Жанры журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 22:26, реферат

Описание

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное – создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждения: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятие «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров разработана недостаточно.

Содержание

1)Введение

2)История журналистики

3)Жанры журналистики

Работа состоит из  1 файл

Титульный лист (Автосохраненный).docx

— 36.02 Кб (Скачать документ)

Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1)Введение

2)История журналистики

3)Жанры журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Жанры  Журналистики

Нередко приходится слышать мнение о том, что для  журналиста главное – создать  интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждения: разговор о жанрах журналистики не заслуживает  внимания, так как содержание понятие  «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров разработана  недостаточно. Согласиться с подобными  утверждениями нельзя, как минимум

В журналистике принято деление жанров на три основные вида.

1) 

                                  

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Классификация жанров

                         ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

 Группу информационных жанров журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность при ее подаче. Заметка, репортаж и отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события.

1)Заметка-  несёт в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст.

Заметка может  иметь фактологическую информацию, основанную на достоверной информации, а может быть вероятностного характера, когда включает в себя предположение  или ряд предположений о будущем (прогноз) или прошлом (гипотеза). В случае наличия многих предположений по одному вопросу, то каждое из них является версией.

Виды  заметки:

Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.

Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.1»   
 
 

2) Репортаж — это отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия — не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.»

 Само понятие  возникло в первой половине  XIX в. и произошло от латинского слова “reportare”- передавать, сообщать. Первоначально это были публикации о судебных заседаниях, парламентских дебатах и т.п. Позднее эти материалы стали называться отчётами, а репортаж превратился в любимый жанр журналистов. «Королём репортёров» называли у нас в стране, как его ласково называли, дядюшку Гиляя, то есть В.А. Гиляровского, автора многочисленных рассказов о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле и др.

Виды  репортажа.

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

Репортаж  с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

3) «Интервью- фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

Виды  интервью:

Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

Коллективное  интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

4) Отчет- Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии сферы слухо- говорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

В отчете должны быть изложены основные темы, положения  и идеи докладов, речей, выступлений  лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают  отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия  и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

Виды  отчета.

Прямой  информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

Тематический  отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

                 ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

Одной из наиболее примечательных черт отечественных  СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических  жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой.

1) «Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Некоторые исследователи выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза», т. е. операций присущих аналитике.

Таким образом, на наш взгляд, корректнее относить корреспонденцию к аналитическим  жанрам. В качестве жанрообразующих  признаков назовем следующие:

«– отдельная  ситуация в ее проблемном целом как  предмет исследования;

– выявление  закономерностей развития текущей  действительности на основе анализа  конкретной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом  фактов с фактами «вторичного» использования;

– авторское  рассуждение, вытекающее из обобщения  описываемых фактов; 

– явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис  – аргументация – демонстрация – вывод»

2) Обозрение и обзор прессы

Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий, и  только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п.

Близко к обозрению  примыкают такие жанры, как обзор  редакционной почты и обзор СМИ.

Обзор писем  в редакцию, как и обозрение, может  базироваться на тематической и временной  основе.

Основные формы  обзора СМИ: – информационный обзор, содержащий сообщение о наиболее важных материалах одного или нескольких изданий 

–  тематический обзор, демонстрирующий широкий спектр мнений, высказанных различными изданиями по определенной теме 

3)Статья - Понятие «статья» произошло от латинского слова «articulus» и означало первоначально то же самое, что и «сустав», «член», «часть Целого». Это объясняет, почему в журналистской практике любая отдельная публикация, будучи частью, например, всего текста газетного номера, может быть названа «статьей». Не случайно также, что, пожалуй, за исключением коротких сообщений, статьями называют огромное число публикаций различных жанров. Но когда речь заходит о вполне определенном жанре «статья» (в узком смысле этого слова), то под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.

Еще точнее можно  определить статью как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер. «Правильная» статья всегда связана с отображением предмета вполне определенного характера.2»

Информация о работе Жанры журналистики