История криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:39, реферат

Описание

Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ
§1.1. Общий обзор истории криминологии……………………………………..5
§1.2. Развитие криминологии в дореволюционный период и в 20-30-х годах ХХ веке……………………………………………………………………….....10

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ
§2.1. Развитие криминологии в России в 60-х годах XX в……………….........15
§2.2. Современное состояние криминологии в России……………....................17
§2.3. Современное состояние криминологии в зарубежных странах….............19

Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

История криминологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)


23

 

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

             

 

 

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине

«Криминология»

  на тему:  «История криминологии»

 

 

 

Студентка III курса

дневного отделения,

группа ЮдМ-302

Новикова Дарья Владимировна

 

 

 

              Сдала:__(вов__________2011 г.              Преподаватель

                   (подпись, дата)

              Принял:__________2011 г.               Жабко Марина Александровна

                                (подпись, дата)

 

 

 

 

 

   

 

     Миасс 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

§1.1. Общий обзор истории криминологии……………………………………..5

§1.2. Развитие криминологии в дореволюционный период и в 20-30-х годах ХХ веке……………………………………………………………………….....10

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ

§2.1. Развитие криминологии в России в 60-х годах XX в……………….........15

§2.2. Современное состояние криминологии в России……………....................17

§2.3. Современное состояние криминологии в зарубежных странах….............19

 

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованных источников…………………………………………...23


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь,         с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна,          но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории – знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говорится, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом – исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.

Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она                  в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.

Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого, мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

 

 

 

§1.1. Общий обзор истории криминологии

 

 

Проблемы преступности, причины и условия ее развития, характеристики личности преступника и эффективность защиты от преступности личности, общества и государства привлекали к себе внимание философов, юристов, социологов и ученых других смежных отраслей знаний еще в древности. Так, Демокрит в V - VI вв. до н.э. ставил социальные условия существования общества на первое место в числе факторов, обуславливающих преступность, и считал, что угроза наказания имеет второстепенную роль. Протагор (V в. до н.э.) и Платон (V-VI вв. до н.э.) делали акцент на важности и объективности наказания за совершенное преступление.

Некоторые мыслители связывали преступность с искаженными или деформированными потребностями человека, его эгоизмом, алчностью и существованием других пороков воспитания. Например, Диоген в V - VI вв. до н.э., Аристотель (IV в. до н.э.) усматривали корни преступности в социальной и личностно-мотивационной природе.

Римские юристы (например, Цицерон) особое внимание уделяли нормативно-правовому регулированию поведения людей.

В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666), что преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от страны, и она тем самым получает «прощение» за случившееся в ней греховное событие.

Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи.

Т. Гоббс (1588-1679) опирался в своей теории на природные качества людей, такие как недоверие, соперничество, любовь к славе. Только сильная власть, считал он, способна обеспечить безопасность и порядок в государстве и обществе. Если нет сильной власти, то все граждане находятся в состоянии войны друг с другом.

Д. Локк (1632-1704) отмечал решающее влияние среды на поведение личности. Ш.Монтескье (1689-1755) исходил из социальной обусловленности нравов и поведения и полагал, что справедливыми законами можно эффективнее бороться с преступностью. Ж.Ж.Руссо    (1712-1778) считал, что причиной любых социальных отклонений, в том числе и преступности, являются частнособственнические интересы общества. Превентивную силу закона он видел в закреплении в законе общей воли, т.е. убеждении наибольшей части граждан, а не в суровой каре за преступление.

Особое значение для развития отечественной криминологии имели научные труды Ч. Беккариа (1738-1794). Основная его идея – предупредительное воздействие наказания. Наказание должно быть публичным, своевременным и справедливым, перечень наказуемых деяний должен быть доведен до всех граждан.

Екатерина II считала, что количество преступлений будет снижено, если среди населения удастся распространить тексты уголовных законов. Влиянию этих идей был подвержен А.Н.Радищев (1749-1802), но причины преступности связывал с крепостническим строем, чем вызвал недовольство императрицы.

В анализ механизма преступного поведения большой вклад внесла немецкая классическая школа. Так, И.Кант (1724-1804) проповедовал идею принесения целей других людей в жертву собственной цели.

Г. Гегель (1770-1821) отграничивал подлинную свободу воли от кажущейся. Ф.Ницше (1844-1900) отмечал, что мотивация деяний носит сугубо индивидуальный характер, связанный с неосознанным разладом в самом себе.

В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский связывали преступность с явлениями социального, экономического характера.

Выдающиеся мыслители XX в. П.А.Сорокин (1889-1968) и              И.А. Ильин (1883-1954), не отвергая социальной природы преступности, утверждали, что преступление, по сути, – явление психическое. И.А.Ильин отмечал в преступлении, прежде всего, состояние сознания лица как результат его волевого акта.

Работы М.В. Духовского и И.Я. Фойницкого, последователей социологической школы уголовного права, обуславливают постепенное становление криминологических исследований в России в рамках существующих уголовно-правовых доктрин. Аналогичной точки зрения придерживался А.А.Пионтковский. Другие авторы выступали против такого объединения (например, Н.С.Таганцев).

Особый вклад в отечественную криминологию внесли представители антропологической школы, основателем которой является Ч. Ломброзо. Признавая роль социальных факторов, они не отказывались от идеи «прирожденного преступника».

Заметное влияние в отечественной криминологии оказали идеи          З. Фрейда и его школы о роли бессознательного в мотивации и регуляции поведения.

В отечественной криминологии 20-30-х гг. XX в. исследователи в основном опирались на идеи о преступности как социальном явлении, порожденном классовым неравенством (А.А. Герцензон, М.Ю. Козловский, П.И. Стучка, А.С. Шляпочников и др.).

С целью объединения криминологических исследований постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 года был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, сотрудники которого участвовали в экспертизе Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. В 1931 году институт был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики.

Большой вклад в криминологические исследования внесли юридические учебные заведения. В конце 50- начале 60-х гг. активно создаются секции для криминологических исследований. В 1963 году в МГУ им. М.В.Ломоносова был прочитан первый в стране курс криминологии. С 1964 года криминология стала обязательной дисциплиной для студентов-юристов. В мае 1963 года был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности позже переименованный во Всероссийский институт проблем укрепления законности и правопорядка. При этом за институтом сохранялась роль головного криминологического научного центра.

Характерным для криминологии в настоящий период является сочетание теоретических и прикладных исследований. Особо следует отметить участие криминологов в научном обеспечении законодательного регулирования борьбы с преступностью, прежде всего с организованной.

Историю криминологии можно разбить на три эпохи:
         - классическая школа ХVII века;

- позитивистская школа ХIХ века   

- криминология новейшего времени (с середины ХХ века).

Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски.

Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская – на исправление преступника[1].

Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные.         В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов). Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия «преступник» и «преступность» как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становится возможным использовать подобное клише.

Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным.

 

 

 

§1.2. Развитие криминологии в России. Дореволюционный период

 

 

Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права.

Первым криминалистом, признавшим своих коллег включить в науку уголовного права исследование причин преступности, был профессор Московского университета М.В. Духовской. В 1872 году он прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины.[2]

Главной причиной преступлений Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса других условий». Заслугой Духовского было активное использование материалов уголовной статистики в изучении причин преступности.

Характерной чертой социологической школы уголовного права было рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социологического явления. Представители этого направления (М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П. Чубинский, И.Я. Фойницкий) ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальной средой и преступностью. Сводя причины преступности к действию многочисленных отдельных и влияющих с разной силой факторов, социологическая школа в качестве мер воздействия на преступность предлагала отдельные, подчас незначительные реформы. Важнейшим методом исследования закономерности развития преступности социологическая школа считала статистический анализ. Сравнивались количественные показатели преступности с учетом особенностей страны, региона, времени года или суток, психологических и образовательных характеристик преступников, цен на хлеб и т.д. На основе этих данных предлагались различные классификации факторов преступности, самой распространенной из которых была трехчленная, разделявшая все факторы на индивидуальные (антропологические), социальные и физические (космические).

Информация о работе История криминологии