Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:06, контрольная работа
Особую важность процедуре осмотра места пожара придает то обстоятельство, что она позволяет обнаружить и изъять вещественные доказательства, на которых в дальнейшем будет базироваться обвинение в суде. Поэтому процедура осмотра и изъятия должна быть выполнена безупречно как с юридической, так и с технической точек зрения. В противном случае доказательства в соответствии с УПК РФ будут признаны недопустимыми. Последние же, как гласит Конституция России (ст. 50) и УПК РФ, не могут быть использованы при осуществлении правосудия. К процедуре осмотра места пожара следует подходить со всей ответственностью, избегая формализма в написании протокола осмотра, не спеша и соблюдая сложившиеся к настоящему времени правила выполнения такого рода исследований.
Введение 3
1. Понятие осмотра; должностные лица, уполномоченные
проводить осмотр; стадии расследования пожара, на которых
он проводится 4
2. Виды осмотра при расследовании дел о пожарах 8
3. Правовые требования 10
4. Осмотр окружающей территории и тех частей объекта, на
которых не происходит горения 13
5. Техника и методика осмотра места пожара при отработке
версии о поджоге 15
6.Техника безопасности при осмотре мета пожара 21
Библиографический список 22
- рассмотрение сообщения о
- наличие в связи с пожаром возбужденного уголовного дела.
Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места происшествия (пожара).
Таким образом, проведение осмотра
места пожара будет законным только
после получения в
УПК РФ, введённый в действие с 01.07.2002 г., в целях защиты конституционных прав граждан предусматривает определенные ограничения на проведение осмотра.
Так, ч. 4 ст. 164 УПК РФ устанавливает, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья, участвующих в нём лиц.
Статья 165 УПК РФ определяет случаи и порядок получения судебного разрешения на производство следственного действия.
В частности, если лица, проживающие в жилище, возражают против его осмотра, необходимо возбудить перед судом с согласия прокурора соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление (форма постановления утверждена приложением 83 к УПК РФ) (Закон Российской Федерации от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"). Постановление должно мотивированно излагать причины необходимости проведения осмотра жилища. Форма указанного постановления утверждена Приложением 82 к УПК РФ [7].
Возражение против проведения осмотра жилища должно быть документально зафиксировано. Форма отказа от осмотра законом не регламентирована, поэтому наиболее предпочтителен вариант, когда проживающие лица самостоятельно, в письменном виде, заявляют об отсутствии своего согласия на осуществление осмотра.
В случае если указанные лица возражают против осмотра и при этом отказываются как-либо это оформлять документально, следует пригласить понятых и составить акт об отсутствии согласия на осмотр жилища проживающих в нём лиц. Акт составляется в произвольной форме, но должен иметь необходимые реквизиты:
- время, место, должность, фамилия, инициалы сотрудника ГПС;
- Ф.И.О. понятых, а также
- подписи должностного лица ГПС и понятых.
В акте указываются юридические
и фактические основания
Не позднее чем через 24 ч с
момента поступления в суд
ходатайства оно
В исключительных случаях осмотр может быть произведён и без получения судебного решения на основании постановления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. При этом в течение 24 ч с момента начала производства осмотра об этом уведомляется судья и прокурор. К уведомлению прилагаются копии постановлений о производстве осмотра и протокола осмотра.
Судья в 24-часовой срок проверяет законность произведённого осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания осмотра незаконным все полученные в ходе осмотра доказательства (протокол осмотра, изъятые предметы, информация, зафиксированная с помощью технических средств и т.п.) признаются недопустимыми (незаконными), не имеющими юридической силы.
Указанный выше порядок принудительного осмотра жилища применим не только в случае, когда уже возбуждено уголовное дело, но и на стадии предварительной проверки.
В ситуации, когда проживающие в жилище лица не возражают против проведения его осмотра, следует сделать об этом запись в протоколе осмотра, например, в графе, где указываются участвующие лица.
В других случаях (т.е. осмотре любого иного объекта, кроме жилища) принуждение недопустимо. Например, если руководитель предприятия, учреждения, организации возражает против проведения осмотра и не пускает на место пожара сотрудников ГПС, производство осмотра будет незаконным. В случае необходимости осмотра выходом из создавшегося положения может быть (при наличии соответствующих оснований) производство обыска в порядке ст. 182 УПК РФ. Основанием производства обыска, в соответствии со ст. 182 УПК РФ, является "наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела". На месте преступления, связанного с пожаром, могут быть орудия преступления и иные предметы, имеющие значение для дела. Однако нельзя забывать, что производство обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела. В этом случае проведение обыска позволит изучить и закрепить обстановку, осуществить поиск и изъятие предметов, веществ, материалов, необходимых для установления истины, т. е. фактически достичь целей осмотра.
4. Осмотр окружающей территории и тех частей объекта, на которых не происходит горения
Осмотр вне зоны горения надо постараться провести еще на стадии тушения пожара. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов на получение криминалистически значимой информации о пожаре. Ниже указаны основные направления и объекты исследования на данной стадии.
Электрооборудование и
контрольно-измерительные
Немедленному осмотру подлежат рубильники, аппараты электрической защиты (устройства защитного отключения - автоматы, плавкие предохранители, пуско-защитные реле и другая аппаратура, обеспечивающая электропитание и защиту горящего здания (помещения), но находящаяся вне его.
То же относится к
контрольно-измерительной
Немедленному осмотру подлежат приемные станции пожарной сигнализации. Некоторые современные модели таких устройств ведут так называемый "электронный протокол событий", т.е. фиксируют в памяти компьютера или на магнитной ленте время и последовательность срабатывания датчиков в отдельных помещениях.
Пока информация, которую содержат указанные устройства, не исчезла или не откорректирована, ее необходимо зафиксировать - описать состояние указанного электрооборудования, провести изъятие диаграммных лент, магнитных носителей (при проведении осмотра).
Следы антропогенного и техногенного характера
Следы злоумышленника, его автомобиля могут быть вне горящего объекта, и, пока их не затоптали, такие следы должны быть выявлены, зафиксированы или, по крайней мере, сохранены до прибытия эксперта-криминалиста.
Особенно хорошо подобные следы сохраняются на снегу и мягком грунте, где их и следует искать в первую очередь.
Следы проникновения на объект, неудавшегося взлома, косвенные признаки поджога.
Подобные следы вполне могут находиться вне горящего здания (помещения) или в его не горящей части.
5. Техника и
методика осмотра места пожара
при отработке версии о
Квалификационные признаки поджога, средства поджога
Пожарные специалисты выделяют пять групп способов поджога.
Первая - поджоги, совершаемые
без специальной подготовки при
"обычном для данных условий
пожароопасном сосредоточении горючих
или легковоспламеняющихся
Вторая - случаи, когда поджигатель пользуется "вспомогательными горючими материалами и веществами", которые ему удается отыскать на месте или принести с собой.
Третья - так называемые
высокотехнологичные поджоги. Речь
идет об использовании специальных
технических средств или
Четвертая - когда поджигатель имитирует возникновение пожара от случайных причин - по неосторожности или из-за неумышленного нарушения правил пожарной безопасности.
Пятая группа - способы поджога, сочетающие в себе признаки четырех предыдущих.
Существует множество косвенных признаков, которые в той или иной степени свидетельствуют в пользу версии о поджоге, и прямые (квалификационные) признаки поджога. При осмотре места пожара должны быть выявлены и закреплены в соответствующей процессуальной форме и те, и другие признаки.
Косвенные признаки поджога
Как правило, это мелкие и незначительные на первый взгляд факты, которые, возможно, никак и не связаны с поджогом. Однако не следует пренебрегать "мелочами", из их совокупности может сложиться общая картина, свидетельствующая о том, что пожар был инициирован искусственно.
По прибытии на место пожара необходимо обращать внимание:
- на поспешно убегающих или отъезжающих людей (неплохо заметить, на всякий случай, номер автомобиля, одежду людей, их наружность);
- явно изолированные друг от друга зоны горения;
- блокированные или
забаррикадированные двери,
- подозрительно "легкий" вход (открытые не по сезону окна, двери, необычные отверстия в окнах или дверях);
- препятствия тушению
(блокированные или
- следы взлома;
- закрытые ставни, жалюзи;
окна, заставленные щитами и
На месте пожара следует обращать внимание:
- на местонахождение
жертв, их состояние, тип
- отключенную или сломанную
охранную и (или) пожарную
- множественные очаги пожара;
- разбросанное имущество, необычно большие или малые его запасы (поджог может использоваться для сокрытия хищения тех или иных материальных ценностей, поэтому, если их количество явно меньше того, что должно было находиться по ведомостям хранения или показаниям свидетелей в данной зоне, - это подозрительно; с другой стороны, подозрительны и скопления сгораемых материалов в отдельных зонах, где до пожара их, по свидетельским показаниям, не было - злоумышленники, устраивая поджог, часто сгребают горючие предметы в кучи и поджигают их);
- необычные для места пожара предметы, остатки орудий или средств поджога (поддоны, емкости от ЛВЖ, запальные устройства);
- искусственные условия,
способствующие
- отсутствие одежды, аппаратуры, личных предметов или семейных реликвий в жилых помещениях;
- отсутствие запасов
сырья, машин, приборов
Если исследование показывает наличие необычно большого количества горючих предметов и материалов в очаге пожара или просто их присутствие в местах, где их не должно быть, то возможен поджог. Это могут быть мебель, предметы и материалы, собранные вместе или расставленные так, чтобы облегчить и ускорить процесс распространения пожара, необычно большое скопление горючего материала в виде хлама, мусора, картонных коробок.
Зарубежные специалисты считают, что косвенным признаком поджога могут быть выявленные признаки искусственного создания условий для лучшего распространения горения. К таковым может относиться повреждение систем конструктивной противопожарной защиты (КПЗ), открытие дверей, окон. При осмотре места пожара должно быть зафиксировано (если это еще возможно) их состояние на момент пожара, а дознавателем при опросе очевидцев (допросе свидетелей) выяснено, является это состояние обычным для данного объекта или нет. То же относится к повреждениям систем активной противопожарной защиты (пожарной сигнализации; спринклерных систем и внутреннего водопровода; установок пожаротушения, которые используют углекислый газ, пену или хладоны; отдельных водопроводных магистралей и пожарных гидрантов).
Конечно, в российских условиях неработоспособность и повреждения указанных систем чаще являются следствием бесхозяйственности и разгильдяйства, нежели злого умысла. Однако известны и случаи поджогов, когда поджигателями преднамеренно выводились из строя, например, системы автоматического пожаротушения.
Информация о работе Особенности проведения осмотра места происшествия по делам о пожарах и поджогах