Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:49, реферат
Во многих отношениях и под разными углами зрения журналистика привлекает пристальное внимание общества как один из важнейших факторов влияния на общественные процессы, особенно в бурные периоды социальных перемен. И естественно, что едва ли не больше других и притом острее других обсуждается вопрос - является ли журналистика “четвертой властью”? Диапазон мнений тут широк.
Российский университет дружбы народов
Филологический факультет
РЕФЕРАТ
по курсу
«Основы теории журналистики»
Тема:
«Журналистика как «четвертая власть»
Выполнила студентка Лушкина Е.С.
Группа ФЖБ-14
Научный руководитель:
Беседина Е.А.
Москва
2012
Введение
Средства массовой информации
и коммуникации часто вызывают полемику
в обществе. Вопросы массовых коммуникаций
важны потому, что прямо или
косвенно оказывают влияние на жизни
людей. Вопросы собственности на
СМИ и контроля над ними также
всегда в центре внимания тех, кого
интересует эта область. Влияние, которое
СМИ оказывают на общество, тоже
порождает множественные
Кто-то склонен ее считать просто, без всяких кавычек, четвертой властью (как некое продолжение трех других - законодательной, исполнительной, судебной). Кто-то видит за часто мелькающими кавычками ироническое отвержение - какая же это власть, коли в условиях плюрализма каждый волен и может говорить, что хочет, да никто не обязан, да и не желает ее слышать. Третьи видят в журналистике реальную силу, но и кавычки не забывают поставить - не иронизируя, а отмечая своеобразие роли СМИ через метафоричность выражения. А парадокс в том, что правыми оказываются все, поскольку каждый замечает важную сторону дела, но вместе с тем не подходит к проблеме системно.
Вся правда о термине
Автором термина является британский писатель, историк и философ Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо. Первое печатное упоминание в современном смысле — Томасу Маколею.
Некоторые интересные факты о данном выражении, лучше сказать понятии.
Первые проявления четвертой власти в России
В теории журналистики представлены
разнообразные концепции
Метафора «четвертая власть» подразумевает властную природу журналистики, ее способность не только формировать общественное мнение, но и манипулировать им. Исторически складывавшиеся особенности отечественной журналистики во многом повлияли на это. Журналистика в России была создана «сверху», указом Петра I.
«Ведомости» - средство политического руководства страной, проводник петровских преобразований. Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникавшие европейские газеты. Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества — быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Наличие цензуры, в свою очередь, обусловили специфические условия ее существования – наличие политической цензуры и монополии правительства на печатное слово. Публицистам ничего другого не оставалось, кроме как искать другие пути выражения своих взглядов - обсуждать общественные проблемы с помощью литературной критики. Отсюда и вытекают такие особенности русской журналистики как связь с литературой и приоритет публицистических жанров над информационными. А, как известно, именно публицистика способна арсеналом выразительных средств и приемов интерпретации факта воздействовать на сознание аудитории.
Намечается тенденция к развлекательности, спекулятивности, беспринципности, которую олицетворяли газета «Северная пчела» Булгарина и Греча и журнал «Библиотека для чтения» Сенковского. Эти издания представляли так называемое «торговое направление» в журналистике. С критикой такого направления выступали Полевой, Белинский, Гоголь, Краевский. Ф. Булгарин, основоположник массовой журналистики, сказал, что публике необходимо «как можно более необыкновенного, удивительного, редкого, странного, смешного и вздорного». При этом он считал, что факт можно и выдумать. Эти принципы действуют и по сей день в массовой журналистике. Его оппонент В. Белинский по-своему понимал назначение журналиста: «Факт – ничто, и одно знание факта – тоже ничто; познать факт – значит, перевести его на идею». Журналистика в России в силу исторических особенностей её возникновения и развития всегда воспринималась читателем как учитель, проповедник, а не только как фиксатор фактов. Она развивалась в недрах литературы, «словесности», где только и могла явить себя нравственная, объясняющая человеку смысл и содержание его жизни мысль. В сороковые годы XIX века активизация общественной мысли обусловила поиски наиболее действенных средств влияния на сознание современников. Таким средством и стала журналистика. «Журналистика в наше время все», – писал в эти годы Белинский.
Средства массовой информации сегодня
Возможность успешного “хождения
во власть” средств массовой информации
лежит в самой природе
Но предложения СМИ
- как бы разумны и продуманны
они ни были, ни по Конституции,
ни по Закону о СМИ не
обязательны для рассмотрения, на
них можно просто не обращать
внимания: своими разноречиями, неумеренностью
и даже дерзостью они едва
ли не мешают делу, по представлениям
многих и многих власть
Более сложная по характеру
реакция - принять выступления
Если задуматься, от чьего
лица появляются в СМИ те материалы,
с которыми стоит сверить свой
“имидж” и которые полезно
рассматривать как
Однако пристальный взгляд
на СМИ как на “четвертую власть”
обнаруживает и еще один аспект проблемы.
Притом не менее, если не более важный
- по крайней мере по последствиям для
власти. Ведь до сих пор речь шла о том,
что журналистский анализ явлений жизни
дает такой материал, который не грех,
более того - необходимо - властям использовать
для внесения “поправок и дополнений”
в свои акции. И призыв придать использованию
результатов анализа институализированный
характер, официально закрепить за СМИ
статус “четвертой власти” как инструмента
непосредственно-
Вывод
Сила журналистики - в
мощи сформированного и стоящего
за ней общественного мнения. Благодаря
этому СМИ приобретают
СМИ являются посредником между властью и обществом. Пресса должна формировать общественное мнение, информировать людей, быть социально ответственными. Однако в настоящее время нередко СМИ не формируют общественное мнение, а манипулируют им, влияют на него, трансформируют его, что является доказательством властной природы журналистики. Иногда издания делают это практически открыто, но чаще всего — применяют скрытые механизмы давления. В этом контексте, метафора «четвертая власть» вполне правомерна. Ведь, как известно, спрос рождает предложение: еще А.С. Пушкин писал А. Бенкендорфу, что "общее мнение имеет нужду быть управляемым".