Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:50, контрольная работа

Описание

Преступность несовершеннолетних — вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 89 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Работа состоит из  1 файл

криминология1.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

              МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Криминология» 

На тему:

«Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность» 
 
 
 
 
 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк, 2010 
 
 

    Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность

     Преступность  несовершеннолетних — вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 89 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

     Преступность  несовершеннолетних имеет ряд отличительных  особенностей, которые проявляются  в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Вместе с тем перечисленные особенности заключены в личностных качествах несовершеннолетних и их социально-правовом статусе в обществе. Поэтому несовершеннолетние лица отличаются от лиц старшего возраста как многими личностными характеристиками, так и преступным поведением.1

     Анализ  преступности несовершеннолетних как  особого объекта криминологического исследования включает изучение характеристик:

     а) совершенных преступлений (виды, формы, мотивы);

     б) личности (с учетом ограниченного периода ее формирования, ограниченной дееспособности, подвижной динамики содержания социальных функций);

     в) причин и условий преступности;

     г) результативности мер профилактического воздействия. 
Сопоставимость данных о преступности несовершеннолетних можно обеспечить при ее анализе в период действия соответствующего Уголовного кодекса Российской Федерации. Последний Кодекс был введен в действие с 1 января 1997 г. В то же время следует учитывать изменения уголовного законодательства, а также   введение в действие с 1 января 2002 г.  нового УПК РФ.

     Несовершеннолетними или при их соучастии, по данным уголовной статистики, совершается каждое 11-е расследованное преступление.

     Проблема  преступности несовершеннолетних по-прежнему остается актуальной. Криминализация несовершеннолетних является угрозой молодому поколению, а вместе с тем и угрозой перспективам нормального развития гражданского общества и национальной безопасности.

     Несовершеннолетние  также принимали участие в  совершении мошенничества, завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и иных преступлений.2

     Преступления несовершеннолетних в большей своей части носят групповой характер. Почти во всех случаях это — группы по предварительному сговору. Преступления, совершаемые такими группами, относятся к категории тяжких.

     Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних является ее предупреждение. Последнее представляет сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия. Целью предупреждения данного вида преступности является не только и не столько достижение и сохранение снижения количества преступлений, сколько социальное и нравственное оздоровление подрастающего поколения, которому предстоит определять будущее страны.3

     Исходя  из этой цели предупреждение преступности несовершеннолетних направлено на решение следующих задач:

     1) реализация и защита прав и  законных интересов несовершеннолетних, охрана их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности, устранение источников отрицательного воздействия на условия жизни и воспитания;

  1. поддержание социального  порядка  и  защита общества от 
    правонарушающего поведения несовершеннолетних;
  2. содействие в реализации и социальной адаптации несовершеннолетних,   характеризующихся   асоциальным   или   противоправным поведением.

     Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:

  1. органы власти и управления;
  2. институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т. п.;
  3. органы социальной зашиты, медицинской и правовой по 
    мощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизнен 
    ные обстоятельства;

     4) правоохранительные   органы   и   их   специализированные 
службы.

     Результативность  профилактики связана с ее своевременностью, поэтому важное значение приобретает ранняя профилактика. Ее задачами являются вовлечение родителей в педагогическое воспитание; устройство детей по мере необходимости в интернаты, группы продленного дня; направление детей на лечение и т. п.

     Раннее  предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется также с помощью запретительных и ряда ограничительных мер (запрет продажи несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и т. д.).

     В настоящее время борьба с преступностью  несовершеннолетних подразумевает координацию усилий различных государственных и общественных институтов, в том числе правоохранительных органов. В связи с этим приоритетными направлениями их деятельности в области борьбы с преступлениями несовершеннолетних, а также преступлениями против интересов несовершеннолетних должны стать:

     1) социальная профилактика рассматриваемых  преступлений, включающая комплекс  мер, способных устранить негативные  социальные явления, порождающие преступность несовершеннолетних. К ним, в частности, можно отнести стабилизацию политической и экономической ситуации в стране, сокращение официальной и скрытой безработицы, повышение расходов государственного бюджета на социальную сферу, активную пропаганду уголовного закона и т. д.;

