Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:20, контрольная работа
В настоящее время в Российской Федерации продолжается комплексное реформирование всех сторон государственной и общественной жизни. В качестве одной из приоритетных целей реформ провозглашено построение правового государства. Всё большую актуальность и остроту приобретает борьба с преступностью, однако в условиях углубившихся социальных проблем, связанных с понижением жизненного уровня, продолжающегося расслоения общества, низким финансовым обеспечением, обостряется общественная опасность преступности в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды допросов………………………………………………….4
2. Подготовка к допросу……………………………………………………...8
3. Тактические и психологические особенности проведения допроса в зависимости от ситуации………………………………. …………………...10
4. Фиксация хода и результата допроса……………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18
Допрос условно можно
1) подготовительную;
2) свободный рассказ;
3) ответы на вопросы следователя;
4) заключительную.
На подготовительной стадии следователь устанавливает личность допрашиваемого, его анкетные данные, разъясняет ему права и обязанности, решает вопрос о необходимости участия в допросе переводчика.
Потерпевшего и свидетеля, достигших 16-летнего возраста, а также эксперта следователь предупреждает об уголовной ответственности за уклонение от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.
Основная задача данной стадии — создать условия, оптимальные для получения от допрашиваемого показаний и обеспечения их достоверности. Для этого важно установить с ним психологический контакт. Последний может быть достигнут применением весьма распространенного и обычно оправдывающего себя тактического приема, состоящего в проведении так называемой разведывательной беседы.
Беседуя с допрашиваемым на отвлеченные темы, следователь должен выяснить, какие из них ему наиболее близки, чтобы перейти к их обсуждению. Спокойный разговор снимает внутреннюю напряженность, уменьшает волнение допрашиваемого. Кроме того, следователь получает дополнительные сведения о речевых, мыслительных, эмоциональных и иных психологических свойствах данного субъекта, значимых для выбора тактики производства собственно допроса. Чтобы общение было результативным, следователь должен уметь мысленно ставить себя на место собеседника, проявлять заинтересованность к его словам, не выказывать нетерпения, отрицательных эмоций10.
На стадии свободного рассказа допрашиваемый сообщает известные ему сведения об обстоятельствах дела. Свободное изложение дает ему возможность сосредоточиться, припомнить отдельные факты и детали произошедшего, значимые, на его взгляд, для расследования11. Следователю рекомендуется внимательно, не перебивая, выслушивать свободный рассказ. Даже тогда, когда допрашиваемый сообщает заведомо ложные сведения, их тоже рекомендуется выслушать спокойно. При этом нельзя проявлять недоверия к получаемым показаниям, допускать замечания, насмешки, прерывать допрашиваемого. Когда последний уходит далеко в сторону, рекомендуется напомнить ему о необходимости давать показания по существу расследуемого дела. Если допрашиваемый умалчивает о сведениях, имеющих криминалистическое значение, либо сообщаемые им данные
противоречат материалам уголовного дела, допрос переводится в следующую стадию, когда необходимо применять тактические приемы, побуждающие к даче показаний.
Такие приемы основаны на постановке следователем вопросов, направленных на получение дополнительных сведений о значимых фактах и обстоятельствах либо на уточнение показаний, устранение в них неточностей и противоречий. Задавая уточняющий вопрос, следователь может предложить допрашиваемому объяснить, в какой части его показания можно считать соответствующими действительности.
Если допрашиваемый не может вспомнить отдельные факты и детали произошедшего, следователь задает вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, чтобы восстановить в памяти нужные сведения.
Когда имеются основания полагать, что допрашиваемый сообщил неточные сведения, следователь ставит вопросы, направленные на выяснение условий восприятия интересующих обстоятельств, установление иных способов проверки сомнительных данных.
Тактические приемы выбираются с учетом процессуального положения допрашиваемого, особенностей его личности, желания или нежелания давать правдивые показания и других факторов12.
Должна быть исключена постановка вопросов, в которых в неявной форме содержится желательный ответ (наводящие вопросы). Недопустимы тактические приемы, связанные с обманом, угрозами или шантажом, физическим или психическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого, понуждением к даче ложных показаний, оговору или самооговору, а также сориентированные на низменные побуждения (корысть, месть и др.), невежество и предрассудки13.
4. Фиксация хода и результата допроса
Показания подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и эксперта фиксируются путем составления протокола, в котором в соответствии со ст. 166 УПК РФ отражаются ход и результаты допроса. Показания протоколируются либо в ходедопроса, либо после его завершения. Лучше начинать вести протокол после того, как допрашиваемый дал показания в форме свободного рассказа. В тех случаях, когда предметом допроса является несколько событий (фактов), рациональнее записывать показания по частям, чередуя их получение и ведение протокола.
Для фиксации показаний, наряду с протоколированием, желательно применять средства звуко- и видеозаписи. Однако нужно иметь в виду, что нередки случаи, когда у допрашиваемого, изъявившего готовность все рассказать, после предупреждения об использовании этих технических средств резко меняется настроение, а в результате он дает показания уклончиво14.
Протокол, имеющий три части: вводную, описательную и заключительную, может быть написан от руки, напечатан на пишущей машине или на клавиатуре компьютера15. В соответствии с требованиями закона показания заносятся в протокол от первого лица и, по возможности, дословно. Это означает, что, протоколируя показания, следователь должен точно передавать их содержание, сохранять формулировки и выражения, свойственные речи допрашиваемого.
При этом не обязательно заносить в протокол каждое слово. Протокол представляет собой конспект, но без редактирования речи допрашиваемого, так как в дальнейшем следователь может быть обвинен в искажении полученных показаний. Записывая показания, он должен их систематизировать, устраняя повторы и сведения, не относящиеся к делу.
Протоколируя показания несовершеннолетних, а в особенности малолетних, очень важно сохранить стиль их речи, поскольку в некоторые термины и выражения они вкладывают смысловое значение, отличающееся от общеупотребительного.
Ход допроса в стадии ответов на вопросы отражается в протоколе так: вначале записывается вопрос, а затем ответ допрашиваемого. Если в процессе допроса предъявлялись доказательства или оглашались показания других лиц, а допрашиваемому предлагалось дать объяснения, это также отражается в протоколе.
В заключительной части фиксируются сведения об ознакомлении допрашиваемого с протоколом. Если допрошенный или иной участник следственного действия отказывается подписать протокол, об этом в нем делается отметка, заверяемая подписью следователя. В то же время лицу, отказавшемуся от подписи, должна быть предоставлена возможность дать пояснения о побудительных мотивах отказа, что также заносится в протокол16.
Второй способ протоколирования состоит в том, что вопросы и ответы (показания) записываются поочередно. Каждый из допрашиваемых удостоверяет подписью свои показания и расписывается на страницах протокола, где они записаны. В этом случае протокол получается компактным и последовательно отражающим ход очной ставки. Чтобы было ясно, кому конкретно были заданы вопросы, указывается: «Вопрос обвиняемому» и далее: «Ответ обвиняемого». Такой способ оптимален тогда, когда в ходе очной ставки предполагается менять очередность допроса ее участников.
Применение в ходе допроса звуко- и видеозаписи освобождает следователя от необходимости вести протокол ли черновые записи, так как в последующем эти материалы легко воспроизводятся и трансформируются в рукописный или машинописный текст. Потому следователь может сосредоточиться непосредственно на самом следственном действии. Важно также подчеркнуть, что применение звуко- и видеозаписи является сдерживающим фактором против сговора лиц, владеющих языком, не знакомым следователю. Если допрашиваемые все же обменялись репликами, то следователь может выяснить содержание разговора с помощью переводчика.
Допрос следует обеспечить видеофиксацией в тех случаях, когда допрашиваемые лица страдают физическими ли психическими недостатками: слепоглухонемые, глухонемые, немые лица с парализованными органами речи и те, которые симулируют душевные заболевания. Целесообразна видеосъемка допросов малолетних свидетелей и потерпевших, лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также наиболее сложных допросов и очных ставок с целью их последующего анализа для выработки более эффективной тактики дальнейших следственных действий.
Для допроса с видеофиксацией нужно выбрать достаточно просторный и равномерно освещенный кабинет, имеющий надежную звукоизоляцию. Лучше заранее проверить помещение, для чего рекомендуется провести пробную видеозапись и оценить качество фиксации звука и изображения. Одновременно следует наметить и наиболее подходящие точки съемки17.
Ведя допрос с применением видеозаписи, следователю надлежит помнить, что лаконичность, конкретность, ясность вопросов, выразительность жестов, когда они уместны, важные условия результативности допроса и качества его видеофиксации. Основное место в видеофонограмме должен занимать свободный рассказ допрашиваемого об известных ему обстоятельствах дела, дополненный ответами на вопросы следователя.
При съемке допросов с
предъявлением уличающих
Когда показания даются посредством знаков, например при помощи азбуки глухонемых, акцент следует делать на этих жестах допрашиваемого, а во время сурдоперевода в кадре должен быть еще и переводчик. Впоследствии это облегчит проверку правильности перевода, если это потребуется18.
Фонограмма и видеокассета прилагаются к протоколу следственного действия; их значение состоит еще и в том, что они восполняют недостатки письменной формы фиксации показаний, которая не позволяет адекватно отразить обстановку допроса, а это, в свою очередь, дает основания заинтересованным лицам поставить под сомнение достоверность полученных доказательств, опорочить их.
Заключение
Подводя итог контрольной работы, представляется важным подчеркнуть следующие положения:
Допрос — это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов. Обладая интегративным свойством, структура этого следственного действия состоит из таких сторон, как организационная, познавательная, конструктивная, коммуникативная, психологическая, воспитательная, удостоверительная и нравственная. Эти аспекты допроса органически вплетаются в процессуальные и тактические основы его производства. Тесная взаимосвязь и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются и применяются на основе и в рамках закона, требований норм нравственности, с учетом психологических и индивидуальных особенностей личности.
Успешно осуществить допрос может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос требует от следователя хороших знаний педагогики, психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.
Трудно переоценить значение приемов следственной тактики, основанных на психологическом воздействии. Их грамотное применение представляет собой эффективное оружие в руках следователя. Без них сложно, а порой просто немыслимо раскрыть преступление, тем более что опытные преступники вырабатывают тактику противодействия установлению истины по делу.
Список литературы
1 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. М., 2010. С. 398.
2 Филиппов А.Г. Криминалистика. М., 2000. С. 218.
3 Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. М., 2010. С. 282.
4 Яблоков Н.П. Криминология. М., 2009. С. 245.
5 Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. М., 2010. С. 283.
6 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. М., 2010. С. 399.
7 Филиппов А.Г. Криминалистика. М., 2000. С. 222.
8 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. М., 2010. С. 402.
9 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. М., 2010. С. 399.
10 Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М., 2011. С. 68.
11 Россинская Е.Р. Криминалистика. Вопросы и ответы: Учебное пособие. – М., 1999. – С.204.
12 Яблоков Н.П. Криминология. М., 2009. С. 248.