Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:47, реферат
Система криминалистического учения о следах (КУОС) включает в себя:
- теоретические основы криминалистического учения о следах;
- предметы, вещества, организмы как следы преступления;
- трасология.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие криминалистической трасологии………………………………….5
2. Механизм образования материальных следов и их классификация………7
3. Следы человека……………………………………………………………….12
4. Следы орудий взлома, инструментов, производственных механизмов…...22
5. Следы транспортных средств………………………………………………...24
6. Микрообъекты……………………………………………………………...…27
7. Холодное оружие и следы его применения……………………………….32
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников…………………………………………39
Детальные исследования, проведенные биологами и криминалистами, позволили установить, что размеры, форма губ, относительное расположение верхней и нижней губы, форма и размеры полосы между ними и выраженность очертания губ относятся к общим признакам, а количество, форма, размеры и взаимное расположение борозд, морщин, складок, царапин, человека по следам губ используются как общие, так и частные признаки.
Виды следов губ. В зависимости от условий, в которых оказывается лицо при касании предметов губами, возможно образование как поверхностных, так и объемных следов губ, как статических, так и динамических следов губ.
Поверхностные следы остаются на гладких поверхностях (бокалах, стаканах, ложках и т.п.). Объемные следы остаются на различных пластичных продуктах питания, которые имеют низкую температуру плавления (масло, шоколад, сыр и т.п.).
Поверхностные следы могут быть окрашенные, слабовидимые и невидимые. Они, как правило, находятся на малых по своим размерам объектах, которые легко могут быть изъяты и в необработанном виде направлены на стационарные исследования. В криминалистических лабораториях, возможно, выявить и использовать все источники информации о человеке, оставившем след, а именно: запах, потожировое вещество, слюну и остатки пищи.
Следы зубов. В криминалистической практике следы зубов встречаются на теле человека (следы укуса), на пищевых продуктах (следы надкуса или откуса), на различных предметах (например, на карандаше, мундштуке и других подобных предметах, если человек имеет привычку надкусывать эти предметы, либо снимать зубами крышку с бутылки и т.п.).
У человека при его нормальном развитии вырастает 32 постоянных зуба, равномерно расположенных между верхней и нижней челюстей.
Под откусом понимается: след, образованный резцами и клыками в момент отделения части предмета. При откусе в следах на объекте ' (предмет, тело человека, продукты) остаются валики и бороздки от особенностей режущих краев резцов обеих челюстей.
Надкус образуется либо зубами одной челюсти (односторонний надкус), либо и верхними и нижними зубами одновременно (двусторонний надкус). При надкусе образуются вдавленные следы, которые располагаются в виде двух дуг, обращенных своими концами друг к другу. Эти следы отображает строение рабочей поверхности коронок верхних и нижних зубов. Они дают представление о форме челюстной дуги, размещении и взаиморасположении в ней зубов.
По мерам отображения следы зубов классифицируются на: объемные и поверхностные. По механизму образования — на: динамические, статические и комбинированные.
Комплекс общих и частных признаков следов зубов позволяет идентифицировать конкретного человека, получить диагностические данные. Например, определить приблизительный возраст человека или механизм какого-либо действия (характер борьбы и т.п.).
Следы ногтей. Ногти человека классифицируются по форме, рельефу и контуру ногтевой пластинки, ее длине, ширине, величине свободного края, цвету и особенностям.
Форма ногтевой пластинки определяется по общей изогнутости ногтя (может быть выпуклой и плоской).
Рельеф ногтевой пластинки определяется по виду ее поверхности (может быть гладким или ребристым).
Контур ногтевой пластинки определяется по ее очертаниям, включая свободный край ногтя (может быть миндалевидным, закругленным, прямоугольным и треугольным).
Следы крови человека.
Криминалистическое значение имеет форма следов крови, которая зависит от условий их возникновения и позволяет установить механизм образования. Различают следы крови в виде: лужи, брызг, потеков, помарок.
Лужи крови указывают на повреждение крупных кровеносных сосудов, наличие множественных повреждений, местонахождение жертвы, ее перемещение и т.п.
Капли крови указывают, с какой высоты они упали: округлой формы — с расстояния 15—20 см; неровной формы — с расстояния 50-60 см; с зубчатыми краями и появлением дополнительных следов в виде восклицательных знаков, обращенных острыми концами в стороны от основного следа, — с расстояния более двух метров; в форме восклицательных знаков — с движущегося объекта.
