УМК Родионовой
Криминология
как наука, ее предмет и метод
Вопросы:
- Понятие криминологии как науки и ее предмет
- Цели, задачи, функции науки «криминология»
- Методология науки «криминология»
- Место криминологии в системе других наук
Криминология – социально-правовая
общетеоретическая и прикладная
наука, исследующая:
- Преступность как социальное явление
- Причины преступности и иные детерминанты
- Личность тех, кто совершает преступление
- Системы мер предупреждения преступления
В предмет также входят:
- Закономерности развития, функционирования криминологической науки, ее место и роль в жизни общества, организацию конкретных криминологических исследований.
- Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью, ликвидацию последствий преступности, управление процессами борьбы с преступностью.
Объективистский подход:
- Преступность как социальное явление
- Причины преступности и иные детерминанты
- Системы мер предупреждения преступления
Криминология относится:
- К юридическим наукам:
- Это самостоятельная юридическая наука.
- Часть уголовного права.
- Социальная:
- Самостоятельная соционическая наука
- Раздел социологии
- Находится на стыке и является социально-правовой наукой
- Не является наукой, относится к группе медицинских знаний
Цели, задачи и
функции
Цели:
- Теоретическая цель заключается в познании закономерности преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулированию гипотез, определения задач развития данной науки.
- Практическая цель в выработке научных рекомендаций и предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.
Задачи:
- Получение объективных и достоверных знаний о преступности, о ее объеме (состоянии), интенсивности (уровня), структуре и в динамике, как в прошлом, так и в настоящем.
- Криминологическое изучение видов преступности (рецидивной, корыстности) для дифференцированной борьбы с ними.
- Выявление и научное изучение причин и условий преступности, выработка рекомендаций по их преодолению.
- Изучение личности преступника и механизм совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника.
- Определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.
Функции:
- Описательная (диагностическая) состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии на основе сбора эмпирического материала.
- Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе.
- Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса.
Система криминологии
- Общая часть включает рассмотрение теоритических основ криминологии.
- Особенная часть – изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразие деятельности по их предупреждению.
Методология науки
- Общенаучные (общефилософские): анализ, синтез, сравнение
- Частнонаучные: анкетирование, опрос, исследования, проводимые в общественность и социологии
- Специальные: криминологический эксперимент, прогнозирование, планирование, экспертиза.
Взято много методов из
социологии.
Место криминологии
в системе других наук
Соотношения:
- Криминология и уголовное право. Они в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями; правовая сторона криминологии состоит в том, что рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе, для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника.
- Криминология и уголовно-исполнительное право. УИП использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных.
- Криминология и уголовный процесс. Их задачи состоят в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условия совершения преступлений, а также осуществления мер по их устранению.
- Криминология и криминалистика. Методологические основы криминалистики используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.
- Криминология и философия, социология, демография, статистика, педагогика, психиатрия, статика.
История криминологии.
Зарубежные криминологические теории
и школы
Вопросы:
- Становление и развитие криминологии как самостоятельной социально-правовой науки.
- Классическое направление криминологической теории.
- Биологическое направление криминологической теории.
- Психологическое направление криминологической теории.
- Социологическое направление криминологической теории.
- Развитие отечественной криминологии.
Становление и
развитие криминологии как самостоятельной
социально-правовой науки
В примитивном обществе наказание
человека служило целью умиротворения
богов, смягчение их гнева в тех
случаях, когда нарушалось какое-либо
табу. Вопросы о причинах нарушения табу
не ставились.
Греческие философы высказывали
мысли о причинах преступности. Например,
Платон считал одной из существенных причин
преступности недостаточное воспитание.
В эпоху крестьянского
средневековья господствовало представление
о преступлении и наказании, что
преступление – это не только противоправное
нарушение норм, установленных государством,
но и неизменно грех перед богом,
совращение души дьяволом. Государственное
же наказание необходимо, ибо так
хочет бог. Страдания преступника при
наказании примеряют его с богом.
Только в XVIII, с развитием
рационализма, люди стали реально и критически
подходить к таким явлениям, как отклоняющееся
поведение и преступность. Считается,
что создателем криминологии является
итальянский судья Рафаэль Галофаро. Конкретно
рождение новой дисциплины связывают
с выходом в свет его книги «Криминология»
(1885 г.). В этой работе было введено в научный
оборот само понятие «криминология».
Отцом-основателем следует
считать Энрико Ферри, который значительно
раньше, в 1881г., изложил основы новой науки.
Еще одна точка зрения: основатели
Чезари Лоброзо, Энрико Ферри, Рафаэль
Галофаро. Они в свое время издавали
журнал «Архив психиатрии уголовного
права и уголовной антропологии».
В современном понимании можно
выделить три эпохи:
- Классическая школа XVIII века. Согласно ее канонам интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека. Это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей.
