Коэффициент раскрываемости преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:52, доклад

Описание

Коэффициент (процент, показатель) раскрываемости преступлений - отчётный показатель советской, а впоследствии российской милиции. Коэффициент раскрываемости равен отношению количества раскрытых данным отделом или управлением милиции преступлений к общему количеству преступлений, произошедших на территории данного отдела/управления. В числитель показателя раскрываемости шли дела, направленные в суд. Для территориальных отделов милиции были установлены нормы процента раскрываемости по каждой статье Уголовного кодекса, и отделы должны были обеспечить выполнение этих нормативов (уложиться в эти нормы).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Это подтверждает вывод о связи профессионального  уровня следователя и уровня расследования. Невысокое качество расследования - питательная среда для следственных ошибок, процессуальных нарушений и  преступлений. Данный фактор должен учитываться начальником следственного отдела в профилактике должностных проступков и преступлений.

156 В профилактике  незаконного освобождения от  уголовной

ответственности большое значение имеет качество (уровень) осуществления

начальником процессуального  и организационного контроля за

расследованием, законностью и обоснованностью  решений следователя об

освобождении  от уголовной ответственности. Мы уже  отмечали важность

создания оптимальных  условий для выполнения начальником

организационных и процессуальных функций.

Полагаем, что  начальник следственного отдела должен лично и с помощью своих  заместителей постоянно анализировать  факты незаконных отказов в возбуждении  уголовных дел и прекращения  дел следователями. Анализ должен включать выявление причин каждого случая каждым следователем. Таким путем можно выявлять устойчивые тенденции, причины в работе следователей, допускающих нарушения. Само по себе это имеет профилактическое значение.

Начальник следственного  отдела должен обобщать и анализировать  и второй поток информации о некачественном расследовании, идущий извне органа: жалобы, заявления граждан, участников расследования, указания прокурора, сообщения прессы, организаций, большая часть такой информации исходит от заинтересованных лиц и потому недостоверна. Вместе с тем, ее нельзя недооценивать. Работа по ее проверке позволяет выявлять различные недостатки расследования, в том числе и незаконное освобождение от уголовной ответственности.

В ходе изложенной работы он должен он должен выделить: а) ошибки следователя; б) небрежность в работе; в) недостаточный профессиональный уровень следователя; г) умышленное незаконное освобождение от уголовной ответственности. По данным нашего обобщения, большинство начальников именно так строят свою работу.

157 Представляется, что на каждого следователя у начальника следственного

отдела должна накапливаться информация о допущенных нарушениях, их

причинах.

На основе анализа  всей информации начальник следственного  отдела организует и проводит различны операции профилактического характера, направленные на предотвращение должностных проступков и преступлений следователями.

Профилактическое  значение имеет повышение квалификации следователей путем анализа на занятиях ошибок и упущений отдельных из них, их причин. Необходима воспитательная работа, систематическое целенаправленное воздействие на сознание следователей путем индивидуальных бесед, разъяснения необходимости и обязательности строгого соблюдения законности каждым из них по каждому уголовному делу или материалу.

Основные формы  профилактической работы:

- индивидуальная  беседа со следователем;

проведение совещания  по анализу соблюдения законности следователями;

- обсуждение  отдельных случаев незаконного  освобождения от уголовной ответственности.

Помимо убеждения  начальник следственного отдела должен использовать и методы дисциплинарного воздействия на следователей, допускающих нарушения законности.

Использование профилактики незаконного освобождения от уголовной ответственности начальником  следственного отдела позволяет  выявить основные проблемы этой деятельности. По нашему мнению, к ним относятся:

- Уровень условий  деятельности начальника следственного  отдела. К ним относятся прежде  всего, неоптимальная рабочая  нагрузка. В таких условиях основное  внимание уделяется раскрытию  преступлений, законности

• привлечения  к уголовной ответственности. В  меньшей мере контролируются

вопросы освобождения от уголовной ответственности.

Решить указанную  проблему можно, прежде всего, путем  соблюдения одного из принципов организации  расследования - соблюдения оптимальной рабочей нагрузки как начальника следственного отдела, так и следователей.

- Недооценка  начальником следственного отдела  профилактической работы по предотвращению  должностных преступлений среди  следователей.

- Слабая профилактическая  работа начальника следственного отдела. Эта проблема частично связана с первой.

Многие из начальников  полагают, что это само собой разумеется.

• Успокаивает  и тот факт, что преступлений данного  вида почти нет. Забывают о латентной  преступности.

Решить эту  проблему можно путем систематической работы по повышению уровня профилактической, воспитательной работы, повышения профессиональной подготовки, как следователей, так и начальника следственного отдела.

Таким образом, основные направления профилактической работы начальника следственного отдела по предупреждению незаконного освобождения от уголовной ответственности следователями следующие:

- процессуальный  контроль за законностью и  обоснованностью отказа в возбуждении  уголовного дела и прекращения  уголовных дел каждым следователем;

- организационные  мероприятия по:

а) повышению  профессионального уровня следователей;

б) создание оптимальных  условий для деятельности следователей;

в) выявление  и анализ ошибок, упущений и нарушений  законности ф каждым следователем.

- Профилактические мероприятия по предупреждению и предотвращению нарушений законности, в т.ч. незаконного освобождения от уголовной ответственности.

Прокурор осуществляет надзор за законностью расследования. В органах прокуратуры он также  осуществляет процессуальный и организационный контроль за расследованием преступлений следователями прокуратуры. В этой части его функции сходны с рассмотренными обязанностями начальника следственного отдела. И все же прокурор, прежде всего, использует специфические методы прокурорского надзора для соблюдения всеми следователями закона в ходе расследования. Роль его значительна в профилактике нарушений закона каждым следователем.

Отказ в возбуждении  уголовного дела рассматривается процессуалистами либо как процессуальный акт, препятствующий возникновению уголовного процесса по определенному факту как в отношении определенного лица1, либо как юридический факт, устраняющий полномочия органа, отказавшего в возбуждении уголовного дела, по дальнейшему исследованию обстоятельств2. Но в любом случае необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела влечет возможность для лица уйти от уголовной ответственности и продолжить свою преступную деятельность.

Основанием для  отказа в возбуждении уголовного дела является, прежде всего, отсутствие признаков преступления. В возбуждении уголовного дела должно быть отказано, если отсутствуют основания к возбуждению дела, а также в тех случаях, когда основание к возбуждению дела имеется, но есть и одно из обстоятельств, исключающих производство по делу. Задача следователя установить отсутствие признаков преступления. Полагаем, что к

1 См.: Бородин  СВ. Разрешение вопроса о возбуждении  уголовного дела. М, 1970. С.48.

См.: Письменный Д.П. Отказ в возбуждении уголовного дела в советском уголовном процессе. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Харьков, 1980. СП.

См.: Кузнецов Н.П. Доказывание и его особенности  на стадиях уголовного процесса России. Дисс. докт. юр. наук. Воронеж. 1998. С259.

160 fc признакам  относятся общественная опасность  деяния, противоправность,

виновность, наказуемость, совершение действий и вредные последствия. Признак - проявление вовне этих составных  элементов преступления.

Отказывая в  возбуждении уголовного дела, следователь  автоматически освобождает от дальнейшей уголовной ответственности лицо, совершившее деяние. Следователь должен соблюдать условия, обеспечивающие обоснованность и законность отказа. К ним относятся:

- законность  средств и методов предварительной  проверки;

- полнота проверки;

- соответствие  выводов следователя объективной  действительности.

# Как известно, УПК РФ предоставил прокурору  возможность

непосредственно участвовать в стадии возбуждения  уголовного дела путем утверждения  постановления следователя. Прокурор рассматривает постановление следователя, прежде всего, с целью оценки его обоснованности и законности. Отметим, что возбуждение уголовного дела, на наш взгляд, базируется на мнении следователя о том, что есть основание полагать, что совершено преступление. Основанием для возбуждения дела, как известно, является установление признаков определенного преступления. Это далеко от установления состава преступления. Признаки выступают в форме проявления элементов состава преступления (содержание преступления) вовне. Они могут отражать большинство элементов состава преступления, как это бывает при выявлении преступлений, совершенных в условиях очевидности. Но признаки могут указывать на существование одного или нескольких элементов состава преступления. Вот тогда вывод следователя носит хотя и обоснованный, но предположительный характер.

На стадии возбуждения  уголовного дела, по различным данным, по около

-I половины преступлений  нет точных данных о субъекте  преступления. Поэтому

вопроса об освобождении от уголовной ответственности конкретного  лица не

возникает. Не утверждая  постановление следователя, прокурор одновременно

указывает не только на отсутствие признаков преступления, но и исключает вопрос об уголовной  ответственности возможных фигурантов возможного расследования.

При наличии  обстоятельств, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, следователь отказывает в возбуждении уголовного дела. Прокурор, отказывая в утверждении постановления следователя о возбуждении уголовного дела, полагая о наличии указанных обстоятельств, оставляет вопрос о появлении в будущем подозреваемого открытым (в случае решения вопроса о возбуждении дела вновь), либо исключает такое появление (например, п. 1 ст. 24 УПК РФ).

Вопрос об отказе в возбуждении уголовного дела следователь  решает самостоятельно. Прокурор должен проверить это постановление  в порядке надзора. В ходе проверки прокурор должен устранить незаконное и необоснованное постановление, в том числе и в отношении конкретного лица, могущего стать подозреваемым (обвиняемым) в случае возбуждения уголовного дела. Работу по проверке прокурор проводит фактически постоянно, т.е., как правило, ежедневно.

Выполнение указанной  процессуальной функции прокурором имеет и профилактическое значение. Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя побуждает  последнего более тщательно подходить  к принятию решения, особенно в случаях указания на лицо, не причастное, по его мнению, к событию преступления, либо отсутствие состава преступления в действиях этого лица.

На прокурора, как и начальника следственного  отдела, в этом случае, направлено два  потока информации. Первый - в ходе проверки прокурором постановлений следователя в возбуждении уголовного дела, ибо в отказе в возбуждении такового. Эту информацию прокурор воспринимает непосредственно. Поэтому оценка законности действий следователей основывается на анализе воспринимаемых лично действий, событий. Второй поток информации. Второй поток информации образуется вне расследования.

162 Это заявления,  письма участников расследования,  прежде всего,

подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего или лиц, могущих стать

перечисленными  фигурантами в случае возбуждения  уголовного дела.

Проверка заявлений  некоторых из них о невиновности (подозреваемый)

обязательна для  следователя. Но и иная информация от участников

расследования проверяется прокурором.

Прокурор, как  известно, осуществляет функции уголовного преследования. Реализуя ее, прокурор проверяет исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении; он уполномочен возбуждать уголовное дело и поручать его расследование или принимать его к своему производству; участвовать в расследовании, отменяя незаконное постановление следователя и др. При выполнении указанных и иных обязанностей, связанных с осуществлением функций уголовного преследования, прокурор надзирает за законностью привлечения к уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности. Указанные вопросы являются предметом особого внимания прокурора в период предъявления обвинения, избрания меры пресечения, утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта), направления дела в суд или его прекращения.

Информация о работе Коэффициент раскрываемости преступности