Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание

В широком плане уголовная ответственность – одна из форм профилактики, поскольку, наказывая преступника, общество стремится предупредить совершение им новых преступлений и на его примере удержать от подобных деяний других нравственно неустойчивых лиц. Однако ведущую роль в борьбе с преступностью играет ее предупреждение, профилактика, т.е. устранение или нейтрализация причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению общественно опасного деяния. В литературе и нормативных актах можно встретить термины «предупреждение», «профилактика», «предотвращение» преступности или конкретных преступлений. Они близки по смысловому значению и часто употребляются как взаимозаменяющие, но имеют определенные нюансы и несут соответствующую смысловую нагрузку.

Работа состоит из  1 файл

Криминал.docx

— 30.61 Кб (Скачать документ)

Правовые меры профилактики преступности включают: 1. Совершенствование уголовного, административного, трудового и  других отраслей законодательства. 2. Наличие  правовых запретов и ограничений  (например, регулирование торговли спиртными напитками, изготовления, приобретения, хранения и ношения оружия и т.д.). 3. Правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики. 4. Воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению. 5. Воспитание профилактической активности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правоохранительные органы как  субъекты профилактики преступности

 

Субъектами предупреждения преступности являются государственные органы, общественные организации (объединения) и коллективы, а также различные частные  структуры (хозяйственные, учебные, благотворительные  и др.) и граждане, которые целенаправленно  осуществляют на различных уровнях  и в различных масштабах профилактическую деятельность, наделены в связи с  этим определенными правами и  обязанностями и несут ответственность  за их реализацию.

Для эффективного функционирования системы  субъектов профилактики необходимо, чтобы для участников профилактической деятельности четко определялись объекты  воздействия и цели работы, функции  их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел методическую и правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к  этой работе кадрами.

Правоохранительные органы: 5суд, прокуратура, органы внутренних дел и безопасности, адвокатура и нотариат, юридические службы предприятий, учреждений и организаций -- осуществляют по преимуществу специальные меры предупреждения преступности, которые носят целевой характер.

Профилактический эффект деятельности суда связан, прежде всего, с выполнением  его основной задачи -- осуществлением правосудия. Вынося справедливый и обоснованный приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливое решение по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствует устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию.

Профилактическое значение имеет  проведение выездных судебных заседаний  по месту работы или жительства подсудимого, своевременное освещение хода и  результатов судебных процессов  в средствах массовой информации.

Непосредственно профилактическую функцию  выполняют выносимые судами по результатам  рассмотрения уголовных, гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных  дел частные определения, направленные на устранение выявленных обстоятельств, служащих причинами и условиями  преступлений и иных правонарушений. По каждому частному определению  должны быть приняты конкретные меры по устранению указанных в нем  причин и условий совершения преступлений и иных правонарушений.

Профилактическую направленность имеют и статистико-аналитическая  работа, обобщения судебной практики, создающие информационное обеспечение  для методической работы в сфере  предупреждения преступности.

Профилактика преступности выступает  в качестве задачи, подлежащей решению  на каждом направлении деятельности прокуратуры. В процессе реализации каждой из функций прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных  формах и различными методами.

Важное значение для предупреждения преступности имеет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами в хозяйственной деятельности, социальной сфере, в природоохранительной деятельности и т.д. К средствам прокурорского реагирования на выявленные в процессе осуществления общего надзора нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; предписание об устранении нарушений закона; внесение представлений; предостережение о недопустимости нарушения закона; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

Профилактические функции выполняются  и при осуществлении надзора  за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.6 Прокурор выясняет, устанавливались ли причины и условия преступления по каждому уголовному делу, проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для их устранения.

На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением  законов в местах лишения свободы; в других органах, исполняющих наказания  и меры, их заменяющие.

Предупредительная деятельность прокурора  реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение  подсудимого.

Предупредительная работа следователей прокуратуры, так же, как и следователей МВД, ФСК и службы налоговых расследований, осуществляется в нескольких формах. Возбуждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывают общее  и специальное предупредительное  воздействие как на лиц, виновных в совершении преступления, так и  на других граждан, знающих о ведущемся  расследовании. По конкретным уголовным  делам следователи обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и вносить представления об их устранении.

Следует особо выделить специализированные функции профилактики, осуществляемые инспекциями по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами, объединениями  по охране объектов и личного имущества  граждан по договорам.

Субъектами специальной профилактики, в соответствии со своим профилем деятельности, являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с полицией.

В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их деятельность, направленная на выполнение основных целей уголовного наказания - исправление  осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений -- имеет в силу этого профилактическое значение.

Деятельность аппаратов Государственной  автомобильной инспекции (ГАИ) направлена на ликвидацию, ослабление, нейтрализацию  ряда криминогенных факторов, детерминирующих  транспортные преступления.

Профилактические функции выполняют  и внутренние войска МВД, которые, наряду с выполнением других обязанностей, оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка  при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных мероприятий, принимают  участие в пресечении нарушений  общественного порядка массового  характера. Их действия направлены на предотвращение тяжких последствий  нарушений общественного порядка  и пресечение таких нарушений: массовых беспорядков, действий, направленных на срыв работы транспорта и других предприятий, действий, дезорганизующих работу учреждений, исполняющих наказания, захват заложников и т.п. Охрана общественного порядка внутренними войсками в местностях, объявленных на чрезвычайном положении, существенно сдерживает рост общеуголовной преступности, обусловленный экстремальной ситуацией, ослаблением обычных форм социального контроля.

Закон РФ «О федеральных органах  государственной безопасности»  от 8 июля 1992 года устанавливает их задачи по предупреждению разведовательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб против РФ; предупреждение во взаимодействии с органами прокуратуры, МВД и другими государственными органами коррупции, наркобизнеса, других форм организованной преступности, расследование которых отнесено законом к ведению органов безопасности.

Органы Министерства юстиции РФ участвуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по организационно-методическому руководству  экспертных учреждений, нотариата, юридических  органов, обслуживающих народное хозяйство. Ведение судебной статистики делает органы юстиции держателями необходимой  для криминологического прогнозирования  и планирования информации.

К правовым мерам профилактики относятся  деятельность органов Министерства юстиции РФ по совершенствованию  законодательства и участие в  законотворческой деятельности, работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правовое регулирование предупреждения преступности должно учитывать новые  демографические, социальные, экономические, идеологические (ценностные), психологические, политические реалии общества и государства, полно и точно интерпретировать в своих понятиях, нормах и институтах конституционные гарантии прав и  свобод граждан. Вместе с тем нельзя допускать декларативности, которая  может обесценить развивающуюся  новую отрасль права -- профилактическую. Законность деятельности по предупреждению преступлений требует конкретного описания в соответствующих нормативных актах компетенции и правомочий субъектов профилактики, содержания ее мер, оснований и условий их применения; минимизации использования оценочных понятий и определения пределов их применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Хохряков Г.Ф. Криминология. Учебник/Отв.ред.В.Н.Кудрявцев.- М.Юристъ,2004.

2. Криминология. Учебник./ Под ред.  В.Н. Кудрявцева - 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Юристь, 2005,

3. Криминология . Учебник./Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА, 2005.

4.Криминология: Учебник/под ред.  проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г.

5.Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997.

1 Хохряков Г.Ф. Криминология. Учебник/Отв.ред.В.Н.Кудрявцев.- М.Юристъ,2004.

 

2 Криминология. Учебник./ Под ред. В.Н. Кудрявцева - 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Юристь, 2005

3 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997.

4 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г.

 

5 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г.

 

6 Криминология . Учебник./Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА, 2005.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"