Билеты по криминалистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:00, шпаргалка

Описание

Ответы на билеты по дисциплине "Криминалистика"

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 80.71 Кб (Скачать документ)

Основным  психическим процессом во время  допроса является воспроизведение  – умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания, сохранившегося в памяти человека.

Воспроизведение воспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического  и психического состояния человека в момент воспроизведения, способности  правильно выразить свою мысль. Так, способность выражать свои мысли  у каждого человека индивидуальна  и находится в прямой зависимости  от его культурного уровня, от уровня развития его интеллекта. Мысленное  воспроизведение и его словесное  выражение связаны самым тесным образом. Так, мысленный процесс  воспроизведения систематизирует  и координирует последнее (изменяет план, влияет на умозаключения и  выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенный материал). Взаимосвязь словесного выражения  воспроизводимого и мысленного воспроизведения  отмечает С.Л.Рубинштейн: «Необходимость при воспроизведении оформить в  речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания, припоминается то, что  казалось забытым».[16]

Значительную  роль в воспроизведении играет также  лексика, употребляемая следователем при допросе, то, как он формирует  вопросы.

Так, в  случае возникновения затруднений  у допрашиваемых лиц при описании воспринятых явлений, передачи другой информации, следователь должен оказывать  лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия

Иногда  полезно напомнить свидетелю  набор слов, понятий из которых  он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие.

На чистоту  воспроизводимой информации немалое  влияние оказывает и характерологические  свойства личности допрашиваемого.

Таким образом, в процессе допроса важно  учитывать психологические особенности  допрашиваемого лица, обусловленные  типом его высшей нервной деятельности, здесь существенны и темп допроса, и мера возрастания сложности  выдвигаемых интеллектуально-перцептивных задач. 

Показания лиц, особенно свидетелей, по своей  природе в большинстве случаев, являются результатом так называемого  непроизвольного запоминания, поэтому  их воспроизведение обладает определенной спецификой. В частности, при воспроизведении  свидетель сообщает только основное, опуская большое количество деталей  нередко важных для расследования. Воспроизводимое свидетелем является только общим выражением того знания, которым он обладает, поэтому в  таких случаях, технически наиболее целесообразна постановка дополняющих  и напоминающих вопросов, способствующих наиболее полному воспроизведению, а также предъявление в ходе допроса  вещественных доказательств и допрос на месте происшествия.

Дополняющие вопросы преследуют цель уточнения  фактов, пропущенных допрашиваемым  в свободном рассказе. Такие вопросы  должны основываться на анализе показаний  лица, а также на использовании  возможных ассоциаций, возникших  у допрашиваемого при восприятии. Это вопросы о том, в связи  с чем свидетель оказался на месте  происшествия, куда шел, о чем думал, какие мысли или воспоминания вызвала у него картина, которую  он наблюдал, и так далее. Такие  беседы, казалось бы, на отвлеченные  темы дают положительный эффект.

Постановка  напоминающих вопросов преследует единственную цель – оживить в памяти обстоятельства события. Психологическим основанием постановки напоминающих вопросов является возможность возбудить ассоциативные  связи путем напоминания  отдельных  моментов, способствующих образованию  таких связей. Так, напоминание свидетелю  о том, что неподалеку от места  происшествия он встретил приятеля, способствовало тому, что он вспомнил, в котором часу заметил пожар, так как спрашивал у товарища о времени.

Предъявление (показ) в ходе допроса вещественных доказательств также способствует оживлению забытого в памяти допрашиваемого. Данное действие способствует более  полному воспроизведению и является толчком для вспоминания забытого или первоначально не отмеченного  вниманием, но непроизвольно запечатленного.

Полноте и точности показаний свидетелей способствует и допрос на месте происшествия.

Если  предъявление отдельного предмета вызывает ассоциацию, позволяющую припомнить забытое или даже воспроизвести  то, что свидетель, практически считал не запечатленным, то своеобразное предъявление комплекса объектов, связанных с  событием преступления, несомненно, способствует более детальному и полному воспроизведению. Наиболее эффективно использование  данного приема в тех случаях, когда необходимо установить существенные детали события преступления (при  железнодорожных авариях, наездах  и тому подобном).

§ 4. Роль психологических приемов в изучении личности допрашиваемого.

Поскольку целью дознания при допросе является получение информации, способствующей установлению истины по делу, знание и  использование психологических  особенностей допрашиваемого помогает следователю установить с ним  психологический контакт и определить применение каких приемов наиболее эффективно для получения показаний. Это сложный процесс, требующий  определенной подготовки следователя  в области психологии, когда необходимо учитывать, насколько применимы  к допрашиваемому приемы, с помощью  которых изучаются его психологические  особенности. Именно поэтому ознакомление с данными о личности допрашиваемого помогает следователю выработать определенную тактику допроса и дать правильную оценку показаний.

Таким образом, криминалистический аспект изучения личности допрашиваемого предполагает получение информации, которая может  быть использована для выбора наиболее эффективных приемов ведения  допроса и способов воздействия  на допрашиваемого с целью получения  от него полных и объективных показаний.[19]

Приступая к допросу, следователю необходимо знать, в каких отношениях находится  свидетель с обвиняемым, с другими  свидетелями по делу, какова заинтересованность свидетеля в исходе дела. Не менее  важно располагать данными, характеризующими моральный облик допрашиваемого. В необходимых случаях можно  истребовать из учреждений или предприятий, где работает свидетель, сведения о  его личности, изучить анкетные данные, истребовать сведения о физических и психических недостатках, изучить  привычки, выяснить наклонности.

Объем и пределы изучения личности свидетеля  зависят от целей допроса, обстоятельств  расследуемого преступления и реальных возможностей следователя. Некоторые  криминалисты рекомендуют глубокое изучение данных о личности, простирающиеся до уровня исследования.[20] Такого рода рекомендации имеют, безусловно, положительное  значение. Однако важно установить разумный объем и пределы изучения личности допрашиваемого. В этом плане  справедливо замечание И.И. Карпеца  о том, что вряд ли кто-нибудь похвалит следователя, если он потратит много  времени на доскональное и всестороннее изучение особенностей воспитания и  психологии двух-трех допрашиваемых, и  в то же время плохо расследует уголовное дело, результатом чего будет неосновательное привлечение  невинных к ответственности и  поверхностное расследование преступной деятельности лиц, действительно виновных.[21]

Изучение  личности допрашиваемого должно отвечать ряду требований.

Во-первых, оно должно отвечать принципу объективности, то есть необходимо выявить не только отрицательные, но и положительные  качества свидетеля.

Во-вторых, исследование личности должно быть целенаправленным, задачи и цели его конкретно сформулированы и заранее определенны.

В-третьих, оно должно быть проведено с помощью  научно обоснованных методов, учитывающих  такие особенности дознания и  предварительного следствия, как специфика  объекта исследования, локальный  характер исследования, дефицит времени, возможность конфликтной ситуации, процессуальная форма исследования.

В-четвертых, изучение личности предполагает комплексное  использование нескольких методов, с тем, чтобы результаты одного могли  быть перепроверены показаниями другого.[22]

Это дает гарантию правильности полученных данных, обеспечивает их полноту и объективность, позволяет следователю познать  личность во всем ее многообразии.

Однако, специфика допроса, как следственного  действия заключается в том, что  допрос проводится в короткий промежуток времени. Это обстоятельство диктует  необходимость строгого отбора психологических  методов для достижения стоящих перед допросом целей.

Одним из таких методов является наблюдение. Это специально организованное, систематическое, преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения разнообразных проявлений ее психики. Наблюдая, следователь изучает черты  характера и признаки темперамента допрашиваемого, его манеры, коммуникабельность, реакцию на поставленные вопросы, внешний  вид, жесты. В современной юридической  литературе невербальные элементы допроса  стали объектом повышенного внимания.[23] Однако делать выводы о личности в  целом только по отдельным мимическим показателям ошибочно. Не следует  забывать также о том, что наблюдаемый  находится в непривычной обстановке. Данные, полученные в результате наблюдения, могут дополняться и корректироваться в процессе дальнейшего допроса.

Кроме наблюдения за допрашиваемым следователь  может прибегнуть к такому методу, как беседа, которая не предполагает строго регламентируемого процессуального  режима. В процессе допроса, предмет  которого ограничен, беседа с допрашиваемым  преследует цель свободного обмена отвлеченной  информацией для установления психологического контакта. В беседе выясняются демографические  данные о лице, уровень развития, отношение к фактам, представляющим интерес для расследования, определяется мировоззрение, понимание моральных  и этических норм, антиобщественные взгляды, волевые качества личности, состояние органов чувств, психики, памяти и другие сведения о лице. Беседа дает возможность получить сведения непосредственно от их обладателей, влиять на полноту информации, уточнять и корректировать отдельные обстоятельства.

В зависимости  от возраста допрашиваемого, направленность выявления названных данных будет  различной. Так, в беседе с несовершеннолетним, следователь выясняет его способность  к конкретному восприятию, фантазированию и их роль в формировании его показаний. Установление даже немногих психологических  характеристик будет способствовать выработке наиболее эффективной  тактической линии и правильной оценке показаний, поможет обнаружить наслоения в показаниях, которые  возникли под влиянием страха, сильного эмоционального возбуждения и не несут в себе объективной информации о событии преступления.[24]

Хорошие результаты дает беседа, проведенная  после допроса. Допрашиваемый становится более откровенным и в ходе беседы можно установить какие-либо детали, особенности воспринятого им ранее обстоятельства.

Для изучения психических особенностей допрашиваемого может быть использован также  метод обобщения независимых  характеристик, который заключается  в обобщении возможно большего числа  сведений об изучаемой личности, полученных от лиц, которые с ней общались, наблюдали ее в разное время и  при осуществлении разнообразных  видов деятельности.

Данный  метод может проявляться в  трех формах: получение сведений о  личности путем запросов, из показаний иных лиц, оперативным путем.

Сведения, полученные в результате применения метода независимых характеристик, имея только ориентирующее значение, должны быть сопоставлены следователем с непосредственным наблюдением  и критически оценены.

Наряду  с названными методами изучение личности возможно и при помощи такого психологического метода, как анализ результатов деятельности. Так, например, анализ следов преступления позволяет сделать вывод о  психических качествах личности преступника (циничный, хладнокровный, садист). Многое можно извлечь и из анализа документов.

Применение  указанных методов содействует  установлению психологического контакта, определению тактических приемов  допроса и наиболее эффективного психологического воздействия, а также  правильной оценке полученной информации.

В процессе допроса в зависимости от его  психической напряжённости характер психических проявлений может быть различным. Поэтому важно установить, какие из раздражителей побуждают  лицо к даче показаний, а какие, напротив, действую негативно. И.А.Матусевич отмечает, что если учитывать психические особенности личности, можно предвидеть, как будет вести себя индивидуум в такой ситуации, как допрос, как будет реагировать на вопросы и какие тактические приемы следует применить в процессе допроса.[25]

7.Криминалистическая  диагностика и  криминалистическое  прогнозирование.

Понятие диагностики связывалось на определенном этапе исключительно с медициной. Так, С.И. Ожегов давал такое определение: «Диагностика — учение о способах диагноза», «Диагноз — определение болезни на основании исследования больного».

Информация о работе Билеты по криминалистике