Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:02, реферат
Учеты органов внутренних дел[118], в которые входят криминалистический, криминологический, оперативный, оперативно-справочный, розыскной, профилактический и административный, являются одним из средств ОРД. Каждый из них имеет свой характер, свои объекты и обеспечивает необходимыми сведениями правоохранительные функции различных подразделений и служб органов внутренних дел. Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и оперативные учеты, их можно интегрировать под общим названием “криминальные учеты”.
Учеты органов внутренних дел[118], в которые входят криминалистический, криминологический, оперативный, оперативно-справочный, розыскной, профилактический и административный, являются одним из средств ОРД. Каждый из них имеет свой характер, свои объекты и обеспечивает необходимыми сведениями правоохранительные функции различных подразделений и служб органов внутренних дел. Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и оперативные учеты, их можно интегрировать под общим названием “криминальные учеты”.
Таким образом, криминальные учеты - это систематизированные особым образом информационные массивы данных (сведений) о лицах, фактах (событиях), предметах по их признакам, предназначенные для эффективного информационного обеспечения задач оперативно-розыскной деятельности; они формируются в виде картотек (в т.ч. фото-, кино-, видеотек), коллекций, дел, автоматизированных банков данных (АБД).
Положения ч.3 ст.6, ч.1 ст.10 и др. Закона об ОРД конкретизируют конституционное положение о том, что хранение определенных сведений о личной жизни граждан без их согласия возможно только на основании федерального закона[119]. Порядок формирования и пользования информационными системами определяется ведомственными нормативными актами МВД России[120].
Назначение криминальных учетов принято рассматривать в трех направлениях:
- управленческое, обеспечивающ
- оперативно-розыскное, необхо
- оперативно-служебное, обеспе
К ведению
учетов предъявляются такие требования
- точность - каждый объект должен быть подробно описан по всем присущим ему одному признакам;
- своевременность - необходимо своевременно выявлять и регистрировать объекты, подлежащие учету;
- полнота - должны быть учтены все объекты, подлежащие учету;
- простота и удобство - наличие унифицированных, несложных для заполнения, но охватывающих все признаки объекта учета документов, карточек; широкое применение автоматизированно-поисковых систем;
- целенаправленность - четкое разграничение сведений в зависимости от информационной потребности субъектов ОРД и выбор оптимального управленческого уровня системы МВД для организации учета.
К объектам криминального учета относится информация:
- о лицах (в т.ч. неопознанных трупах);
- событиях (фактах, явлениях);
- предметах (вещах и имуществе).
Наибольший массив учета занимают лица, совершившие правонарушения и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск, больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в т.ч. на конфиденциальной основе).
События как объекты учета - это факты зарегистрированных (в любом виде) правонарушений (в т.ч. преступлений), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.
Предметы - вещи и иное имущество, похищенное, изъятое, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (утраченные документы, оружие, предметы антиквариата, орудия преступления, автомототранспорт, грузы, домашние животные, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности).
Система организации
криминальных учетов соответствует
трехуровневой системе
1. На уровне горрайлинорганов - местные учеты, ведущиеся аналитической группой или специально выделенным сотрудником и экспертом-криминалистом (экспертно-криминалистические учеты).
2. На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, УВДТ (ОВДТ) - региональные учеты, которые ведутся, соответственно, в информационном центре (ИЦ) и экспертно-криминалистическом подразделении (ЭКП) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ).
3. На уровне МВД России - федеральные учеты, ведущиеся в Главном информационном центре (ГИЦ) и Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России (см. схему 3). Два “верхних” уровня учетов называются централизованными.
Схема 3 Система организации криминальных учетов
Практика регистрации информации выработала следующие основные формы ведения учетов:
Особенности некоторых видов учета обусловливают использование на местном уровне устаревшей формы учетов - журналов.
Структура местных учетов представлена следующими объектами и формами.
1. Картотека лиц, представляющих оперативный интерес (формируется из алфавитно-справочных карточек - АСК):
а) взятых на учет по розыскным делам;
б) разыскиваемых по ориентировкам других органов;
в) взятых на учет по делам
предварительной оперативной
г) требующих оперативного контроля, наблюдения и предупредительных мер:
Алфавитно-справочные карточки заполняют сотрудники, принявшие решение о постановке указанных лиц на учет. Одновременно они же составляют информационно-поисковую карточку (ИПК), а на особо опасных рецидивистов и квалифицированных преступников - идентификационную карту (ИК) для направления в ИЦ МВД, ГУВД, УВД (постановка на централизованный учет), а также материальный носитель в фотовидеотеку горрайлиноргана.
Фототека (видеотека) используется для опознания преступников и установления лиц, представляющих оперативный интерес.
В целях обеспечения быстрого поиска необходимой информации, по усмотрению руководителя горрайлиноргана, из дубликатов АСК могут формироваться дополнительные массивы по признакам: “Кличка (прозвище)”, “Способ совершения преступления”, “Особые приметы” и др.
2. Картотека нераскрытых преступлений позволяет выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным и иным материалам, доставленных в ОВД, задержанных и арестованных.
Картотека формируется из справочных карточек на нераскрытое преступление (СК-НП в ОВД и ИПК-ПР в автоматизированный банк данных ИЦ).
3. Картотека похищенных, бесхозных, изъятых, выявленных вещей и имущества (оружия, автомототранспортных средств, скота и др.) дает возможность устанавливать их принадлежность, что способствует раскрытию преступлений.
Картотека формируется из карточек “на вещь” (СК-В в ОВД и ИПК-В в ИЦ).
4. Картотека огнестрельного (в т.ч. охотничьего) оружия, находящегося в организациях (предприятиях, учреждениях), а также у граждан на законном основании, позволяет целенаправленно проводить предупредительные мероприятия, устанавливать принадлежность изъятого и выявленного оружия; ведется в ОВД инспекторами разрешительной системы и состоит из карточек на зарегистрированное оружие. Для постановки на учет в АБД МВД, ГУВД, УВД направляется ИПК-Р (для формирования АИПС “Оружие”).
Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены в двух формах:
Региональные учеты
Структура региональных
учетов представлена оперативно-справочными,
криминалистическими и
Оперативно-справочные учеты
1. Учет лиц (пофамильный и дактилоскопический):
Объектами учета являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ), обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за их совершение.
2. Учет преступлений и правонарушений:
Учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации (РБКИ), а также информации, введенной в АБД “Республика”, “Область”.
Формами учетных документов для АБД являются алфавитная и дактилоскопическая карточки на осужденного (арестованного).
Криминалистические учеты
1. Учет лиц (антропофизиологические, социально-психологические и криминальные портреты):
2. Учет преступлений (обстоятельства и способ совершения) с окраской:
В рамках РБКИ ведутся следующие подсистемы криминалистического учета преступников и преступлений:
а) подсистема “Досье” - концентрирует сведения на особо опасных и квалифицированных преступников. В подсистеме “Досье” могут создаваться более мелкие системы учета обозначенных категорий преступников. Так, Федеральный банк криминальной информации приступил к формированию ИС “Досье-Мошенник”[122]:
Данные подсистемы “Досье”
интегрированы с
б) подсистема “Насилие” - содержит сведения о нераскрытых и раскрытых особо опасных (квалифицированных) насильственных преступлениях, если есть основания ожидать повторения их теми же лицами или обученными ими другими правонарушителями.
По согласованию со службами криминальной милиции следователи могут передавать в подсистему данные о подозреваемых, потерпевших, погибших, свидетелях, связях виновных лиц как дополнительную информацию о событии преступления.