Брызги крови появляются в результате поражения артериальных сосудов и при полете крови под влиянием артериального давления, при размахивании (встряхивании) окровавленным предметом и поврежденной частью тела; при ударах по скоплению крови. По следам брызг крови устанавливают место нахождения источника и механизм их образования, расстояние до воспринимающей поверхности.
Потеки крови возникают при ее стекании по поверхности. Нижняя часть потека окрашена более интенсивно и может иметь каплевидную форму. Направление потеков показывает, в каком положении находилось тело, откуда стекла кровь. Изменение направления потеков крови свидетельствует о перемещении тела потерпевшего.
Помарки крови подразделяют на мазки и отпечатки. Мазками называют неопределенные следы, как правило, динамические, например оставленные движущейся рукой. Отпечатками — статические следы-отпечатки (окровавленные) пальцевых узоров, орудий совершения преступления.
В комплексе следы крови позволяют смоделировать механизм противоправного деяния, ориентировочно определить, где и какие повреждения были нанесены; имела ли место борьба или самооборона; могут ли быть следы крови на одежде и теле преступника; куда передвигался потерпевший или переносили труп, в какой позе находилось тело потерпевшего в момент ранения и в последующем и др.
При осмотрах мест происшествий очень часто могут быть обнаружены следы орудий взлома (лом, топор, стамеска, пила и т.д.), использовавшихся при совершении преступления. В этих следах отображаются признаки внешнего строения тех участков орудий и инструментов, которые непосредственно входили в контакт со следовоспринимающей поверхностью.
Следы, в которых отобразились признаки внешнего строения, позволяют установить вид и тип орудия, которым они оставлены, а при проведении криминалистической экспертизы - конкретное орудие.
Орудиями и инструментами могут быть оставлены объемные следы, поверхностные следы, следы скольжения, следы разреза и следы сверления.
ОБЪЕМНЫЕ СЛЕДЫ - образуются в результате изменения какой-либо поверхности при ударе (нажиме) по ней орудием или инструментом. В таких следах отображаются признаки внешнего строения контактировавших участков следообразующих объектов (форма, длина, ширина, высота). Рельеф этих участков в следах отображается в обратном виде, то есть углубления как возвышения, возвышения как углубления.
ПОВЕРХНОСТНЫЕ СЛЕДЫ - подразделяются на следы наслоения и следы отслоения. Наслоение происходит в результате отделения (наложения) частиц посторонних веществ с орудия на воспринимающую поверхность. Отслоение возникает за счет удаления таких частиц орудием с воспринимающей поверхности. В следах наслоения и отслоения отображаются: форма, размеры и детали рельефа участков орудий или инструментов, соприкасавшихся со следовоспринимающей поверхностью.
СЛЕДЫ СКОЛЬЖЕНИЯ (трения, резания) являются следами динамическими (линейными), в них отображаются неровности рельефа рабочей поверхности инструмента (топора, ножа, лома и т. п.). Они возникают как на самой преграде, так и на частицах, отделившихся от нее (обломках, стружках, опилках) Вещество материала преграды может переноситься на орудия взлома, одежду и тело человека (кирпичная пыль, штукатурка, древесные опилки и т. д.).
Следы термического воздействия образуются, главным образом, при взломе металлических преград решеток, стальных дверей, сейфов. Применяемая для этих целей газоэлектрорезка вызывает образование следов расчленения металла, оплавление краевых участков, капель металла.
Анализ следов на месте происшествия позволяет установить механизм взлома, вид использованного орудия, число лиц, участвовавших во взломе, рост и физическую силу преступника, наличие у него определенного навыка обращения с орудием (инструментом), сколько времени потребовалось для взлома преграды, какие следы (какого вещества) могли остаться на его одежде. Указанные обстоятельства устанавливаются с некоторой вероятностью в зависимости от полноты и степени выраженности следов. Полученные данные важны как для розыска преступника, так и для доказывания его участия в преступлении.
При осмотре в протоколе фиксируют вид следов (например, объемный след отжима, линейный след разруба), их форму (как общую всего следа, так и частичную — отдельных участков), размеры (длина, ширина, глубина, диаметр), местоположение на объекте взлома, и общее количество и взаиморасположение, высоту от пола (грунта) до какого следа, наличие в них посторонних веществ (краски, грязи), которые могли отслоиться от орудий взлома.
Следы фотографируют по методу масштабной съемки. Сначала фотографируют все следы на участке их расположения, затем отдельно.
