Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:00, курсовая работа
Актуальность исследования личности насильственного преступника в настоящее время обусловлена тем, что насилие стало наиболее острой, злободневной проблемой современного российского общества. Насильственная преступность это не просто совокупность насильственных преступлений, это угроза национальной безопасности страны, угроза конституционным правам граждан, страх значительного числа граждан за свою жизнь и здоровье. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого россиянина на жизнь, охрану здоровья, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни (ст. 20-23), при этом законодательно закреплено, что основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения (ст.17). Задачами основного уголовного закона
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА В КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
Понятие и структура личности преступника……………………………..6
Криминологическая классификация личности преступников…………13
Использование криминологических типологий личностей преступников…………………………………………………………………….22
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНИКА………………………………………………………………...26
2.1. Роль мировоззрения в формировании преступного поведения………….26
2.2. Социальные условия и причины возникновения криминального насилия…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.
А.В. Смирнов предлагает классификацию преступников по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:
особо опасные преступники (активные антисоциальные) - многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; они настойчиво вовлекают в такую деятельность других лиц (коррупционеров; общеуголовных преступников, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных преступников (для которых уголовно-наказуемые действия являются единственным или главным источником средств к существованию и пр). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создают сами;
десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица, "выпавшие" из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, профессиональные нищие, тунеядцы. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы "плывут по течению". Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используют складывающиеся. Как и особо опасные преступники, представители этого типа устойчивы в своих установках и противоправном поведении;
неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;
ситуативные преступники
- лица, общественная опасность личности
которых выражена в поведении
незначительно, но, тем не менее, имеется
и проявляется в
Для успешной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь, мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом особого внимания. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, то есть, максимально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений.
Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).
Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.
Понятие "личность преступника" является многогранным и изучается различными специалистами - философами, социологами, психиатрами, педагогами, юристами и психологами. Криминальная психология при изучении личности преступника учитывает положения других наук.
По мнению ряда авторов, анализ личностных качеств преступника объясняет истоки преступного поведения и выявляет причины формирования устойчивых криминогенных свойств личности, а также позволяет более точно установить мотивы преступления. Знания криминальной психологии позволяют оптимально выбирать тактику и приемы правомерного воздействия на подозреваемого и обвиняемого.
Изучив качества личности, обусловившие преступление, можно отнести преступника к определенному типу, категории и соответственно прогнозировать вероятность совершения им преступлений в будущем, выбирать меры реагирования на совершенное преступление. Криминальная психология личности помогает разработать меры психологического характера, направленные на предупреждение и пресечение преступлений.
Психологическая характеристика личности преступника учитывается при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, например при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности.
Знание личностных качеств, обусловивших преступление, позволяет более грамотно организовать процесс воспитания преступника в исправительных учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении.
Изучение психологии личности
преступника поможет в
Разработка проблемы личности преступника имеет важное значение не только для развития криминологической науки. В практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях:
при статистическом анализе преступности по лицам;
при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений;
при проведении индивидуально-воспитательной работы службами и подразделениями органов внутренних дел;
в деятельности судов при назначении наказания;
в оперативно-розыскной деятельности.
По нашему мнению, статистический
анализ играет в практическом применении
знаний о личности преступника одну
из главных ролей, так как он дает
возможность смоделировать
Причины и условия совершения конкретных преступлений во многом связаны с личностью обвиняемого. В связи с этим необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности (семьи, ближайшего окружения, досуга) и конкретной ситуации совершения преступления. Представление, которое выносит следователь, должно отражать полученную информацию и иметь четкий адрес профилактических предписаний. И здесь знание генезиса личности преступника, ее криминологических особенностей помогает отображать из полученной в ходе следствия информации самое существенное о причинах и условиях совершенного преступления.
При решении задач профилактики
правонарушающего поведения и исправления
преступника целесообразно
Последовательность действий можно выразить следующими последовательными шагами:
изучение;
определение типа личности;
применение профилактических мер;
оценка промежуточных результатов;
применение скорректированных мер.
При назначении судами справедливого и обоснованного наказания личность виновного играет самостоятельную и важную роль. Использование типологии личности в процессе назначения наказания подводит научную базу под субъективное усмотрение суда и минимизирует "разнобой" в карательной практике судебных органов. Учет личности виновного при назначении наказания имеет много общего с порядком проведения индивидуально-воспитательной работы. Отличие состоит в том, что в процессе назначения наказания нет двух последних звеньев оценки промежуточных результатов и корректировки воспитательных мер. Вместо классификатора профилактических мер используются разработанные шкалы уголовно-правовых санкций.
В последние годы в деятельности правоохранительных органов стал применяться метод формирования психологического розыскного портрета. Этот метод основан на положении о том, что в преступлениях, прежде всего. Особо тяжких (например, сексуальных убийствах), проявляется психология и психопатология преступника. На основе детальной проработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывается, что он обладает такими-то психологическими и физическими качествами, такими-то социальными характеристиками (уровень образования, культуры и прочее), криминальным опытом, отличается такими-то особенностями привычек обыденного поведения и т.п. подчеркнем, что данный метод особенно эффективен при расследовании серийных преступлений.
Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в целом.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих, если так можно выразиться, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические взгляды. При этом мировоззрение не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей.
Мировоззрение человека проявляется через его убеждения. Убеждение выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в истинности конкретного факта как существенный компонент мировоззрения; и, во-вторых, как наивысший уровень направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и воля к борьбе за него. В этом случае убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.
В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть основных типов направленности личности.
1. Интернализаторско-
2. Интернализаторско-девиантная
направленность доминирует в
асоциальном или
3. Идентификаторско-
4. Идентификаторско-девиантная
направленность характерна для
лиц, подверженных влиянию
5. Податливо-конформистская
направленность характерна для
лиц, ориентирующихся на
Информация о работе Криминологическая характеристика личности насильственного преступника