Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:28, контрольная работа
Задача №1. Ознакомьтесь с приведенной информацией из жизни Б. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
а) Какие обстоятельства жизни Б. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?
б) Роль в совершении (первой кражи, разбойного нападения, применения насилия в отношении представителя власти) каждого из этих преступлений личностных свойств Б. и жизненных ситуаций, в которых были совершены преступления?
в) На какие положительные черты личности Б. и особенности его биографии можно обратить внимание в индивидуальной профилактической работе с ним?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Институт заочного обучения
Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебная дисциплина : Криминология
Номер варианта контрольной работы: 8
Наименование направления (специальности, профиля подготов-
ки): Юриспруденция
Ф.И.О студента: Арутюнян Вергине Вардановна
Номер группы: ЮРПО12
Номер зачетной книжки: 111968
Дата регистрации контрольной работы кафедрой:
Проверил:
(Ф.И.О.)
Оценочное заключение:
Новосибирск 2012
Ситуационная часть
Задача №1. Ознакомьтесь с приведенной информацией из жизни Б. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
а) Какие обстоятельства жизни Б. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?
б)
Роль в совершении (первой кражи,
разбойного нападения,
в)
На какие положительные черты
личности Б. и особенности его
биографии можно обратить
Б., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать А., совершившего хулиганские действия. Б., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком «А что! Попробуем!» Б. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив ему средней тяжести вред здоровью. Вместе с А. они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия, знакомых Б. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана.
Эти объяснения
признаны убедительными, и уголовное
преследование в отношении
Случай свел Б. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Вскоре они вместе в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного прохожего. Угрожая, отобрали у него кошелек и убили. Отбывая наказание, за это преступление, Б. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации учреждения исполнения наказаний, проявляя по отношению к ним озлобленность. Освободившись из мест лишения свободы, Б. после соответствующего лечения перестал употреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, страдающих злоупотреблением спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения Б. из колонии до совершения им последнего преступления (8 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с Б. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось. В беседе с научным сотрудником Б. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции. По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении экспертизы отмечены наличие у Б. признаков психических отклонений от нормального поведения личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатированы черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.
Ответ:
Задача №2. Прочтите описание преступления. Проведите виктимологический анализ: совершил ли потерпевший какие-либо ошибки, которые повысили его виктимность? Какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?
Вера попала в плохую компанию. Ее подруги выпивают и употребляют наркотики. Несколько раз пробовала и она. Да, хочется еще, но, увы, нет денег. Оксана нашла выход. Вот это да! Настоящая подруга! Не бросает друзей в беде.
«На «физ-ру» не пойдем, скажем, что форму забыли, расстроились, голова заболела. Тогда нас оставят сторожить одежду в раздевалке. Берем у Симашевой ключи от дома (они у нее в портфеле). Она живет рядом. За полчаса управимся». Было очень страшно. Но все прошло как по маслу. В квартире у Симашевой Вера украла 300 долларов. «Ух, как надолго нам с Оксанкой этого хватит!»
Ответ: Виктимность — это склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность изучает межотраслевая дисциплина виктимология.
Свойства каждой человеческой личности позволяют оценить вероятность того, что эта личность может стать жертвой преступления, — чем больше вероятность, тем выше виктимность этого человека. Виктимность зависит от личностных характеристик (в том числе социотипа), социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации. Величина виктимности может изменяться. Её рост называется виктимизацией, снижение — девиктимизацией.
Виктимность включает в себя:
- индивидуальная виктимность - свойство конкретного человека определяемые социальными, психологическими, биофизическими факторами или их совокупностью, которые повышают в той или иной жизненной ситуации вероятность стать жертвой преступления;
- видовая виктимность - заключается в общей для отдельных групп людей, обладающих одинаковым набором физических, социальных, психических качеств, которые под воздействием делают людей жертвой преступления;
- массовая виктимность - объективно существующая реальность какой - то части людей в силу индивидуальной, видовой виктимности, способность нести физический, моральный или материальный вред от преступления.
Таким образом, исходя из существа данной задачи, мы можем сделать вывод о том, что Симашева совершила ошибки, которые повысили ее виктимность, содержащиеся в том, что она не соблюла элементарные правила личной безопасности, не занималась профилактикой преступлений против своей жизни, здоровья, оставив ключи от дома в портфеле в раздевалке, доступ к которой имели Вера и Оксана во время урока. Данные обстоятельства подтолкнули девочек на совершение преступных действий.
Под виктимологической профилактикой понимают специфическую деятельность социальных институтов, направленную на выявление, устранение и нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование уже имеющихся специальных средств.
В данном случае применительно к исследуемой ситуации могли бы быть эффективны следующие меры индивидуальной виктимологической профилактики правонарушений:
Тестовая часть
1. Для
чего применяются уголовно-
1) для
цифровой характеристики
2) для дачи прогноза о тенденциях преступности
2. Критерии криминологической информации:
2) достоверность
4) относимость
5) допустимость
3. Что такое «аномия» в обществе?
4) Рассогласование
декларируемых ценностей и
4. Какой
тип личности преступника
1) ситуативно-криминогенный
5. Укажите
основоположников
3) Э. Ферри
4) И.Я. Фойницкий
6. Какое
поведение жертвы облегчает
2) фасилитивное
7. Какой
из терминов в начале 21 века
был положен в основу
3) предупреждение преступности
8. С какого
времени в США собираются
1) с 1917 года
9. Терроризм – это:
1) идеология
насилия и практика
10. Укажите
степень латентности
1) высокая
Библиографический список
а) Учебники:
Криминология : учеб. для вузов / [Ванюшкин С. В. и др.] ;под общ. ред. А. И. Долговой .- 3-е изд., перераб. и доп .- М. : Норма, 2007 .- XII, 899 с. (МОРФ)
б) методическая литература:
Корнилов, Александр Васильевич. Криминология : учеб. -метод. комплекс учеб. дисциплины по специальности 030501 "Юриспруденция" / Корнилов А. В. ; НГУЭУ, каф. уголовно-правовых наук .- Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2007 .- 205 с .