Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:00, реферат
Уголовно наказуемые деяния, совершаемые несовершеннолетними, включают в себя самые различные преступления, начиная от посягательств на жизнь и здоровье граждан и заканчивая
безопасностью компьютерных систем. Однако, несмотря на разнообразие объектов преступных посягательств, а также их субъективной стороны, можно выделить ряд общих черт, специфичных для преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
При подтверждении версии о совершении преступления несовершеннолетними следователь, исходя из обстоятельств расследуемого дела, может выдвинуть версию о наличии взрослого подстрекателя или соучастника, вовлекшего подростка в преступную деятельность. При наличии достаточных оснований следователь должен выдвинуть и проверить также версии: о действии преступной группы несовершеннолетних, совершивших несколько посягательств; подростки вовлечены в пьянство, азартные игры, потребление наркотиков, попрошайничество, проституцию; о самооговоре несовершеннолетнего подозреваемого с целью взять на себя вину за действия взрослого исполнителя.
Планируя расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователь обязан учитывать особенности их психологии, личность каждого конкретного подростка — соучастника содеянного. Это должно найти свое отражение в плане расследования по делу, а также при производстве отдельных следственных действий. При совершении подростками группового преступления необходимо запланировать выяснение обстоятельств формирования и функционирования преступной группы, роль в ней каждого из соучастников. Следует выяснить возможную связь молодежной преступной группировки со структурами организованной преступности.
При планировании расследования преступлений несовершеннолетних кроме следственных действий, обусловленных характером содеянного, следователем должны быть запланированы мероприятия, сориентированные на получение исчерпывающих данных о личности подозреваемых (обвиняемых), характеризующих их сведений. Для этого следователь может запланировать допросы их родителей или лиц, их заменяющих, классных руководителей, учителей, товарищей по работе, иных граждан, хорошо знающих несовершеннолетнего (например, участкового уполномоченного), затребовать характеристики с мест работы, учебы,
жительства, получить справки из подразделений по делам несовершеннолетних и т.п.
При планировании расследования по конкретному делу в план могут быть включены профилактические мероприятия, направленные на устранение выявленных причин и условий, облегчающих совершение преступления: выступление следователя перед жителями конкретного микрорайона или населенного пункта, использование для оповещения жителей средств массовой информации, обращение в органы образования, здравоохранения, хозяйственные организации, внесение представлений руководителям предприятий и учреждений.
При планировании следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства организационно-тактического характера, которые могут существенно повлиять на полученные результаты. Основанием для принятия того или иного организационно-тактического решения должно быть знание следователем особенностей психологии и характера конкретного несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
При возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего следователь (дознаватель):
1) в трехдневный срок направляет информацию о возбуждении дела в подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних (ПДН) по месту жительства несовершеннолетнего;
2) запрашивает из ПДН имеющиеся сведения о несовершеннолетнем;
3) запрашивает по месту его учебы (работы) информацию об отношении к учебе (работе), образе жизни, о пристрастиях, круге знакомых. Сотрудник ПДН дает ответ на запрос в пятидневный
срок. В случае если несовершеннолетний состоит или ранее состоял на учете ПДН, на него составляется подробная справка, в которой указываются:
• данные о личности несовершеннолетнего (дата и основания постановки на учет, сведения о совершенных правонарушениях и принятых мерах, реагирование несовершеннолетнего на эти
меры, наличие информации об отклонении в психическом развитии, употреблении спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, отношение к учебе (работе) и др.);
• сведения о его родителях либо законных представителях, их отношении к его воспитанию, влиянии на поведение, об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего по месту жительства;
• сведения о лицах, склоняющих несовершеннолетнего к совершению преступлений и других антиобщественных действий, оказывающих на него положительное и отрицательное влияние;
• применялись ли к нему меры административного воздействия, выполнены ли возложенные на него судом обязанности;
• какое преступление и когда было совершено несовершеннолетним, какое наказание назначено судом, какие обязанности были возложены на него судом;
• совершал ли он правонарушения после вынесения приговора (при возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, ранее осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы);
• мотивированные выводы о возможности исправления несовершеннолетнего без изоляции от общества, а также мерах, необходимых для его перевоспитания, предупреждения совершения
им повторных преступлений.
Информация, предоставленная ПДН, учитывается следователем (дознавателем) при избрании меры пресечения несовершеннолетнему. При привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого следователь (дознаватель) в трехдневный срок направляет в ПДН информацию о принятом в отношении несовершеннолетнего решении и избранной мере пресечения. Сотрудник ПДН в трехдневный срок после получения этой информации ставит подследственного несовершеннолетнего, не арестованного на период следствия, на учет с заведением учетно-профилактической карточки и во взаимодействии с оперуполномоченным уголовного розыска по делам несовершеннолетних и сотрудниками других подразделений органов внутренних дел проводит с ним профилактическую работу. В случае получения информации о противоправном поведении несовершеннолетнего, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, сотрудники криминальной милиции, милиции общественной безопасности в пределах своей компетенции принимают меры к предупреждению правонарушений. ПДН незамедлительно письменно информирует следователя (дознавателя) о противоправном поведении подследственного несовершеннолетнего.