     2) специальное предупреждение преступлений, направленных против интересов несовершеннолетних. В целях постепенного устранения условий, способствующих совершению преступлений

     В криминологии выделяются общее и  специальное предупреждение, при этом последнее включает раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.4

       С несовершеннолетними, необходимо комплексно подходить к борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией как в целом, так и конкретно в отношении семьи и несовершеннолетних. Это должно заключаться в использовании правовых, экономических, социальных и идеологических мер профилактики, а также в дифференциации и индивидуализации воспитательной работы с конкретными лицами:

     правоприменительная деятельность, основанная на соблюдении законности;

     правотворческая деятельность государственных органов, предусматривающая совершенствование конституционных, уголовных, административных и гражданско-правовых норм, регулирующих вопросы ответственности взрослых лиц за посягательства в отношении несовершеннолетних;

     организационно-методическое обеспечение борьбы с преступлениями несовершеннолетних, заключающееся в разработке и принятии специальных нормативных актов ведомственного характера, методических материалов, проведение занятий по служебной подготовке личного состава органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, а также других субъектов специального предупреждения;

     3) непосредственная профилактика  заключается в организации службы  социальной помощи, привлечении  к административной и уголовной  ответственности взрослых, оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних, устройстве в детские учреждения несовершеннолетних, убежавших из дома из-за тяжелой обстановки в семье.

     Одними  из важнейших мер профилактики преступлений среди несовершеннолетних являются меры предупреждения рецидива преступлений, которые включают:

     деятельность  специализированных инспекторов по линии уголовного розыска, следователей, прокуроров, судей, направленную на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, использование судопроизводства в воспитательных целях;

     своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых несовершеннолетних;

     правовую  и моральную подготовку к жизни  на свободе несовершеннолетних осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, а также дальнейший контроль за их поведением.5

     Концептуальные  основы и конкретные меры реализации общесоциальных профилактических задач  определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая федеральные законы от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также постановление Правительства РФ от 22 августа 1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Указ Президента РФ от 16 августа 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области молодежной политики» и др.

     Кроме того, действуют ратифицированные Российской Федерацией международные конвенции. Например, в Конвенции о правах ребенка нет прямого упоминания о профилактике преступности, но осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее гуманным и эффективным решением проблемы преступности несовершеннолетних.6

     Права несовершеннолетних, изложенные в Конвенции, отражены в Руководящих принципах ООН, касающихся предупреждения преступности несовершеннолетних. Так, обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие, доступ к образовательной системе и культурным ценностям, содержательный досуг и отдых являются одновременно и правами несовершеннолетних (Конвенция), и элементами общесоциальных мер профилактики (Руководящие принципы). Оба документа содержат меры, направленные на восстановление социальной справедливости по отношению к детям из различных социальных слоев, что на профессиональном языке криминологов называется общими мерами профилактики преступности (помощь малообеспеченным и многодетным семьям; гибкая система образования, отвечающая разнообразным потребностям; концентрация особой заботы в сложные и переходные периоды жизни подростка, например при окончании школы и начале трудовой деятельности, смене места жительства, особенно в условиях вынужденной миграции, и др.).

     24 сентября 2003 г. Советом Европы  была принята Рекомендация «О новых методах работы с несовершеннолетними правонарушителями и о роли правосудия по делам несовершеннолетних». В соответствии со ст. 15 Устава Совета Европы Комитет министров Совета Европы при разработке Рекомендации Кес (2003 г.) принял во внимание, в частности, что принимаемые меры по борьбе с молодежной преступностью должны опираться на многопрофильный межведомственный подход и разрабатываться с учетом всего комплекса социальных факторов, влияющих на формирование личности на различных уровнях: индивидуальном, семейном, школьном и общественном. При этом отмечено, что возрастная группа совершеннолетия, установленная законом, не всегда соответствует действительному возрасту достижения зрелости, а потому к молодым совершеннолетним правонарушителям должны применяться методы по профилактике и предупреждению правонарушений, идентичные методам, применяемым к несовершеннолетним преступникам. Подчеркнуто, что некоторые категории несовершеннолетних правонарушителей, такие как представители этнических меньшинств, девушки и молодежные группировки, нуждаются в программах специальных мер.

Информация о работе Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность