Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 08:07, реферат
1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.
Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой транспортных средств.
2. Экспертиза следов колес.
Методика производства экспертизы и оформление материалов.
3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.
Если
представлен сам объект с поверхностным
следом, то ложные детали должны быть выявлены
при предварительном осмотре.
Предварительным
исследованием шины определяются ее
конструктивные данные и маркировочные
обозначения; тип и модель, общие
размеры, ширина беговой дорожки
и рисунок протектора, серийный и
гаражный номера.
Выясняется,
не заменялся ли протектор покрышки,
основным признаком замены является кольцевой
выступ на боковине, образуемый краем
нового протектора. Учитывается и общее
состояние шины:
-степень
изношенности протектора,
-наличие
или отсутствие хорошо
На
стадии детального исследования объекты
изучаются и сравниваются по общим
и частным признакам. Поскольку
некоторые общие признаки внешнего
строения шины одновременно характеризуют
и ее конструктивные особенности.
Первоначально
определяют модель шины, оставившей след
и полученные данные сопоставляют с моделью
проверяемой шины. Различие моделей служит
основанием для бесспорного вывода об
отсутствие тождества, совпадение требует
продолжение исследования по другим общим
признакам - как производственным, так
и эксплуатационным. Существенные различия
этих признаков тоже могут служить основанием
для отрицательного вывода.
В
том случае, если результаты сравнения
общих признаков не позволяют
исключить проверяемую шину, необходимо
перейти ко второму этапу детального
исследования - изучению и сравнению объектов
экспертизы по их частным признакам и
деталям. Частные признаки по происхождению
делятся на производственные и эксплуатационные.
К
первой группе относятся:
-
раковины различных форм и
размеров,
-
недопрессовки,
-
срывы (выкрошенность)
Ко
второй группе признаков относятся:
-
пробоины или проколы (
-
трещины или порезы,
-
выкрошенность и срезание
-
местный износ протектора,
-
наличие заплат и пластырей.
При
изучении следа необходимо выделить
в нем наиболее четкие и крупные
отражения деталей, определить их форму,
размер, расположение относительно друг
друга, а так же относительно краев
беговой дорожки и плоскостей выступающих
элементов рисунка протектора.
При
исследовании шин устанавливают, нет
ли на их поверхности вулканизационных
швов, заплат, случайно застрявших в
углублениях протектора мелких камней,
внедрившихся в резину острых металлических
предметов и т.п., кроме того выясняют,
не устанавливались ли на шинах средства
противоскольжения. Указанные признаки
наряду с особенностями самой шины могут
использоваться для идентификации.
Признаки,
отобразившиеся в следах и контактные
поверхности шин с характерными неровностями
фиксируются путем их фотографирования
в одном масштабе и описываются в заключении.
Сравниваться они могут или непосредственно
или путем сопоставления фотоснимков.
В
целях определения устойчивости
отображения признаков в следах
и получения равноценного объекта для
сравнительного исследования экспериментальные
следы оставляются контактными поверхностями
шин.
Если
сравнению подлежат объемные следы,
то в большинстве случаев
Заключительная
часть детального исследования состоит
в сравнении результатов анализа следа
и участка беговой дорожки проверяемой
шины, одноименные детали сопоставляют
по форме, размерам и относительному расположению,
чтобы уточнить расположение деталей
принимают во внимание их размещение на
плоскости выступов с этими деталями в
системе других элементов рисунка. С той
же целью измеряю расстояния между деталями
и величины углов, которые образуются
линиями, соединяющими не менее трех деталей.
При
исследовании небольших по площади
следов или их отдельных участков могут
быть использованы координатные сетки,
целесообразно так же практиковать совмещение
одномасштабных фотоснимков. Независимо
от способа сравнения необходимо всегда
учитывать возможные различия, возникающие
из-за деформации шины и иных условиях
следообразования.
Общий
вывод по экспертизе основывается на
идентификационной ценности совпадающих
признаков и на объяснении наблюдающихся
различий.
Оформление
материалов при проведении идентификационной
экспертизы заключается в следующем:
-
в водной части заключения
излагаются обстоятельства
-
в исследовательской части
От
результатов исследования и формы
выводов зависит содержание фототаблицы,
прилагаемой к заключению эксперта. При
установлении шины на фотоснимках показывают
общий вид шины, основные детали, совпадение
которых послужило основанием для вывода.
