетия ХХ века. К сожалению, этих жанров в современной газетной практике становится все меньше. Телевизионная критика постепенно уходит со страниц газет, замещая анализ на рассказы об историях, приключившихся на съемках передач, или интервью с известными людьми. В результате нашего исследования выяснилось: анализа телепередач в газетах становится все меньше, материалы о телевидении выполняют преимущественно развлекательную, а не образовательную функцию.
«Независимая газета»: 1. Большее внимание к творчеству личности, ее работе в коллективе.
2. Стремление выявить психологические качества/недостатки героя, не остается без внимания его внутренний мир, желание как-то преобразовать действительность.
«Московский комсомолец»: 1. Акцент на личной жизни ТВ-персоны: мелкие подробности семейной жизни, светская жизнь, сексуальная ориентация и т.п.
2. Излишняя детализация скандалов, в которых был замечен герой.
От анализа к оперативной фактуре
Мы
рассмотрели три жанра, через
которые наиболее заметно проявляется
телевизионная критика в
Совокупность материалов о телевидении имеет разветвленную жанровую структуру. Но в середине хронологического периода исследования телекритика стала трансформироваться. Происходит постепенное смещение приоритетов авторов медийных рубрик в сторону оперативной информации. Аналитика существует, но постепенно становится прерогативой лишь части газет, таких как «Известия», «Литературная газета», «Московские новости» и «Независимая газета».
В публикациях о телевидении все более конкретизируется объект описания: внимание авторов постепенно переключается с телепередач на освещение фактов внутренней, закулисной, жизни современного федерального ТВ. При этом приоритет в освещении отдается скандальным темам из светской жизни известных телевизионных персон.
В телевизионную критику пришли новые авторы. Эта область современной журналистики в федеральных газетах, как видно из сплошного контента публикаций, не испытывает недостатка в количестве пишущих о телевидении. Параллельно работают профессиональные критики, пришедшие в критику телевизионную в конце 1980-х годов из других ее областей (литературной, музыкальной, театральной и кинокритики) и молодые авторы, только начинающие пробовать себя в данной роли.
Разнообразие оценочной палитры, объекта исследования и неповторимости авторского стиля характерно, прежде всего, для телевизионных обозрений. Обозрениями все чаще называются пересказ содержания отдельных телепередач, пусть и объединенный одной общей темой, оценка программ не с художественно-эстетических принципов построения творческих телевизионных продуктов, а большей частью с субъективной точки зрения (нравится/не нравится). Мы считаем, что применение широкого жанрового спектра говорит о желании авторов, пишущих о ТВ, найти новые формы подачи порой поточной и однообразной информации о российском телевидении.
В ходе исследования также выяснилось, что аналитические публикации, посвященные современному российскому телевидению, постепенно исчезают с газетных полос, уступая место анонсам или интервью с популярными актерами – героями телепередач (сериалов). А в такого рода материалах ради привлечения внимания читателей ставка сделана на развлечения: в центре внимания теперь – не обсуждение авторского замысла, творческой идеи передач, а подробности забавных случаев, произошедших на съемочной площадке, или какие-то скандальные происшествия из жизни героев ТВ-программ.
Информация о работе Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы