Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:10, курсовая работа
В последние годы участились факты исключения судами доказательств, полученных в результате уголовно-процессуального исследования материалов оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
Особенно часто это происходит по делам о преступлениях коррупционной направленности, мошенничестве, незаконном обороте наркотических средств и др., возбуждение которых предваряется оперативной проверкой.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность результатов оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………4
2. Оформление результатов оперативно-розыскной деятельности………6
3. Особенности использования оперативно-розыскной деятельности…...8
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..15
Нормативные акты………………………………………………………………15
Судебная практика ……………………………………………………………...16
по дисциплине «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность результатов оперативно-розыскной деятельности………………………………………………
2. Оформление результатов оперативно-розыскной деятельности………6
3. Особенности использования оперативно-розыскной деятельности…...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..15
Нормативные акты………………………………………………………………15
Судебная практика ……………………………………………………………...16
Введение
В последние годы участились факты исключения судами доказательств, полученных в результате уголовно-процессуального исследования материалов оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
Особенно часто это происходит по делам о преступлениях коррупционной направленности, мошенничестве, незаконном обороте наркотических средств и др., возбуждение которых предваряется оперативной проверкой.
Статьей 89 УПК[1] недвусмысленно определено, что результаты ОРД запрещены к использованию в доказывании, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, содержащимся в других его нормах.
Чтобы получить такой статус, они должны быть введены в уголовный процесс с соблюдением жестко установленной процедуры, урегулированной как УПК, так и межведомственными нормативными правовыми документами, а в первую очередь - Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, ФСИН, ФСКН, Минобороны России от 17 апреля 2007 г.[2]
Вышеуказанными обстоятельствами определяется актуальность настоящей работы.
1. Понятие и сущность результатов оперативно-розыскной деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об
оперативно-розыскной деятельности"[3] оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Решение задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-
розыскную деятельность, Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2), предполагает не только знание самого закона и его неукоснительное исполнение на практике, но и глубокое понимание существа оперативно-розыскной деятельности, процесса познания, лежащего в ее основе, знание закономерностей, по которым она развивается.
Только при соблюдении этих важных условий органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выполнят свое предназначение, обеспечат защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Сущность оперативно-розыскной деятельности большей частью скрывается под покровом оперативно-розыскного доказывания[4] .
Оперативное доказывание образует основное содержание деятельности оперативного работника[5]. Именно в форме оперативного доказывания происходит развитие и выражение развивающегося содержания оперативно-розыскной деятельности. В форме оперативного доказывания осуществляется не только познание весьма специфической части социальной действительности, образующей объект оперативно-розыскной деятельности, но и ее упорядочение и преобразование, т.е. развитие общественных отношений в оперативно-розыскной сфере в направлении, необходимом для нормального функционирования и развития личности, общества и государства.
Являясь разновидностью познавательной деятельности, оперативное доказывание в целом развивается в соответствии с законами познания, законами теории отражения. Как в любом процессе познания, в оперативном доказывании имеет место чувственное и рациональное познание, осуществляемое субъектами оперативно-розыскной деятельности. Возможность и необходимость применения чувственного и рационального познания в оперативно-розыскной деятельности, как и в других областях познания, обусловлены самой объективной действительностью.
Обстоятельства и факты, образующие объект оперативно-розыскной деятельности, отражаются в окружающем мире различными сторонами и свойствами. Однако не все из них находят прямое отражение в действительности, а следовательно, непосредственно проявляются вовне.
Например, мотивы лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, довольно редко получают такое отражение, но это не значит, что они не могут быть установлены в процессе оперативно-розыскной деятельности. Возможность познания невидимого, неслышимого заложена в самих событиях объективной действительности, в объективных связях, существующих между явлениями, доступными для непосредственного восприятия органами чувств, и явлениями, не доступными для такого восприятия[6].
2. Оформление результатов оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность изначально нацелена не только на получение данных, важных для подготовки и проведения следственных действий, выявление признаков преступления (становясь поводом и основанием для возбуждения уголовного дела), но и на раскрытие преступления, т.е. получение данных, подтверждающих факт совершения преступления и указывающих на лицо, его совершившее. Последнее означает, что результаты оперативно-розыскных мероприятий могут содержать относимую доказательственную информацию и поэтому при определенных условиях могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.
Исходя из целей и задач оперативно-розыскной деятельности ее результатом, используемым в интересах следственных и судебных действий, будет фактическая оперативная информация, добываемая и собираемая силами и средствами ОРД путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в сфере и инфраструктуре преступности. Полагаем, что говорить об оперативно-розыскной информации как результате ОРД можно только в контексте реализации этих результатов.
Во-первых, правовая природа оперативно-розыскной информации определяет необходимость ее использования в качестве ориентирующей для подготовки и осуществления следственных действий, а также в собственной сфере для обеспечения иных оперативно-розыскных мероприятий, так как содержание результатов ОРД может указывать на потребность в дополнительной оперативной информации.
Во-вторых, оперативная информация тактического характера может служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также быть использована в доказывании в уголовном процессе. Особо отметим, что оперативно-розыскные меры органов дознания играют немаловажную роль в обнаружении доказательств.
УПК РФ в п. 36.1 ст. 5 закрепил, что результаты оперативно-розыскной деятельности - это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого и совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Названные сведения существенно значимы для успешного производства правосудия.
Необходимо соблюсти следующие требования, предъявляемые к оформлению материалов оперативно-розыскных мероприятий как к доказательствам:
- наличие законных оснований их получения;
- относимость сведений, зафиксированных на технических носителях информации;
- допустимость материалов, т.е. официальное представление материалов органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в установленной форме;
- полное представление о том, как результаты оперативно-розыскного мероприятия введены в уголовное производство (постановление о приобщении и т.п.).
Представляется, что такие требования должны быть зафиксированы в уголовно-процессуальном законодательстве, что значительно расширило бы возможности реализации оперативной информации и возможности создания доказательственной базы дела.
3. Особенности использования оперативно-розыскной деятельности.
Ст. 89 УПК РФ недвусмысленно определено, что результаты ОРД запрещены к использованию в доказывании, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, содержащимся в других его нормах.
Чтобы получить такой статус, они должны быть введены в уголовный процесс с соблюдением жестко установленной процедуры, урегулированной как УПК РФ, так и межведомственными нормативными правовыми документами, а в первую очередь - Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, ФСИН, ФСКН, Минобороны России от 17 апреля 2007 г.
Достаточно скоро после введения в действие УПК РФ 2001 г. распространенной стала практика обжалования адвокатами-защитниками постановлений о возбуждении уголовных дел в связи с их незаконностью и необоснованностью. При удовлетворении судами таких ходатайств все собранные доказательства признавались недопустимыми. Теперь предметом обжалования все чаще становится законность и обоснованность заведения сотрудниками оперативно-розыскных подразделений дел оперативного учета и, следовательно, законность и обоснованность возбуждения уголовных дел на основании данных, полученных в результате ОРД[7].
Причины тому: проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) при отсутствии оснований, перечисленных в п. п. 1 - 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; дача согласия на производство ОРМ не управомоченными на то должностными лицами; неверное оформление актов и других материалов об их проведении; несвоевременное уведомление суда (судьи) о проведении ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства, и другие недостатки. Рассмотрим некоторые из них, в том числе уже упомянутые в юридической литературе.
В представляемых следователям, дознавателям результатах ОРД встречаются названия ОРМ, не предусмотренные ст. 6 Закона об ОРД или вообще не упомянутые в этот статье ("оперативная проверка заявления", "проверочный эксперимент", "контрольная закупка", "экспериментальная закупка" и др.) - имеют место случаи несоответствия фактического содержания ОРМ его описанию в соответствующем акте (протоколе).
Так, Краснодарский краевой суд признал недопустимыми доказательствами акт оперативного эксперимента, проводившегося для проверки заявления о вымогательстве старшим судебным приставом-исполнителем С. взятки в крупном размере в г. Белореченске, а также полученную при его проведении видеозапись, протокол осмотра места происшествия и другие доказательства. Акты о производстве ОРМ оказались составленными таким образом, что согласно их содержанию одни и те же оперативные работники в одно и то же время осуществляли два разных ОРМ - оперативный эксперимент и наблюдение. Допрошенный в суде свидетель Ф., якобы присутствовавший при оперативном эксперименте, показал, что подписи в акте о его производстве выполнены не им, а другим лицом, что подтвердила почерковедческая экспертиза.