Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:21, реферат
Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, способствующих росту и укреплению позиций организованной преступности, приобретает масштабы, угрожающие национальной безопасности.
Актуальные проблемы борьбы с коррупцией
.
Проблема
коррупции для современной
Согласно опросу ВЦИОМ, результаты борьбы с коррупцией в России за последний год отмечают менее трети (30%) опрошенных, в их числе лишь 3% считают, что в этом направлении делается многое, и 27% полагают, что результаты есть, но они слишком незначительны. 44% респондентов считают, что все остается как было, а 21% опрошенных заявляют, что коррупция только усиливается. По данным аналитического Юрия Левады (Левада-Центр), главным препятствием на пути экономического подъема в России половина граждан считают именно коррупцию. 1
Характеризуя
социально-экономическую
Нам
представляется, что наиболее удачным
определение коррупции было высказано
Президентом РФ Д.А.Медведевым на совещании
по проблемам противодействия
Особая
опасность коррупционных
Опросы общественного мнения показывают, что «население РФ постепенно привыкает к коррупции и принимает как норму поведения в современном обществе»2. Значительная часть молодежи прямо ориентирована на карьеру с целью занятия высокого поста в системе власти для того, чтобы обеспечить себе стартовые условия для обогащения и безбедного существования. При этом в массовом сознании стали оправдываться любые средства для достижения цели, в том числе противоправные и безнравственные.
Наряду с моральным ущербом коррупция формирует специфический сектор нелегальной экономики. По мнению экспертов, «сумма взяток за прошедший год составила около 400 миллиардов долларов: эти деньги поступили в карманы чиновников в виде «откатов» и коммерческих поборов»3.
Анализ статистических данных показывает крайне устойчивую тенденцию роста коррупционных преступлений. Согласно официальной статистики ГИАЦ МВД РФ в 1998 году в России зарегистрировано 5807 случаев взяточничества и 974 случая коммерческого подкупа, а в 2005 г.- соответственно 9821 и 2178 случаев, а в 2009 году только по факту взяточничества было выявлено 13 141 преступлений4. По признанию же официальных лиц следственного комитета при прокуратуре РФ число выявленных случаев коррупции в России в две тысячи раз ниже реального количества преступлений в этой сфере5.
О необходимости мер борьбы с коррупцией говорилось всегда и много, а в последнее время этот вопрос особенно активно обсуждается, причем на самом высоком уровне. Появилась надежда, что этот негативный фактор, вызывающий чувство недоверия к власти, приводящий к падению морали и нравственности в обществе, будет поставлен в правовые рамки и борьба с ним будет вестись по строго определенным правилам.
Принятие Правительством РФ пакета антикоррупционных законов является своевременной и действенной мерой. Однако, если в ближайшее время не будут предприняты внятные и решительные шаги, позволяющие перейти от констатаций, благих пожеланий и жестких заявлений к последовательной и целенаправленной работе по очищению всей системы управления от коррупционных схем и взаимосвязей, к созданию прочного правового и организационного заслона на пути проникновения криминала во власть, к широкомасштабной работе по антикоррупционному воспитанию граждан, поражение неминуемо.
Однако,прежде чем говорить о борьбе с коррупцией необходимо определить факторы, способствующие укреплению и развитию коррупции в РФ. Сюда относятся - высокая социальная дифференциация населения по уровню доходов, безнаказанность; развитая теневая экономика, организованная преступность и формирование так называемых коррупционных сетей; плохо организованная миграционная работа; коррупционные традиции, плохой подбор, расстановка и воспитание чиновников, плохой государственный и общественный контроль за их повседневной деятельностью, а также несовершенство российского законодательства, наличие в нем большого количества пробелов и коллизий.
Понятно, что антикоррупционная борьба может быть эффективной только при условии ее системности. Поэтому говорить об антикоррупционной политике следует как о системе взаимосвязанных приоритетов и мер борьбы с коррупцией, включающих политические, законодательные, психологически стимулирующие компоненты. Кроме того, антикоррупционная политика должна быть нацелена на блокирование факторов, способствующих коррупционному поведению и сдерживать коррупционные проявления на ранних стадиях развития.