Следы транспортных средств (транспортная трасология).
Следы транспортных средств удается обнаружить при расследовании дорожно-транспортных.
Следы транспортных средств могут быть как позитивными (локального воздействия), так и негативными (периферического воздействия). Позитивные оставляет окрашенная часть грузозацепов (выступов), а негативные образуются за счет осыпания грунта из углубления вокруг выступов. Объемные следы образуются на мягком грунте (глина, песок, рыхлая земля) и отображают не только беговую часть протектора в трех измерениях, но и элементы боковой поверхности шины.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения, торможение, остановки, устанавливают вид транспорта (грузовой, легковой), базовую модель транспортного средства (ЗИЛ, КАМАЗ) и ее модификацию (ЗИЛ-130), а также идентифицируют конкретное транспортное средство. Вид транспортного средства определяют по наличию или отсутствию следов спаренных задних колес, по величине базы — расстоянию между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу (расстояние между 1-й и 3-й осями) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-ей осями). Измеряют базу по следам остановки (четкие глубокие следы) или в том месте, где транспортное средство разворачивалось с применением заднего хода. Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следов левых и правых колес или между просветами задних спаренных колес.
Определив вид транспортного средства, устанавливают его модель. Для этого, наряду с приведенными выше признаками (база, ширина колес), используют такие, как ширина беговой части протектора, его рисунок, наружный диаметр колеса, ширина беговой части протектора измеряется от края до края на участке с четким отображением рисунка. Последний фотографируют, замеряют все его элементы и заносят данные в протокол. Затем по справочнику определяют, какому транспортному средству (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колес и протектор с данным рисунком.
Если в следе колеса видно неоднократное отображение одного и того же признака колеса (трещина, застрявший камень и т.п.), то может быть измерена длина одного оборота колеса, т е. длина окружности, с последующим вычислением его наружного диаметра. Этот признак также может быть использован для определения модели транспортного средства, но с известной условностью из-за возможных отклонений, зависящих от давления в баллоне, загрузки транспортного средства, скорости движения и др.
При обнаружении проверяемого транспортного средства возможна его идентификация по отображению в следах протекторов различных дефектов (трещин, выкрашенности грузозацепов, заплаток и т.п.) При идентификации используют их форму, размеры, местоположение, совокупность признаков. Обычно наблюдают следы задних колес, накладывающие при прямолинейном движении свой рисунок на следы передних. Для изучения следов передних колес надо осмотреть участок криволинейного движения или поворот.
О направлении движения судят по следующим признакам. Рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», обращен открытой частью по направлению движения. На дне объемных следов образуются уступы, пологий склон которых обращен по направлению движения. Разнообразные отложения пыли (снега) своими расходящимися концами направлены в сторону, противоположную движению. Жидкость из лужи разбрызгивается вперед и в стороны. Переломленные колесом ветки (палочки) расходящимися концами обращены в сторону движения. Жидкость, капающая с транспортного средства, образует следы в форме восклицательных знаков, острая часть которых вытянута в направлении движения. В следах поворота углы расхождения передних и задних колес будут больше углов их схождения.
О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, изменению самого рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости движения транспортного средства.
В следах транспортных средств на гусеничном ходу замеряют и фиксируют ширину колеи, гусениц (траков), конфигурацию и размеры звеньев (траков, башмаков), количество, форму и размеры грунтозацепов звена (трака).
Если размеры оставлены колесами гужевого транспорта, то проводят те же замеры, что и для следов автомобиля, однако учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса по оси.
Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используют для розыска транспортного средства и его отождествления. Они распределяются по следующим группам: а) осколки стеклянных частей транспорта; б) частицы (кусочки) лакокрасочных покрытий; в) обломки частей транспортного средства; г) составные части и крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и, с учетом этого, модель транспортного средства, на которых они устанавливаются. Указанные данные используют для розыска транспортного средства, при его обнаружении и нахождении в нем недостающих осколков проводят экспертизу — установление целого по его частям. Частицы лакокрасочного покрытия используют для определения цвета скрывшегося транспортного средства. При его обнаружении проводят материаловедческую и трасологическую экспертизы. В качестве обломков могут фигурировать детали (их части), крепящиеся снаружи: боковое зеркало, антенна, дополнительная фара, ручка двери и т.п. Изучение их позволяет установить, от какого транспортного средства, какой модели они отделены, а в последующем провести его отождествление.