Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:19, контрольная работа
В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных наказаний, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие и сущность административного правонарушения ………..5
Глава 2. Порядок рассмотрения правонарушения и документации ………...13
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список используемой литературы…………………………………...................17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
______________________________
Филиал
г. Электросталь
Кафедра
социальной работы и менеджмента
Контрольная работа
По дисциплине:
«Правовые основы российского государства»
На тему:
«Административные
правонарушения»
Электросталь
2010 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность административного правонарушения ………..5
Глава 2. Порядок рассмотрения правонарушения и документации ………...13
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………….......
Введение
В
борьбе с правонарушениями основные
усилия направлены на профилактику этих
проступков и на устранение причин,
их порождающих. Однако это не исключает
возможности использования
Разумеется,
эти санкции реализуются не сами
по себе, а в процессе особого
рода правовой деятельности, получившей
наименование административной юрисдикции.
В процессе ее осуществления компетентные
органы рассматривают дела об административных
правонарушениях и принимают решения.
Основанием применения наказания, возбуждения
дела об административном правонарушении
является наличие в содеянном административного
проступка. Поэтому осуществление юрисдикции
невозможно без глубокого знания понятия
состава административного правонарушения,
а также без глубокого знания понятия
самого правонарушения. Необходимые знания
помогут правильно квалифицировать административные
правонарушения, принимать законные решения
по делам, обеспечивать соблюдение законности,
охрану прав и интересов граждан, общества
и государства.
Глава 1. Понятие и сущность административного правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В
приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП
РФ понятии административного
Существенным
моментом является то, что понятие
административного
Административное правонарушение обладает пятью обязательными признаками:
1) деянием (действием или бездействием);
2) противоправностью;
3) виновностью;
4) наказуемостью.
Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение "за мысли, намерения или цели не судят". Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.
Деяние юридического или физического лица выражается в одной из двух форм: или в виде конкретного действия (активное поведение), или в виде бездействия (пассивное поведение). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие - один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.
Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, наиболее видимым, вытекающим из самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.
Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой II раздела («Особенной частью») КоАП РФ (ст. 5.1 – 21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.
Под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публично-правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.
Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим или юридическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). КоАП РФ определены частноправовые и общегосударственные интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения лиц, побуждая их к правомерным действиям.
Виновность – важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным – означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.
Наказуемость – признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие – назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость – это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, которая не всегда претворяется в жизнь.
Некоторые административные правонарушения коррелируются с преступлениями. В указанных случаях выявляются признаки прямой корреляции, когда правонарушениям, указанным в диспозиции правовой нормы КоАП РФ, соответствуют терминологически идентичные наименования преступлений. Квалификация административных правонарушений и уголовных преступлений обусловлена особенностями общественно опасных последствий деяния - причинением имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.
Косвенная корреляция правонарушений и преступлений выявляется значительно чаще. Поскольку установление понятийного соответствия проступка и преступления невозможно, в этих случаях необходимы толкование правовой нормы и фиксация общественно опасных последствий противоправного деяния; например, при квалификации административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, упомянутых в гл. 8 КоАП РФ, могут быть выявлены признаки экологических преступлений, определенных гл. 26 УК РФ109.
Наиболее
ярким примером практически идентичного
формулирования диспозиции правовой нормы
административного
По
поводу наличия такого обязательного
признака административного
Общественная опасность - важнейший и обязательный признак уголовного преступления, отграничивающий его от административного правонарушения. При ответе на вопрос: является ли общественная опасность признаком административного правонарушения? На наш взгляд, следует ответить: общественная опасность является факультативным признаком административного правонарушения. Во-первых, в силу того, что он не определен в самой правовой норме, дающей определение «административное правонарушение», и, следовательно, этот признак не является обязательным. Во-вторых, признаком (свойством) общественной опасности обладают, как правило, те правонарушения, составы которых являются смежными с уголовными преступлениями, и в этом случае главное отличие правонарушения от преступления заключается в различной степени их общественной опасности.
Понятие состава административного правонарушения и его элементы
Квалификация
преступления и административного
правонарушения предполагает наличие
состава правонарушения - объективных
и субъективных элементов, позволяющих
установить наличие признаков
Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.
Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (Раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Однако ни в одной законодательно закрепленной норме описание соответствующего вида административного правонарушения не является исчерпывающим. Этими нормами предусматриваются признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, а признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (Раздела I) КоАП РФ.