Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:50, контрольная работа
Преступность несовершеннолетних — вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 89 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Криминология»
На тему:
«Формы
и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних
в антиобщественную деятельность»
Проверил:
Липецк,
2010
Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность
Преступность несовершеннолетних — вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 89 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Вместе с тем перечисленные особенности заключены в личностных качествах несовершеннолетних и их социально-правовом статусе в обществе. Поэтому несовершеннолетние лица отличаются от лиц старшего возраста как многими личностными характеристиками, так и преступным поведением.1
Анализ
преступности несовершеннолетних как
особого объекта
а) совершенных преступлений (виды, формы, мотивы);
б) личности (с учетом ограниченного периода ее формирования, ограниченной дееспособности, подвижной динамики содержания социальных функций);
в) причин и условий преступности;
г) результативности
мер профилактического воздействия.
Сопоставимость данных о преступности
несовершеннолетних можно обеспечить
при ее анализе в период действия соответствующего
Уголовного кодекса Российской Федерации.
Последний Кодекс был введен в действие
с 1 января 1997 г. В то же время следует учитывать
изменения уголовного законодательства,
а также введение в действие с 1 января
2002 г. нового УПК РФ.
Несовершеннолетними или при их соучастии, по данным уголовной статистики, совершается каждое 11-е расследованное преступление.
Проблема преступности несовершеннолетних по-прежнему остается актуальной. Криминализация несовершеннолетних является угрозой молодому поколению, а вместе с тем и угрозой перспективам нормального развития гражданского общества и национальной безопасности.
Несовершеннолетние также принимали участие в совершении мошенничества, завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и иных преступлений.2
Преступления несовершеннолетних в большей своей части носят групповой характер. Почти во всех случаях это — группы по предварительному сговору. Преступления, совершаемые такими группами, относятся к категории тяжких.
Главным
направлением деятельности в борьбе
с преступностью
Исходя из этой цели предупреждение преступности несовершеннолетних направлено на решение следующих задач:
1)
реализация и защита прав и
законных интересов
Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:
4) правоохранительные
органы и их специализированные
службы.
Результативность профилактики связана с ее своевременностью, поэтому важное значение приобретает ранняя профилактика. Ее задачами являются вовлечение родителей в педагогическое воспитание; устройство детей по мере необходимости в интернаты, группы продленного дня; направление детей на лечение и т. п.
Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется также с помощью запретительных и ряда ограничительных мер (запрет продажи несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и т. д.).
В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних подразумевает координацию усилий различных государственных и общественных институтов, в том числе правоохранительных органов. В связи с этим приоритетными направлениями их деятельности в области борьбы с преступлениями несовершеннолетних, а также преступлениями против интересов несовершеннолетних должны стать:
1)
социальная профилактика
2)
специальное предупреждение
В криминологии выделяются общее и специальное предупреждение, при этом последнее включает раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.4
С несовершеннолетними, необходимо комплексно подходить к борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией как в целом, так и конкретно в отношении семьи и несовершеннолетних. Это должно заключаться в использовании правовых, экономических, социальных и идеологических мер профилактики, а также в дифференциации и индивидуализации воспитательной работы с конкретными лицами:
правоприменительная деятельность, основанная на соблюдении законности;
правотворческая деятельность государственных органов, предусматривающая совершенствование конституционных, уголовных, административных и гражданско-правовых норм, регулирующих вопросы ответственности взрослых лиц за посягательства в отношении несовершеннолетних;
организационно-
3)
непосредственная профилактика
заключается в организации
Одними из важнейших мер профилактики преступлений среди несовершеннолетних являются меры предупреждения рецидива преступлений, которые включают:
деятельность специализированных инспекторов по линии уголовного розыска, следователей, прокуроров, судей, направленную на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, использование судопроизводства в воспитательных целях;
своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых несовершеннолетних;
правовую и моральную подготовку к жизни на свободе несовершеннолетних осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, а также дальнейший контроль за их поведением.5
Концептуальные основы и конкретные меры реализации общесоциальных профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая федеральные законы от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также постановление Правительства РФ от 22 августа 1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Указ Президента РФ от 16 августа 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области молодежной политики» и др.
Кроме того, действуют ратифицированные Российской Федерацией международные конвенции. Например, в Конвенции о правах ребенка нет прямого упоминания о профилактике преступности, но осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее гуманным и эффективным решением проблемы преступности несовершеннолетних.6
Права несовершеннолетних, изложенные в Конвенции, отражены в Руководящих принципах ООН, касающихся предупреждения преступности несовершеннолетних. Так, обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие, доступ к образовательной системе и культурным ценностям, содержательный досуг и отдых являются одновременно и правами несовершеннолетних (Конвенция), и элементами общесоциальных мер профилактики (Руководящие принципы). Оба документа содержат меры, направленные на восстановление социальной справедливости по отношению к детям из различных социальных слоев, что на профессиональном языке криминологов называется общими мерами профилактики преступности (помощь малообеспеченным и многодетным семьям; гибкая система образования, отвечающая разнообразным потребностям; концентрация особой заботы в сложные и переходные периоды жизни подростка, например при окончании школы и начале трудовой деятельности, смене места жительства, особенно в условиях вынужденной миграции, и др.).
24 сентября 2003 г. Советом Европы была принята Рекомендация «О новых методах работы с несовершеннолетними правонарушителями и о роли правосудия по делам несовершеннолетних». В соответствии со ст. 15 Устава Совета Европы Комитет министров Совета Европы при разработке Рекомендации Кес (2003 г.) принял во внимание, в частности, что принимаемые меры по борьбе с молодежной преступностью должны опираться на многопрофильный межведомственный подход и разрабатываться с учетом всего комплекса социальных факторов, влияющих на формирование личности на различных уровнях: индивидуальном, семейном, школьном и общественном. При этом отмечено, что возрастная группа совершеннолетия, установленная законом, не всегда соответствует действительному возрасту достижения зрелости, а потому к молодым совершеннолетним правонарушителям должны применяться методы по профилактике и предупреждению правонарушений, идентичные методам, применяемым к несовершеннолетним преступникам. Подчеркнуто, что некоторые категории несовершеннолетних правонарушителей, такие как представители этнических меньшинств, девушки и молодежные группировки, нуждаются в программах специальных мер.