Криминология как наука, ее предмет и метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 03:11, контрольная работа

Описание

В примитивном обществе наказание человека служило целью умиротворения богов, смягчение их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-либо табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились. Греческие философы высказывали мысли о причинах преступности. Например, Платон считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание. В эпоху крестьянского средневековья господствовало представление о преступлении и наказании, что преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет бог. Страдания преступника при наказании примеряют его с богом.

Работа состоит из  1 файл

Kriminologia.docx

— 114.18 Кб (Скачать документ)

УМК Родионовой

Криминология  как наука, ее предмет и метод

Вопросы:

  1. Понятие криминологии как науки и ее предмет
  2. Цели, задачи, функции науки «криминология»
  3. Методология науки «криминология»
  4. Место криминологии в системе других наук

Криминология – социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая:

  1. Преступность как социальное явление
  2. Причины преступности и иные детерминанты
  3. Личность тех, кто совершает преступление
  4. Системы мер предупреждения преступления

В предмет также входят:

  1. Закономерности развития, функционирования криминологической науки, ее место и роль в жизни общества, организацию конкретных криминологических исследований.
  2. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью, ликвидацию последствий преступности, управление процессами борьбы с преступностью.

Объективистский подход:

  1. Преступность как социальное явление
  2. Причины преступности и иные детерминанты
  3. Системы мер предупреждения преступления

Криминология относится:

  1. К юридическим наукам:
    1. Это самостоятельная юридическая наука.
    1. Часть уголовного права.
  1. Социальная:
    1. Самостоятельная соционическая наука
    2. Раздел социологии
  1. Находится на стыке и является социально-правовой наукой
  1. Не является наукой, относится к группе медицинских знаний

Цели, задачи и  функции

Цели:

  1. Теоретическая цель заключается в познании закономерности преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулированию гипотез, определения задач развития данной науки.
  2. Практическая цель в выработке научных рекомендаций и предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Задачи:

  1. Получение объективных и достоверных знаний о преступности, о ее объеме (состоянии), интенсивности (уровня), структуре и в динамике, как в прошлом, так и в настоящем.
  2. Криминологическое изучение видов преступности (рецидивной, корыстности) для дифференцированной борьбы с ними.
  3. Выявление и научное изучение причин и условий преступности, выработка рекомендаций по их преодолению.
  4. Изучение личности преступника и механизм совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника.
  5. Определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Функции:

  1. Описательная (диагностическая) состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии на основе сбора эмпирического материала.
  2. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе.
  3. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса.

Система криминологии

  1. Общая часть включает рассмотрение теоритических основ криминологии.
  2. Особенная часть – изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразие деятельности по их предупреждению.

Методология науки

  1. Общенаучные (общефилософские): анализ, синтез, сравнение
  2. Частнонаучные: анкетирование, опрос, исследования, проводимые в общественность и социологии
  3. Специальные: криминологический эксперимент, прогнозирование, планирование, экспертиза.

Взято много методов из социологии.

Место криминологии в системе других наук

Соотношения:

  1. Криминология и уголовное право. Они в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями; правовая сторона криминологии состоит в том, что рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе, для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника.
  2. Криминология и уголовно-исполнительное право. УИП использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных.
  3. Криминология и уголовный процесс.  Их задачи состоят в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условия совершения преступлений, а также осуществления мер по их устранению.
  4. Криминология и криминалистика. Методологические основы криминалистики используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.
  5. Криминология и философия, социология, демография, статистика, педагогика, психиатрия, статика.

История криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Вопросы:

  1. Становление и развитие криминологии как самостоятельной социально-правовой науки.
  2. Классическое направление криминологической теории.
  3. Биологическое направление криминологической теории.
  4. Психологическое направление криминологической теории.
  5. Социологическое направление криминологической теории.
  6. Развитие отечественной криминологии.

Становление и  развитие криминологии как самостоятельной  социально-правовой науки

В примитивном обществе наказание  человека служило целью умиротворения  богов, смягчение их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-либо табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились.

Греческие философы высказывали  мысли о причинах преступности. Например, Платон считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание.

В эпоху крестьянского  средневековья господствовало представление  о преступлении и наказании, что  преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед богом, совращение души дьяволом. Государственное  же наказание необходимо, ибо так  хочет бог. Страдания преступника при наказании примеряют его с богом.

Только в XVIII, с развитием рационализма, люди стали реально и критически подходить к таким явлениям, как отклоняющееся поведение и преступность. Считается, что создателем криминологии является итальянский судья Рафаэль Галофаро. Конкретно рождение новой дисциплины связывают с выходом в свет его книги «Криминология» (1885 г.). В этой работе было введено в научный оборот само понятие «криминология».

Отцом-основателем следует  считать Энрико Ферри, который значительно  раньше, в 1881г., изложил основы новой науки.

Еще одна точка зрения: основатели Чезари Лоброзо, Энрико Ферри, Рафаэль  Галофаро. Они в свое время издавали журнал «Архив психиатрии уголовного права и уголовной антропологии».

В современном понимании можно выделить три эпохи:

  1. Классическая школа XVIII века. Согласно ее канонам интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека. Это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей.
  2. Позитивистская школа XIX века утверждает, что поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. Задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Эта школа ориентирована на исправление преступника.
  3. Криминология новейшего времени с середины XX века обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. К причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступники. В рамках данного направления криминология интересуется как поведением лиц, называемых преступниками, так и изучает поведение тех, кто определяет других как преступников (например, сотрудников ПО).

Классификация профессора Фокса, который делит:

  1. Классическая (оценка серьёзности преступления с юридической позиции).
  2. Позитивистская (преступление обусловлено множеством факторов, юридический подход полностью отвергается).
  3. Американская (социологические теории причин преступности).
  4. Школа социальной защиты (преступление вызывается различными социальными факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует принимать во внимание).
  5. Позитивистские воззрения – школа дополняет юридические подходы.

Классическое  направление криминологической  теории

Классической она называется потому, что в ее рамках впервые  сложилась относительно полная система  воззрений в области криминологии.

Представители классических криминологический школ (Ч. Беккария, Е. Бента, Горварт) считали, что преступления – это следствие сознательного поведения человека, который обладает полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий.

Наказания за совершенные  преступления рассматривались как  неотвратимый и справедливый ответ  общества, не преследующий проявления жестокости, но направленный на устрашение, исправление и обезвреживание преступника.

Начало классического  подхода связывается с работой  Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.).

Принципы, рекомендованные  Беккария, сводились к следующему:

  1. Основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей.
  2. Преступление должно рассматриваться как ущерб для общества.
  3. Предупреждение преступности значительно важнее наказания, закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность.
  4. Тайное обвинение и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми процедурами.
  5. Цель наказания – удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть.

Биологическое направление  криминологической теории

Родоначальником антропологического направления криминологической  теории стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо, опубликовавший свою работу «Преступный человек». На основании  своих наблюдений он пришел к выводу о том, что преступное поведение  причинно-обусловлено, и что типичного  преступника можно идентифицировать по конкретным физическим характеристикам.

Ученый считал, что внутренний мир преступника атавистичен, т.е. у преступника наблюдается своего рода генетического сдвиг назад  к тем качествам, которые были свойственны первобытным людям.

  1. Нарушение баланса между интеллектом и животными инстинктами
  2. Доминирование агрессивных действий над разумным поведением
  3. Порочные потребности
  4. Низкая ступень развития личности

Теория принужденного  преступника встретила категорическое неприятие и была отвергнута современниками.

Идея о том, что по форме  лица можно «читать» внутренний мир  человека и делать соответствующие  выводы о его тайных устремлениях была высказана за 100 лет раньше выхода книги Ломброзо. В 1778 г. швейцарский  исследователь Иоганн Лафатер эту  идею развивал в своем труде «Физиогномические  фрагменты. Он полагал, что внутренняя психофизиологическая сущность того или  иного индивида проявляется в  его внешнем облике и по чертам лица и формам тела можно определить способности и склонности конкретного  человека.

На взгляд Ломброзо большое внимание оказали френологические идеи австрийского врача и анатома Франца Галя, который пытался идею о связи строения тела и внутреннего мира приложить к людям преступного мира. В отличие от Лафатера, Галь особое значение придавал не чертам лица человека, а объему и форме его головы.

Помимо указанных идей, Ломброзо воспринял идею французского психиатра Бенедикта Мореля. Он в  свое работе «Трактат о вырождении» (1857 г.) развивал идею о биологической  ущербности некоторых человеческих особей. Морель утверждал, что в ряде семейств из поколения в поколения  идет деградация, и наконец, род полностью  деградирует, что нередко приводит или к бесплодию или к самоубийству.

Учитывая резкую критику  своей гипотезы о прирожденном преступнике, Ломброзо позже стал признавать, что  помимо врожденного типа существуют и другие типы, и он разработал следующую  классификацию преступников:

  1. Прирожденные преступники
  2. Профессиональные преступники
  3. Душевнобольные преступники
  4. Преступники по страсти (политические маньяки)
  5. Случайные преступники

Таким образом, отказавшись  от абсолютизации идеи о врожденной предрасположенности к антисоциальному  поведению, Ломброзо обратился к  признанию более широкого спектра  побуждений и мотивов, которые толкают  человек на преступление.

В 1878 г. ученик Ломброзо Энрико Ферри опубликовал свою работу «Теория  невменяемости и отрицание свободной  воли». Отталкиваясь от идей своего учителя  о биологических основах причинности, он вместе с тем уделил большое внимание взаимодействию социальных, экономических и политических факторов. Ферри полагал, что на преступную мотивацию, как минимум, влияют три фактора:

Информация о работе Криминология как наука, ее предмет и метод