В этой связи можно выделить следующие основные направления борьбы с коррупцией:
Еще одним недостатком закона, требующего его доработки, является отсутствие конкретного определения субъекта коррупционных отношений. Из текста закона следует, что субъектами коррупционных правоотношений являются только государственные и муниципальные служащие. Но граждане гораздо чаще сталкиваются с коррумпированностью должностных лиц, которые не являются ни госслужащими, ни даже «бюджетниками». Это относится к сфере ЖКХ, здравоохранения, образования, строительному сектору. Необходимо четко определить понятие субъекта коррупционных правоотношений, чтобы за скобками не остались многие области, где процветает коррупция, в том числе и госкорпорации, которые получают гигантские средства из бюджета.
* После принятия пакета антикоррупционных законов в каждом субъекте РФ, в каждом муниципальном образовании были приняты акты, направленные на противодействие коррупции. Хочу привести пример реализации Национального плана противодействия коррупции Вологодской области, который был утвержден в 2008 г. С 1 июля по 11 декабря 2008 г. на коррупциогенность было проверено 1529 постановлений правительства области нормативного характера. Из них 311 постановлений (около 20%), по результатам экспертизы, требуют соответствующих коррективов. На муниципальном уровне – 689 правовых актов признаны коррупциогенными.
* В противодействии коррупции все возрастающую роль должно играть гражданское общество и его институты, в частности Общественная палата РФ. Однако в сознании большинства граждан коррупция по-прежнему остается привычным делом, без которого невозможно решить насущные проблемы. Гражданское общество только начинает формировать негативное отношение к коррупции, а социально ответственный бизнес находится еще в зачаточном состоянии. Чтобы изменить ситуацию, предстоит еще очень много работы. Кроме того, как показывает мировая практика, гласность, открытость и гражданский контроль являются наиболее эффективными инструментами антикоррупционных мер.
* Противодействие коррупции должно строиться с учетом совершенствования деятельности различных государственных учреждений, повышением качества подбора и подготовки государственных чиновников, их своевременной ротации, осуществлении за ними как государственного, так и общественного перекрестного контроля. Важно максимальное сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего.
Исходя из выделенных нами основных направлений борьбы с коррупцией необходимо наметить меры, направленных на устранение или минимизацию действий причин и условий совершения противоправных деяний коррупционного характера. Эти меры должны сводиться к следующему:
1.
Приведение российского
2.
В федеральном законе о
3.
В целях практической
4.
В связи с укоренением
5.
В противодействии коррупции
необходимо сделать упор на
выявлении, пресечении и
6. Учитывая большую общественную опасность, распространенность, латентность и низкую раскрываемость коррупционных преступлений, проработать вопрос о создании специальной федеральной службы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению этих преступлений.
7.
Разработать и внедрить в
Для определения ориентиров юридического образования в нашей стране весьма значим Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 15 ноября 2003 года. К мерам предупреждения коррупционных правонарушений он относит: формирование антикоррупционного общественного сознания, пропаганда антикоррупционных стандартов, антикоррупционное образование и воспитание.
Для организации всей этой работы в России, естественно, нужна соответствующая правовая база. Необходимость создания в нашем обществе общегосударственной системы юридического всеобуча назрела давно. Пора ее реализовать с учетом, разумеется, задач по противодействию коррупции, преодолению правового нигилизма и повышению правовой культуры в российском обществе. Для их реализации требуется высокая правовая воспитанность граждан, которая, как нам представляется, вряд ли возможна без кардинальных законодательных решений и личностных качеств субъектов реализации. Поэтому необходимо разработать Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и воспитания граждан».
Курс на выполнение задачи повышения профессионального уровня студентов-юристов в сфере антикоррупционной деятельности ведется в Башкирском Государственном университете, Уральской государственной юридической академии и в других вузах страны. Считаем целесообразным ввести спецкурс «Международная организация борьбы с коррупционными проявлениями» в нашем филиале по кафедре «Юриспруденция».