Учитывая возможность участия сотрудников ПДН в судебных заседаниях, следователь (дознаватель) в необходимых случаях допрашивает их в качестве свидетеля и включает в прилагаемый к обвинительному заключению (обвинительному акту) список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.
По окончании предварительного расследования следователь при направлении уголовного дела прокурору или прекращении дела по нереабилитирующим основаниям направляет в ПДН информацию о принятом решении. При прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям он направляет в ПДН информацию о принятом решении и отмене избранной меры пресечения. Сотрудник ПДН решает вопрос о снятии несовершеннолетнего с учета.
3. Особенности производства отдельных следственных действий
Общие положения. Выяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), следователь должен вызвать его в правоохранительный орган, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допустим лишь тогда, когда это вызывается обстоятельствами расследуемого уголовного дела (необходимость безотлагательного производства процессуального действия, воспрепятствование явке несовершеннолетнего к следователю со стороны родителей и т.п.).
С учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий. По общему правилу следователь проводит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования. Но если он располагает данными о неустойчивости психики несовершеннолетнего, его застенчивости, робости, то может
принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например по месту его учебы или жительства. Это облегчит установление с ним психологического контакта и
получение полных, развернутых показаний об обстоятельствах содеянного. Существенное значение для расследования может иметь и вопрос о времени проведения следственного действия. Так, при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего к следователю в часы занятий, а при его нахождении под стражей — во время, отведенное для обеда или прогулки.
При производстве следственных действий с несколькими несовершеннолетними время их вызова должно быть выбрано так, чтобы они не томились длительным ожиданием возле кабинета следователя, ибо это может негативно отразиться на полноте их показаний. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего лучше спланировать так, чтобы его продолжительность была не более 45 минут, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается, а потому получить от него полные и развернутые показания будет трудно.
Осмотр места происшествия, произведенный квалифицированно, в ряде случаев позволяет обнаружить следы и вещественные доказательства, указывающие на то, что преступление совершили именно подростки. Это: размерные характеристики следов рук и ног, а также следы зубов на таких продуктах, как шоколад, конфеты, сыр, масло; следы губ на вскрытых банках со
сгущенным молоком; обстановка места происшествия, свидетельствующая об алогичности действий преступников (излишние нарушения обстановки, разрушения, не вызывавшиеся необходимостью, и т.п.); характер похищенного имущества; особенности способа совершения преступления (непоследовательность действий, брошенные на месте бутылки, жестянки из-под пива, хулиганские надписи и др.).
При задержании несовершеннолетнего подозреваемого, избрании в отношении такого подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу наряду с требованиями ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ должны учитываться требования ч. 2, 3 ст. 423 УПК РФ о том, что при этом в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр, а в случае задержания, заключения под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должны незамедлительно извещаться его законные представители.
Допрос. В соответствии с ч. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. В этом допросе участвует защитник, который вправе задавать допрашиваемому вопросы, а по окончании следственного действия знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по своей собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения допрашивающего задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 УПК РФ).
Согласно ст. 191 «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» УПК РФ, если этот субъект не достиг 14-летнего возраста, и по усмотрению следователя, если он
находится в возрасте от 14 до 18 лет, его допрос проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе участвовать его законный представитель. При допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет участие педагога является обязательным и от усмотрения следователя не зависит.
Встречающаяся в практике расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних замена педагога родителями или иными законными представителями либо работниками ПДН является недопустимой, поскольку противоречит уголовно-процессуальному законодательству и не обеспечивает реализации целей следственного действия, в котором эти субъекты участвуют.
Педагог приглашается для участия в следственном действии прежде всего как специалист в области детской и подростковой психологии. Его основные задачи — помочь следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, снять с него излишнее эмоциональное напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу следственного действия. Кроме того, педагог может помочь следователю в формулировании вопросов в понятной, доступной несовершеннолетнему форме.
Приглашая педагога, следователь не должен ограничиваться формальными требованиями к соответствующему должностному лицу или учреждению о направлении такого специалиста для
участия в следственных действиях. В частности, необходимо выяснить, какие отношения сложились между несовершеннолетним и приглашаемым педагогом. Присутствие при производстве следственного действия педагога, знакомого несовершеннолетнему, пользующегося его уважением и доверием, будет в ряде случаев способствовать получению от него полных и достоверных показаний.
Не исключена и обратная ситуация, когда появление в кабинете следователя знакомого несовершеннолетнему педагога может негативно отразиться на результатах следственного действия. Причиной может стать опасение подростка, что сообщаемые им сведения станут известными учащимся и педагогическому коллективу учебного заведения. Поэтому рекомендуется заранее выяснить у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), участие какого педагога тому было бы желательно при проведении следственных действий.
При подготовке к производству допроса, очной ставки и других вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и
Информация о работе Методика расследования преступления совершенные несовершеннолетними