- Позитивистская школа XIX века утверждает, что поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. Задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Эта школа ориентирована на исправление преступника.
- Криминология новейшего времени с середины XX века обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. К причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступники. В рамках данного направления криминология интересуется как поведением лиц, называемых преступниками, так и изучает поведение тех, кто определяет других как преступников (например, сотрудников ПО).
Классификация профессора Фокса,
который делит:
- Классическая (оценка серьёзности преступления с юридической позиции).
- Позитивистская (преступление обусловлено множеством факторов, юридический подход полностью отвергается).
- Американская (социологические теории причин преступности).
- Школа социальной защиты (преступление вызывается различными социальными факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует принимать во внимание).
- Позитивистские воззрения – школа дополняет юридические подходы.
Классическое
направление криминологической
теории
Классической она называется
потому, что в ее рамках впервые
сложилась относительно полная система
воззрений в области криминологии.
Представители классических
криминологический школ (Ч. Беккария,
Е. Бента, Горварт) считали, что преступления
– это следствие сознательного поведения
человека, который обладает полной свободой
воли, осуществляет выбор варианта своих
действий.
Наказания за совершенные
преступления рассматривались как
неотвратимый и справедливый ответ
общества, не преследующий проявления
жестокости, но направленный на устрашение,
исправление и обезвреживание преступника.
Начало классического
подхода связывается с работой
Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях»
(1764 г.).
Принципы, рекомендованные
Беккария, сводились к следующему:
- Основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей.
- Преступление должно рассматриваться как ущерб для общества.
- Предупреждение преступности значительно важнее наказания, закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность.
- Тайное обвинение и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми процедурами.
- Цель наказания – удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть.
Биологическое направление
криминологической теории
Родоначальником антропологического
направления криминологической
теории стал итальянский тюремный врач-психиатр
Ч. Ломброзо, опубликовавший свою работу
«Преступный человек». На основании
своих наблюдений он пришел к выводу
о том, что преступное поведение
причинно-обусловлено, и что типичного
преступника можно идентифицировать
по конкретным физическим характеристикам.
Ученый считал, что внутренний
мир преступника атавистичен, т.е.
у преступника наблюдается своего
рода генетического сдвиг назад
к тем качествам, которые были
свойственны первобытным людям.
- Нарушение баланса между интеллектом и животными инстинктами
- Доминирование агрессивных действий над разумным поведением
- Порочные потребности
- Низкая ступень развития личности
Теория принужденного
преступника встретила категорическое
неприятие и была отвергнута современниками.
Идея о том, что по форме
лица можно «читать» внутренний мир
человека и делать соответствующие
выводы о его тайных устремлениях
была высказана за 100 лет раньше выхода
книги Ломброзо. В 1778 г. швейцарский
исследователь Иоганн Лафатер эту
идею развивал в своем труде «Физиогномические
фрагменты. Он полагал, что внутренняя
психофизиологическая сущность того или
иного индивида проявляется в
его внешнем облике и по чертам
лица и формам тела можно определить
способности и склонности конкретного
человека.
На взгляд Ломброзо большое
внимание оказали френологические идеи
австрийского врача и анатома Франца Галя,
который пытался идею о связи строения
тела и внутреннего мира приложить к людям
преступного мира. В отличие от Лафатера,
Галь особое значение придавал не чертам
лица человека, а объему и форме его головы.
Помимо указанных идей,
Ломброзо воспринял идею французского
психиатра Бенедикта Мореля. Он в
свое работе «Трактат о вырождении»
(1857 г.) развивал идею о биологической
ущербности некоторых человеческих
особей. Морель утверждал, что в ряде
семейств из поколения в поколения
идет деградация, и наконец, род полностью
деградирует, что нередко приводит
или к бесплодию или к самоубийству.
Учитывая резкую критику
своей гипотезы о прирожденном преступнике,
Ломброзо позже стал признавать, что
помимо врожденного типа существуют
и другие типы, и он разработал следующую
классификацию преступников:
- Прирожденные преступники
- Профессиональные преступники
- Душевнобольные преступники
- Преступники по страсти (политические маньяки)
- Случайные преступники
Таким образом, отказавшись
от абсолютизации идеи о врожденной
предрасположенности к антисоциальному
поведению, Ломброзо обратился к
признанию более широкого спектра
побуждений и мотивов, которые толкают
человек на преступление.
В 1878 г. ученик Ломброзо Энрико
Ферри опубликовал свою работу «Теория
невменяемости и отрицание свободной
воли». Отталкиваясь от идей своего учителя
о биологических основах причинности,
он вместе с тем уделил большое внимание
взаимодействию социальных, экономических
и политических факторов. Ферри полагал,
что на преступную мотивацию, как минимум,
влияют три фактора: