Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:07, контрольная работа
Определите состав следственно-оперативной группы по осмотру данного места происшествия.
В соответствии с исходными данными, составьте протокол места происшествия, отразив в нем все необходимые данные о следах и вещественных доказательствах.
Составьте план неотложных и первоначальных следственных действий, направленных на установление личности насильника.
Признаки психического насилия не имеют материального выражения: это следы идеальные, изучить их можно при допросе Смирновой Н.К. К таким допросам необходимо тщательно готовиться. Особенности допроса несовершеннолетней потерпевшей Смирновой Н.К. мы рассмотрим при ответе на четвертый вопрос письменной работы. Следователь обязан детально изучить все имеющиеся материалы дела и на этой основе мысленно смоделировать обстановку на месте происшествия, характер действий жертвы и посягателя.
При всех обстоятельствах следователю надлежит уяснить:
1) что грозил сделать насильник, какой конкретно ущерб угрожал причинить;
2) когда и где намеревался привести угрозу в исполнение (немедленно или позднее);
3)
как он выражал угрозу (словами,
жестами или каким-то иным
4)
была ли у насильника реальная
возможность осуществить
5) угрожал насильник оружием или предметом, могущим быть использованным в качестве такового.
По делам о половых преступлениях, как правило, назначаются и проводятся следующие экспертизы:
а) судебно-медицинская. Перед экспертом ставятся следующие вопросы:
1) нарушена ли девственная плева у потерпевшей и какова давность нарушения;
2)
могло ли иметь место
3)
имела ли потерпевшая в
4) нет ли во влагалище или на теле потерпевшей спермы; если «да» - какова группа спермы;
5)
какие телесные повреждения
6) не заражена ли потерпевшая венерической болезнью; если «да» - какова давность заражения;
7)
нет ли у потерпевшей
Так
как при осмотре места
1)
имеются ли на представленных
эксперту предметах следы
2)
каково региональное
3)
принадлежат ли волосы
4)
человеку какого пола
5) выпали они или вырваны и т.д.
б) трасологическая. Ставятся вопросы о том, не оставлены ли на месте происшествия следы:
1)
обуви подозреваемого или
2) зубов на теле одного из участников события – зубами другого участника;
3)
пальцев на поверхностях
в) судебно-почвоведческая экспертиза. Устанавливается, в частности, не принадлежат ли частицы почвы (грязи) на обуви одного или обоих участников события конкретному участку местности.
г) судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Ставятся такие вопросы:
1)
имеются ли на одежде
2)
имел ли место контакт одежды
подозреваемого с одеждой
Источниками информации о неизвестном лице, совершившем половое преступление, служат и материально фиксированные и идеальные мысленные следы, для получения которых проводятся следующие следственные действия и оперативные розыскные мероприятия:
1)
осматриваются место
2)
с использованием служебно-
3)
используются возможности
4)
опрашиваются местное
5)
используются средства
6)
изучаются дела о подобных
раскрытых и нераскрытых
7)
составляются субъективные
8)
для оказания помощи в
При задержании насильника его обязательно предъявляют для опознания как жертве, так и свидетелям-очевидцам.
4. Опишите процессуальные и тактические особенности допроса потерпевшей.
Допрос
- одно из древнейших и наиболее распространенных
судебно-следственных действий, производимых
с целью получения
Допрос в стадии предварительного расследования - это регламентированный уголовно-процессуальным законом устный диалог между должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело (дознаватель, следователь), и подозреваемым, обвиняемым, свидетелем и потерпевшим в целях получения фактических данных, имеющих доказательственное значение. Допрос производится по месту предварительного расследования, а в случае необходимости - в месте нахождения допрашиваемого (например, в следственном изоляторе, где содержится под стражей обвиняемый и где для допросов существуют специальные помещения - следственные кабинеты).8
Зачастую
при расследовании
Законодатель
допускает в качестве третьих
лиц при допросе
Для участия в допросе малолетнего (в возрасте до 14 лет) свидетеля (потерпевшего) педагог вызывается в обязательном порядке, а несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет - по усмотрению следователя.
Привлечение
к участию законного
Существует
мнение, что допрос потерпевших по
указанной категории
Об участии психолога в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) законодатель умалчивает. Для любого человека, в частности несовершеннолетнего, процедура допроса достаточно стрессовая: нахождение в правоохранительных органах, общение со следователем, впоследствии с судьей может привести к скованности, даче неполных и неточных ответов и желанию скорейшего прекращения допроса. Кроме того, само посещение подростком прокуратуры, суда может вызвать у него серьезную психическую травму.
Во многом успех следственного действия зависит от тактики допроса несовершеннолетнего, соединения психологических и юридических знаний. А потому, на наш взгляд, при любом следственном действии с участием несовершеннолетнего, в частности при проведении допроса, должен участвовать психолог, чтобы доходчивее разъяснить важность его показаний. При этом надо учитывать, что потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им указывается лишь на необходимость говорить правду.
Обязательна тщательная предварительная подготовка к рассматриваемому следственному действию. Перед допросом несовершеннолетнего необходимо располагать основными данными о нем: общее развитие; отношение к учебе; условия жизни; бытовое окружение и круг знакомых; времяпрепровождение.
При невозможности присутствия на допросе психолога необходимо согласовать с ним вопросы, их порядок. С учетом возрастных особенностей крайне нецелесообразна смена следователя в ходе следствия, так как доверие к нему обычно вырабатывается медленно. Подросток должен быть убежден, что следователь расположен к нему, внимательно относится к его показаниям.
Свободное изложение показаний для таких потерпевших предпочтительнее вопросно-ответной формы. Однако дать развернутые показания она не всегда сможет в силу незначительного жизненного опыта, недостаточной эрудиции и логического мышления, в связи с чем постановка уточняющих вопросов неизбежна. В ходе допроса изучается поведение несовершеннолетней, а ее показания сравниваются с объективными данными, полученными в результате других следственных действий. Это позволяет определить ее откровенность или скрытность, смелость или боязливость, запуганность. Эмоции, пережитые в момент преступления, пережитая опасность, испуг порой преувеличиваются. Сведения, сообщаемые несовершеннолетними на допросе, могут отличаться от действительности.
Основной способ фиксации показаний допрашиваемого - протоколирование. Однако допрос, считаем, целесообразно фиксировать и с помощью видеозаписи, так как она позволяет воспроизводить как смысловое содержание показаний, особенности интонации и акцента, так и жестикуляцию, мимику, манеру рассказа. Видеозапись дает возможность получить не только дополнительные данные о допрошенной, но и зачастую исключить надобность в повторных допросах. При наличии свидетелей-очевидцев у них выясняются все известные им обстоятельства сексуального насилия, что они делали на месте преступления, как проявили себя (оказали помощь, не обратили должного внимания, испугались и т.п.).
Протокол допроса свидетелей, потерпевших в возрасте от 12 лет дается им на подпись, дети младшего возраста (в зависимости от их развития) подписывают его сами либо это делают взрослые участники допроса; соответственно решается вопрос о том, нужно ли знакомить ребенка с содержанием протокола.