Детали по сравнению с беговой дорожкой,
как правило, незначительны по размеру,
поэтому на фототаблице показывают часть
беговой дорожки, обозначив участок по
которому проводилось сравнение, а затем
на отдельных увеличенных фотоснимках
выявленные детали то есть частные признаки
и отметить особенности их внешнего строения.
3.
Экспертизы осколков разбитых
фарных рассеивателей и
Трасологическое
исследование в целях установления
взаимной принадлежности осколков основывается
на изучении признаков идентификационной
значимости, различающихся по происхождению:
-
производственные признаки, возникающие
при изготовлении фарных
-
признаки, возникающие во время
их эксплуатиции;
-
признаки, возникающие в процессе разрушения
стекла;
Для
того, чтобы уяснить
Расплавленная
стекломасса по ограничительному кольцу
подается из печи в одну из матриц. Опускаясь
в матрицу, пуансон формует рассеиватель.
Когда пуансон поднимается, под него подается
вторая матрица со стекломассой и операция
повторяется вновь. После снятия в специальных
печах внутренних напряжений производственный
цикл заканчивается.
Внешние
признаки рассеивателей возникают
в самом начале процесса: при выдавливании
стекломассы через отверстие на расплавленной
капле от его краев образуются неровности
в виде параллельных углубленных полос.
Они частично исчезают при сжатии массы
в пресс-форме, но в виду быстрой теплоотдачи
полосность в той или иной форме сохраняется.
Чаще всего этот признак можно обнаружить
со стороны действия матрицы, то есть со
стороны внешней поверхности рассеивателя.
Полосность
как трасологический признак
имеет высокую
Значительная
протяженность отдельных полос,
последовательность их чередования
и достаточная выраженность позволяют
использовать этот признак для идентификации
целого по частям даже при отсутствии
общей линии разделения.
При
растекании стекломассы по матрице в результате
значительной теплоотдачи с поверхностного
слоя капли на ее поверхности образуются
наплывы в виде полос дугообразной формы
(кованость) , которые, как и полосность
частично сохраняются на готовом изделии.
Этот признак также индивидуален для каждого
рассеивателя и может быть использован
для идентификации целого по частям. Идентификационная
значимость этого признака ниже чем полосности,
так как при отсутствии общей линии разделения
использование этого признака затруднено
из-за веерообразного расположения и слабой
выраженности наплывов.
Групповые
признаки, возникающие в результате
ремонта матрицы и пуансона рассматривать
как групповые.
После
того как фарный рассеиватель установлен
на автомобиле, на нем возникают
эксплуатационные признаки, которые впоследствии
могут быть использованы для установления
осколков одному рассеивателю. Так, при
нахождении рассеивателя в фаре на его
буртике могут отпечатываться контуры
края рефлектора, уплотнительного резинового
кольца или удерживающего металлического
кольца. В них обычно не отражаются индивидуальные
признаки, но по наличию этих отпечатков,
их величине и конфигурации можно определить
краевые осколки рассеивателя.
В
процессе эксплуатации на рассеивателях
возникают случайные следы: наслоения
и мазки краски, грязи, царапины и раковины.
В силу случайности своего происхождения
они имеют высокую идентификационную
значимость.
Наиболее
ценными признаками для установления
принадлежности стеклянных осколков единому
целому являются признаки, возникающие
в процессе разрушения стекла то есть
следы разлома. Поверхности разлома имеют
трехмерное измерение, здесь сравнительному
исследованию подлежит объемная конфигурация
следов.
Если
рассеиватель разрушается вследствие
непосредственного удара о его поверхность
твердого тела, этому может предшествовать
образование пробоины в стекле или откол
части стекла с поверхности рассеивателя.
Образующаяся при этом раковина находится
на поверхности разделенных осколков
и имеет важное идентификационное значение
при установлении принадлежности их одному
рассеивателю.
Литература:
И.
И. Пророков Криминалистическая экспертиза
следов
Криминалистическая
экспертиза. Выпуск 8.
Судебно-трасологическая
экспертиза. Выпуск 3.
Судебная транспортно-трасологическая экспертиза.
Информация о работе Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств