Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание

Общий коэффициент преступности рассчитывается по формуле
Коэффициент криминальной (преступной) активности населения рассчитывается по формуле общего коэффициента преступности, где значение П – все лица, совершившие преступления, а Н – все население возраста уголовной ответственности.

Содержание

В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Раскройте содержание конкретно-социологических методов криминологического исследования (эксперимент, опрос, экспертные оценки, интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов).

Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Криминология.docx

— 26.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  1. В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.  
    Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

 

  1. Раскройте содержание конкретно-социологических методов криминологического исследования (эксперимент, опрос, экспертные оценки, интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов).

 

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1.

В области "А" за год  зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших  преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего  возраста. В области "Б" в течение  того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.  
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Решение

 

 
   

Общий коэффициент преступности рассчитывается по формуле

 

Коэффициент криминальной (преступной) активности населения рассчитывается по формуле общего коэффициента преступности, где значение П – все лица, совершившие преступления, а Н  – все население возраста уголовной  ответственности.

 

Вычислим для области  А:

П =  3 000

Н= 850 000 - 200 000= 650 000 (из численности населения нужно исключить людей, не достигших 14-летнего возраста)

Кпр (для области А) = 3000/650 000= 0,004

 

Вычислим для области  Б:

П =  2 000,

Н= 790 000 - 80 000= 710 000 (из численности населения нужно исключить людей , не достигших 14-летнего возраста)

Кпр (для области Б) = 2000/710 000= 0,002

 

Вывод: в области А коэффициент преступности выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2.

Раскройте содержание конкретно-социологических  методов криминологического исследования (эксперимент, опрос, экспертные оценки, интервью, наблюдение, анализ документов).

  1. Эксперимент. Профессор Дюверже писал: "Экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение". В отечественной литературе эксперимент определяется "как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором".   

Вопрос об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным.

Была высказана точка зрения, что криминологии эксперимент вообще недоступен. Другая позиция сводилась  к тому, что эксперимент может  быть использован в криминологии "лишь в позитивном, положительном  направлении" или в области  предупреждения преступлений.

Всесторонне исследовав проблему социального  эксперимента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о возможности и  необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. Поэтому он пишет о "криминологическом  эксперименте", определяя его  следующим образом:

"Криминологический эксперимент  представляет собой заранее обусловленную  в определенных пределах общественную  деятельность в рамках закона  и с соблюдением моральных  норм с целью проверки гипотез  о причинах и условиях совершения  правонарушений и об оптимальных  мерах их предупреждения для  выработки эффективных форм и  методов профилактики правонарушений  и ее правового регулирования".

В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях.

С одной стороны, недопустимо провоцировать  преступление. Исследователь не освобождается  от уголовной ответственности за соучастие в преступлении в роли подстрекателя, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.

Следует также выделить методы прогнозирования. В литературе они разделяются на фоновые и профильные. Фоновые методы создают необходимую информационную базу с использованием того комплекса методов, о которых говорилось в параграфах третьем и четвертом. Профильные методы – это методы эстраполяции, моделирования, экспертных оценок.

Как точно заметил И. В..Бестужев-Лада, прогнозирование – "это не высказывание о: будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного  явления и процесса с помощью  средств современной науки".

 

  1. Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только "да", "нет", "не знаю". "Открытый" вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый "пилотажный" опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки "работоспособности" анкеты – того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т. д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением "веера" возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они довольно откровенно излагают свои расходящиеся с общепринятыми нормами морали взгляды при открытой постановке вопроса. Когда же дается "веер" ответов, тогда они стараются отвечать "правильнее". Впрочем, это характерно не для всех.

"Веер" предлагаемых ответов  бывает открытым, когда в его  конце необходимо избрать иной  вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом "веере" дается исчерпывающий  набор вариантов ответа.

В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания  открытых и закрытых вопросов.

Как правило, в криминологических  исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает  свою фамилию и адрес. Это не исключает  наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого.

Анкеты сразу составляются таким  образом, чтобы в дальнейшем они  могли быть обработаны на ЭВМ.

 

  1. Экспертные оценки заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представляющим интерес для исследователей. Так, для криминологов большое значение имеет мнение специалистов в области уголовного права, сотрудников правоохранительных органов и др.

 

  1.  Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Английский социолог Р. Олдфильд полагает, что интервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого).

        В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос.

        Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллективное интервью, когда, например, исследователь встречается с несколькими лицами (не более 10, как правило) и просит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер,. причинах роста либо снижения преступности. Например, такое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудниками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.

 

  1. Наблюдение бывает нескольких видов. В криминологии область наблюдений и их варианты обладают некоторой спецификой по сравнению с наблюдением в социологическом исследовании.

Например, выделяются три основные роли наблюдателя:

  1. наблюдатель – участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);
  2. собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать);
  3. включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение).

Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить  криминолога, включающегося в преступную группу, организацию. Однако практически  такое включение связано с  обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением  исследователя и весьма тяжкими  для него последствиями. Закон не предусматривает освобождение от уголовной  ответственности и наказания  криминолога-исследователя. Исследование не служит основанием и для непризнания  соответствующих деяний преступными, как, например, в случаях крайней  необходимости и необходимой  обороны.

Включенное наблюдение в  местах отбывания наказания связано  во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения статуса  осужденного.

Полезно включенное наблюдение в качестве оперативного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-трудового учреждения. С этой точки зрения для криминолога  важен опыт практической работы в  правоохранительных органах, судах.

Используются другие виды наблюдений. Например, при исследовании преступности несовершеннолетних в  одном из городов в качестве его  участников были привлечены студенты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым  лицам. И во время посещения дискотек, других мест проведения досуга, ничем, не выделяясь, имели возможность  наблюдать за досуговыми связями правонарушителей, взаимоотношениями между различными группировками, их поведением.

 

  1. Анализ документов. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества. Поэтому анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному обществу в определенный исторический период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействий между различными социальными группами и отдельными людьми и т. д.

Основными методами анализа документов являются традиционный и формализованный. Суть первого подхода заключается  в углубленном логическом исследовании содержания документов. Это – интенсивный  анализ. Он может быть внешним (анализ контекста документа) и внутренним (исследование содержания документа). Суть формализованного анализа документов состоит в том, чтобы найти  такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые  с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Это  – экстенсивный анализ. Он может  проводиться в форме количественного  анализа и контент-анализа (техника  выведения заключения, производимого  благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам  исследования характеристик текста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

  1. Инструкция о порядке заполнения и предоставления документов первичного  учета преступлений.
  2. Гладких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. Криминология. Курс лекций - М.:Эксмо, 2010.
  3. 2. Долгова А.И. Криминология. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА * М), 2005.
  4. 3. Криминология / Под ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова, В.В.Степашина. - СПб., 1999.
  5. 4. Марлухина Е.О. Криминология: Учебное пособие. - М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
  6. 5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии (интернет).
  7. 6. Панкратов В.В. Методолгия и методика криминологических исследований. М., 1972.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"